Кадровая политика в условиях Перестройки

Дата публикации или обновления 02.01.2021

О перестройке и кадровой политике Партии


Товарищи!

Думаю, все мы хорошо понимаем, что успех перестройки в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко наши кадры воспримут необходимость перемен, насколько творчески и целеустремленно будут проводить в жизнь линию партии. Сегодня нужна кадровая политика, -отвечающая задачам перестройки, необходимости ускорения социально-экономического развития. Формулируя ее исходные требования, мы должны учитывать и уроки прошлого, и те новые масштабные задачи, которые поставила жизнь сегодня.

За годы социалистического строительства в стране создан мощный высококвалифицированный кадровый потенциал, а неизмеримо возросший уровень образования и культуры рабочих и крестьян, всего народа создает благоприятные условия для его постоянного пополнения и обновления. Все, что нами сделано, все, чего мы достигли, - творение рук советских людей, результат самоотверженной работы наших кадров.

Вместе с тем на нынешнем Пленуме необходимо сказать и об ошибках в кадровой работе, искривлениях в кадровой политике, которые были допущены в последние годы и привели к крупным недостаткам в деятельности ряда звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппарата, к негативным явлениям в обществе. Многих просчетов можно было бы избежать, если бы партийные органы всегда и последовательно проводили принципиальную, эффективную кадровую политику, обеспечивали высокую дееспособность всех звеньев партийного руководства и хозяйственного управления.

Разумеется, сегодня нельзя ограничиться лишь признанием допущенных ошибок. Чтобы избежать подобных просчетов в будущем, мы обязаны извлечь уроки из прошлого.

Каковы же эти уроки?

Первый из них состоит в необходимости своевременно решать назревшие кадровые вопросы в самом Центральном Комитете партии, его Политбюро - прежде всего с точки зрения обеспечения преемственности в руководстве, притока свежих сил. Нарушение этого естественного процесса привело на каком-то этапе к ослаблению работоспособности Политбюро и Секретариата, да и в целом Центрального Комитета КПСС, его аппарата, а также правительства.

В самом деле, товарищи, после апрельского Пленума за короткий срок обновилась большая часть Секретариата и заведующих отделами Центрального Комитета КПСС, сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР. Эта смена была вынужденной, потому что на протяжении длительного времени не обеспечивались обновление состава ЦК и правительства, постоянное пополнение их новыми кадрами, как того требовала жизнь. Все это в конечном счете сказалось и на выработке политики, и на практической деятельности партии по руководству обществом.

Такое больше не может и не должно повториться. Чтобы процесс обновления не прерывался, преемственность не нарушалась, Центральный Комитет КПСС, Политбюро и Секретариат ЦК, правительство, высшие эшелоны партийного и государственного руководства должны быть открыты для притока свежих сил из различных сфер деятельности. Такая постановка вопроса полностью соответствует ленинскому пониманию кадровой политики, интересам партии и народа.

Разумеется, Центральный Комитет партии выполнял и выполняет огромную работу. Но уровень этой работы никогда, ни при каких обстоятельствах не должен снижаться. Напротив, он должен постоянно расти и отвечать требованиям, которые предъявляют жизнь, развитие общества, международная обстановка. Любое ослабление в деятельности ЦК недопустимо.

Центральный Комитет КПСС призван быть образцом воплощения ленинских идей, принципов и методов в работе. На наших пленумах должны обсуждаться действительно главные вопросы жизни партии, внутреннего и международного положения страны. Обсуждаться свободно, откровенно, с чувством высокой ответственности, в обстановке идейной сплоченности и широкого сопоставления точек зрения.

В этой связи особо хочу сказать о роли членов Центрального Комитета, их правах и ответственности. На пленумах необходимо обеспечить право каждому члену ЦК на постановку вопросов и участие в их коллективном творческом обсуждении. В партии - и тем более на пленумах ЦК - не может быть лиц, стоящих вне критики, равно как и лиц, не имеющих права критиковать.

Тут нам многое придется поправлять. Давайте честно скажем: на протяжении ряда лет вне повесток дня пленумов оставалось немало животрепещущих проблем, которые волновали партию и народ. Товарищи помнят, что пленумы ЦК не раз проводились накоротке, формально. Многие члены ЦК в течение всего срока пребывания в его составе не имели возможности участвовать в прениях и даже внести предложения. Такая атмосфера на пленумах ЦК сказалась и на стиле работы местных партийных комитетов и организаций.

Второй урок из прошлого опыта, товарищи, состоит в том, что нам нельзя допускать, недооценку политической и теоретической подготовки, идейно-нравственной закалки кадров. В противном случае это оборачивается самыми серьезными сбоями в деятельности партийных комитетов как органов политического руководства.

В последние годы в подборе, расстановке и воспитании кадров эти критерии не всегда учитывались. На первый план нередко выдвигались знание работником специфики той или отрасли производства, науки и техники, технологии, его волевые начала. Все это, несомненно, имеет значение, но при этом нельзя допустить, чтобы из поля зрения уходили такие качества руководителей, как идейно-теоретический кругозор и политическая зрелость, моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей.

Надо прямо и честно признать, что технократический, "административно-нажимной" стиль работы нанес немалый ущерб партийному делу, прежде всего работе с людьми, то есть главному в деятельности партии. Погрузившись в хозяйственные заботы, взяв на себя в ряде случаев несвойственные функции, многие партийные работники ослабили внимание к политическим вопросам, явлениям общественной значимости в сфере экономики, социальной и духовной жизни.

Конечно, в основе такого стиля лежат и объективные причины. Они связаны с нерешенностью ряда вопросов управления народным хозяйством, отсутствием эффективного хозяйственного механизма. В этой ситуации многие партийные комитеты, чувствуя свою ответственность, свой долг перед народом, вынуждены брать на себя решение немалого числа хозяйственных проблем. Подобное происходило на протяжении ряда лет, глубоко укоренилось в стиле и методах работы и привело к известной деформации в принципах партийного руководства, самом составе наших кадров.

Осуществление крупномасштабных мер по перестройке управления и хозяйственного механизма в стране открывает широкие возможности для совершенствования работы партийных комитетов и организаций, усиления партийного влияния во всех сферах жизни общества, проведения политического подхода ко всем рассматриваемым проблемам.

Хочу подчеркнуть, что никто не может освободить партийные комитеты от забот и ответственности за положение в экономике. Речь идет, как я уже сказал, о таком совершенствовании методов партийного руководства, которое исключает подмену и мелочную опеку хозяйственных органов.

Третий урок, который мы должны извлечь, состоит в том, что в кадровой политике последних лет парадоксальным образом уживались две противоположные тенденции. Что я имею в виду, товарищи?

С одной стороны, в кадровом корпусе довольно сильно проявились застойные явления. В составе секретарей ряда партийных комитетов, среди работников советских и хозяйственных органов местного, республиканского и союзного уровней порой десятилетиями не происходило необходимых кадровых перемен, притока новых людей.

Говоря об этом, я не хочу бросить и малейшей тени на многие сотни и тысячи замечательных работников, особенно районного и городского звена, которые все силы и знания отдавали и отдают беззаветному служению партии и народу. Своей многолетней честной работой, действительно заслуженным авторитетом они подтверждают право занимать руководящие посты. КПСС, народ высоко ценят их нелегкий труд, их большие заслуги и воздают им должное.

Думаю, не нуждается в доказательствах известное, к тому же неплохо усвоенное положение, что в принципе стабильность кадров нужна. Но нельзя доводить ее до крайности, если хотите, до абсурда. Мы слишком хорошо знаем, к чему это приводило, какую цену приходится платить еще и сейчас за искусственную стабильность, превратившуюся, по существу, в кадровый застой.

С другой стороны, в кадровой работе, особенно на уровне первичного звена народного хозяйства, существовала и другая, не менее тревожная тенденция. Речь идет о большой сменяемости, настоящей чехарде в кадрах руководителей промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов и других организаций.

Вы знаете, сколь велика роль высококвалифицированных организаторов производства. Руководители коллективов - коммунисты и беспартийные - главная опора партии в проведении ее социально-экономической политики, на их плечи возложен большой объем разнообразных задач. В таком случае я задаю вопрос: как могло случиться, что во многих районах и областях за считанные годы полностью менялся состав руководителей трудовых коллективов?

Такое может происходить лишь тогда, когда живая работа с кадрами, настоящая забота об их политическом и профессиональном росте, об оказании им практической помощи отходят на второй план, подменяются администрированием, поспешными и подчас опрометчивыми суждениями об их деятельности и возможностях. Полагаю, этот очень серьезный упрек партийные комитеты должны принять на свой счет и сделать правильные выводы. .

К сожалению, есть и такие партийные комитеты, такие секретари, которые промахи, а то и провалы в своей работе прикрывают показной требовательностью к кадрам, псевдопринципиальностью, не думая при этом ни о существе дела, ни о судьбах людей.

В связи с этим хочу сказать еще об одном недопустимом явлении. Я имею в виду нетерпимость некоторых руководителей к самостоятельным действиям и мышлению подчиненных. Нередко случается, что, как только тот или иной работник начинает высказывать самостоятельные суждения, не совпадающие с мнением секретаря партийного комитета, руководителя министерства или ведомства, предприятия, учреждения или организации, от него стараются под всякими, даже порой внешне благовидными предлогами побыстрее избавиться. Так вроде бы лучше. А кому лучше? Делу? Ничего подобного! Для дела это всегда хуже.

Нам всем надо и в этом отношении учиться у В. И. Ленина, умевшего, как никто другой, сплачивать людей, налаживать дружную работу, поддерживать инициативных, внимательно выслушивать мнение товарищей по партии, а при необходимости терпеливо переубеждать их. Учиться принципиальности, требовательности и внимательности.

Четвертый урок нашей кадровой работы состоит в том, чтобы усилить ответственность за порученное дело, поднять дисциплину, создать обстановку взаимной требовательности. Как могло получиться, товарищи, что на многих руководящих постах - в районном, городском, областном, республиканском и даже союзном масштабах - десятилетиями оставались руководители, не справляющиеся со своими обязанностями, люди необязательные и недисциплинированные?

Последствия хорошо известны. На протяжении долгих лет ряд отраслей, в том числе черную металлургию, угольную промышленность, железнодорожный транспорт, станкостроение, сельхозмашиностроение, мясомолочную промышленность и некоторые другие, возглавляли руководители, которые не обеспечивали решение поставленных задач. Вроде бы все об этом знали, состояние дел в отраслях нередко критиковали на сессиях Верховного Совета СССР, пленумах ЦК и даже на съездах партии. Но все осталось по-прежнему.

- А разве нет областей й республик, городов и районов, в которых многие годы не выполняются производственные планы, запущены социальные вопросы? И в то же время их руководители не несли никакой ответственности за провалы в работе. Им все сходило с рук.

То же самое можно сказать и о некоторых руководителях предприятий, хозяйственных организаций, учреждений здравоохранения, образования, науки и культуры, органов информации: они давно запустили дела, не справляются со своими обязанностями, зато умеют, как говорится, пустить пыль в глаза, удобны в обращении. Еще недавно этого оказывалось достаточным, чтобы сохранить руководящее кресло.

Бывает и так, что тот или иной руководитель оказался не на своем месте и, как говорят, воз не тянет. Беда его в том, что он получил пост и дело не по силам. Как поступить в этом случае? Думается, такие ошибки надо признавать, поправлять и, не драматизируя их, предоставлять человеку работу по его возможностям.

Мы не должны и не можем быть "добренькими" за счет интересов партии, общества, народа. Партийные, народные интересы превыше всего - таков наш незыблемый закон. Настоящая забота о кадрах не имеет ничего общего с благодушием и всепрощением, благотворительностью и заигрыванием. Этот урок мы тоже должны крепко усвоить.

И, наконец, еще об одном уроке. На нашем Пленуме закономерно поставить вопрос: почему же все эти накопившиеся проблемы в кадровой работе оставались длительное время без внимания и решения? Как это могло получиться? Вопрос, как вы понимаете, очень серьезен.

По мнению Политбюро, главная причина - в слабости демократических начал в кадровой работе. В принципиальном плане я уже говорил о внутрипартийной демократии как главном гаранте реализации стратегического курса партии, задач перестройки. Высказаны и предложения по такому кардинальному вопросу демократизации, как формирование выборных органов в КПСС.

А сейчас я хотел бы выделить вопрос о повышении роли всех выборных органов. Надо прямо признать, что, если бы они действовали полнокровно как в партии, так и в государстве, в профсоюзах и других общественных организациях, можно было бы избежать многих серьезных упущений в кадровой работе.

Давайте посмотрим на жизнь, как говорится, открытыми глазами: произошло непомерное разрастание роли исполнительных органов в ущерб выборным. На первый взгляд будто все идет нормально. Регулярно проводятся и пленумы, и сессии, заседания других выборных органов. Но работа их часто заформализована, на обсуждение выносятся второстепенные или заранее предрешенные вопросы. В результате отсутствует должный контроль за деятельностью исполнительных органов и их руководящих кадров. Что уж греха таить, некоторые товарищи стали смотреть на выборные органы как на некую обузу, от которой одни тяготы и помехи. Вот ведь до чего дошло!

Как результат - снижение роли депутатов Советов, членов, партийных и других коллегиальных органов в формировании исполнительных комитетов, в подборе кадров, в контроле за их деятельностью. Разве не о том же свидетельствуют характер, стиль взаимоотношений штатного аппарата и членов выборных органов? Сплошь и рядом встречаются попытки работников аппарата командовать членами партийных комитетов, других общественных организаций, депутатами Советов. На деле получается, что демократические механизмы формирования и работы выборных органов провозглашены, но далеко не всегда срабатывают, а следовательно, недостаточно эффективны.

Вот почему, еще раз возвращаясь к сказанному о развитии социалистической демократии в условиях перестройки, хочу вновь подчеркнуть актуальность и огромную значимость сформулированных предложений по этим вопросам. Нам надо выработать и осуществить такие меры, которые обеспечили бы решающую роль коллегиальных, выборных органов. Никакой исполнительный орган, тем более его аппарат, не может, не имеет права подменять выборный, возвышаться над ним.

Должны быть созданы необходимые предпосылки - политические и правовые - для того, чтобы выборные органы осуществляли эффективный контроль за исполнительным аппаратом, его формированием и деятельностью. Это будет надежной гарантией от многих ошибок, в том числе и в кадровой работе.

Думаю, участники Пленума хорошо понимают всю принципиальность такой постановки вопроса и необходимость его неотложного решения.

Одной из причин серьезных упущений в кадровой политике является ослабление роли органов контроля как в партии, так и в сфере государственных и общественных организаций. Мимо их внимания прошли многие сигналы о злоупотреблениях и нарушениях в ряде регионов и отраслей народного хозяйства, в партийных комитетах областей, краев республик. Работа контрольных орта"ов зачастую ограничивалась неглубокими проверками и формальными финансовыми ревизиями, рассмотрением различных жалоб и бытовых неурядиц. Эти вопросы, конечно, тоже требуют внимания, но сводить к ним работу недопустимо, особенно сейчас.

XXVII съезд КПСС придал новую направленность деятельности контрольных органов. Важно, чтобы все они, начиная с районных и кончая центральными, оправдывали свое высокое назначение, показывали пример принципиальности и справедливости.

В общем, товарищи, повторять ошибки прошлого мы не можем, не должны. Да, думаю, никто нам этого и не позволит.

Таковы основные уроки кадровой политики, о которых, по мнению Политбюро, необходимо доложить Пленуму.

Главный вывод из них в том, что мы обязаны серьезно обновить кадровую политику, освободить ее от искривлений и упущений, сделать по-настоящему современной, более активной и целеустремленной, неразрывно связанной с ключевыми направлениями борьбы за ускорение социально-экономического развития.

Речь, повторяю, идет не просто о совершенствовании организации кадровой работы, а о выработке кадровой политики, отвечающей задачам перестройки. Только при таком широком подходе работа с кадрами будет служить проведению глубоких, революционных по своей сути, преобразований.

В. И. Ленин учил подходить к работе с кадрами прежде всего политически, рассматривать ее в неразрывной связи с существом решаемых на данном этапе проблем, подбирать кадры "по новым меркам, по соответствию новым задачам,,." [6]. Что это означает применительно к современному этапу общественного развития?

Сегодня решающим критерием в кадровой политике, своего рода ее камертоном выступает отношение кадров к перестройке, задачам ускорения социально-экономического развития страны, отношение не на словах, а на деле. Разумеется, мы должны учитывать, что формирование и деятельность кадров долго протекали отнюдь не в лучших условиях. Поэтому перемены даются нелегко. Нам предстоит кропотливая и упорная работа по перестройке кадрового корпуса.

Мы решительно взяли курс на поддержку людей инициативных, думающих, энергичных, которые могут и хотят смело идти вперед, умеют добиваться успеха. Таких у нас много. Решения апрельского Пленума и XXVII съезда окрылили их, открыли широкий простор для творческой деятельности. Посмотрите, как по-новому ярко и сильно раскрывается талант таких хозяйственных руководителей, как Владимир Павлович Кабаидзе из Иванова, Борис Иванович Фомин с ленинградской "Электросилы", Анатолий Алексеевич Паршин с таганрогского "Красного котельщика", Иван Васильевич Франценюк с Новолипецкого металлургического комбината, директор Новочеркасской швейной фабрики Раиса Георгиевна Рощинская, директор донецкого шахтоупгравления "Социалистический Донбасс" Юрий Иванович Баранов, управляющий трестом № 18 "Мособлсельстроя" Николай Ильич Травкин, директор белорусского совхоза-комбината "Мир" Александр Николаевич Дудук, известный кубанский бригадир Михаил Иванович Клепиков, колхозные председатели Василий Яковлевич Горин из Белгородской области, Николай Дмитриевич Терещенко из Ставрополья, Михаил Григорьевич Вагин из Горьковской, Юрий Федорович Бугаков из Новосибирской областей и многие, многие другие.

Мы должны научиться всячески поддерживать таких работников, ценить их самостоятельность, инициативу. Важно создать в каждой партийной организации, в каждом трудовом коллективе атмосферу, которая побуждала бы всех к поиску эффективных решений, предельно открытому, откровенному обмену мнениями. И уж, конечно, следует решительно избавиться от таких, с позволения сказать, методов, как разнос, разгон, накачка, к чему еще и сейчас частенько прибегают. Мы за перестройку, но не за перетряску кадров. Уважать надо людей, товарищи, и больше доверять им.

Сегодня у каждого есть возможность проявить свои способности. И тем, кто хочет работать, мы должны помочь и советом, и товарищеской взыскательностью. Ну, а с теми, кто цепляется за старое, остается равнодушным к происходящим переменам, а то и просто им противодействует, - с теми нам, естественно, не по пути.

Таким образом, отношение к перестройке, реальные дела по ее осуществлению - решающий подход в оценке кадров. Разумеется, мы обязаны учитывать и другие принципиальные качества. Прежде всего я имею в виду непримиримость к недостаткам, рутине, равнодушию и пассивности, приверженность всему передовому и прогрессивному.

Перестройка требует от работников компетентности и высокого профессионализма. Сегодня не обойтись без современной и разносторонней подготовки, без глубоких знаний в вопросах производства, науки и техники, управления, экономики, организации и стимулирования труда, психологии. В общем, нам нужно максимально задействовать интеллектуальный потенциал страны, существенно повысить его творческую отдачу.

Все большее значение приобретают организованность и дисциплина. Они нужны всегда и везде, но особенно важны в условиях современного производства, широкого применения новейших технологий. В последние годы мы получили заметное приращение темпов экономического роста за счет наведения элементарного порядка, преодоления разболтанности.

Но актуальность этой задачи остается. Расшатанность дисциплины и принижение ответственности ушли своими корнями слишком глубоко и все еще больно дают о себе знать. Именно преступная безответственность и расхлябанность - главные причины таких трагических событий, как авария на Чернобыльской атомной электростанции, гибель парохода "Адмирал Нахимов", ряд авиационных и железнодорожных катастроф, повлекших человеческие жертвы.

Надо повсеместно создавать такую обстановку, которая исключала бы всякую возможность повторения подобного. Организованность, четкость, исполнительность должны стать законом для каждого.

Наконец, важнейшее требование - высокая нравственность наших кадров, такие человеческие черты, как честность, неподкупность, скромность. Теперь уже не только из прошлого, но и из нынешнего опыта мы знаем, что без укрепления морального здоровья общества нам не удастся решить задачи перестройки. И не случайно сегодня мы так остро столкнулись с негативными явлениями именно в морально-нравственной сфере. Я имею в виду борьбу за искоренение пьянства, хищений, взяточничества, служебных злоупотреблений, протекционизма.

Особенно обостренно воспринимается в обществе все, что связано с нравственным обликом членов партии, и прежде всего руководителей. Наша первейшая задача - восстановить чистый и честный облик руководителя-коммуниста, облик, на который бросили определенную тень преступления ряда перерожденцев.

В общем, товарищи, с учетом выдвинутых временем требований нам предстоит решительно перестроить кадровую работу во всех отраслях народного хозяйства, во всех сферах общественной жизни, во всех эшелонах руководства - как в центре, так и на местах.

Политбюро понимает существо и главную задачу современной кадровой политики прежде всего как повышение требовательности партии к самой себе, к своим кадрам. Углублять перестройку в обществе - значит перестраивать работу партии, ее кадров на всех уровнях - от Центрального Комитета до первичных организаций. Это значит творчески осмыслить и последовательно проводить во всех звеньях ленинские принципы и нормы партийной жизни.

Как идет перестройка в партии, какой пример показывают партийные комитеты, партийные руководители и активисты? Сегодня мы можем сказать, что большинство партийных комитетов и их руководителей с высокой ответственностью, с искренним желанием взялись за дело. У них многое еще не получается, но с каждым днем они набираются опыта, действуют увереннее. Эти перемены создают надежные предпосылки для ускорения нашего движения.

Испытание перестройкой держат все партийные кадры. Но выдерживают его по-разному. Образовался зримый разрыв между теми, кто решительно двинулся вперед, и теми, кто топчется на месте. Нелегко дается некоторым партийным руководителям школа перестройки. Они никак не могут отказаться от несвойственных партийным комитетам диспетчерских функций, от стремления решать вопросы за всех, держать все, как говорится, в кулаке. А это, как и прежде, мешает росту ответственности кадров за порученное дело, развитию их инициативы и самостоятельности.

Вместо того чтобы развивать новаторский поиск, партийные работники нередко болезненно реагируют на инициативу и активность людей, рассматривают их чуть ли не как стихийное бедствие. А ведь первейшая обязанность партийных комитетов в условиях перестройки - идти во главе творчества масс, помочь людям побыстрее искоренить недостатки, по-настоящему наладить дело.

Следует вместе с тем предостеречь товарищей от искусственного форсирования событий, забегания вперед. Перестройка, ускорение нашего движения основаны на объективных законах развития общества. Но, как во всяком общественном движении, роль субъективного, личностного момента и здесь достаточно велика. Влияние его может быть и положительным, и негативным. Поэтому крайне важно, чтобы процесс обновления, весьма чувствительно затрагивающий человеческие судьбы, был надежно защищен от рецидивов голого администрирования и механических подходов к делу.

Нигде, ни в одном звене нашей социальной и производственной системы нельзя допустить девальвации понятия перестройки. Надо видеть и незамедлительно реагировать, когда под ее флагом выступают приспособленчество, личные амбиции, корыстный расчет, когда конкретная работа по перестройке подменяется звонкой фразой, словоблудием.

Хочу повторить - без развития демократии, без широкого участия трудящихся нам не справиться с задачами перестройки. Партийные комитеты, все кадры должны научиться работать в условиях углубляющейся демократии, нарастающей политической и трудовой активности народа.

Не раз приходилось убеждаться, что перестройка быстрее набирает силу там, где энергичнее, по-новому действуют райкомы и горкомы партии. И это понятно. Они ближе всего стоят к первичным партийным организациям, к трудовым коллективам, а значит, к переднему краю борьбы за ускорение социально-экономического развития страны. Большинство этих комитетов заняли правильные позиции и начали решительно и последовательно проводить курс партии на перестройку.

Вместе с тем изучение положения дел на местах, выступления печати, письма трудящихся в Центральный Комитет партии свидетельствуют о том, что немало городских и районных комитетов партии, работники которых продолжают жить прошлым, действуют по-старому, остаются как бы на обочине перестройки. Даже если бы речь шла об одном горкоме или райкоме, то и это нельзя было бы оставить без внимания. А в данном случае приходится говорить о распространенном явлении. И это, товарищи, должно стать предметом нашей озабоченности. Во многих случаях такая ситуация в городских и районных комитетах партии объясняется стилем и методами работы, позицией секретарей комитетов.

Думаю, будет правильным, если этому важнейшему звену партии мы уделим больше внимания, поможем райкомам и горкомам быстрее занять активную позицию в перестройке. Тогда еще лучше заработают и первичные партийные организации, поведут трудовые коллективы на решение поставленных задач. Мы видим, как неуклонно нарастает активность коммунистов, как постепенно отходят в сторону, сдают свои позиции инертность и формализм в деятельности партийных организаций. Но, как говорится, и тут дел еще непочатый край. Первичным партийным организациям нужны действенная помощь и поддержка.

Товарищи!

Огромная ответственность за реализацию стратегического курса на ускорение социально-экономического развития ложится на хозяйственные кадры. В стране развертывается переход от административных к экономическим методам хозяйствования, ответственному и творческому ведению дел.

Трудовые коллективы предприятий и объединений сегодня получают в свое распоряжение крупные финансовые и материально-технические ресурсы для перевооружения производства, решения социальных вопросов. Руководителям предоставляются широкие права не только для тактического хозяйственного маневра, но и для реализации перспективных целей в рамках пятилетки и за ее пределами. Одним словом, создается новая экономическая, социальная и политическая обстановка, в которой может хорошо проявить свои способности энергичный и знающий хозяйственник.

Большинство хозяйственных кадров приветствуют крупные меры, предпринимаемые партией и правительством по реформе управления, все активнее включаются в их практическое осуществление. Мы уже видим хорошее начало в реализации многих полезных инициатив. Все шире распространяется и приносит первые плоды опыт ленинградцев и харьковчан по переходу на многосменную работу промышленных предприятий.

В самом Ленинграде и области на двух-трехсменный режим работы переведены практически все ведущие предприятия. Это позволило увеличить численность занятых во вторую смену почти на 50 тысяч человек. Теперь лучше используются и быстрее обновляются основные фонды. Появилась возможность высвободить 350 тысяч квадратных метров действующих площадей и на 120 тысяч квадратных метров сократить потребность в новом строительстве. Все это, по предварительным оценкам, даст экономию свыше 100 миллионов рублей капитальных вложений, большую часть которых можно будет направить на строительство жилья и других социальных объектов.

Немало творчества проявляют руководители и специалисты объединений и предприятий, перешедших с начала нынешнего года на полный хозрасчет и самофинансирование по примеру ВАЗа и Сумского машиностроительного объединения имени Фрунзе.

Интересный опыт освоения новых методов хозяйствования накоплен на Белорусской и ряде других железных дорог страны, что обеспечило улучшение показателей работы отрасли, подняло производительность труда. Смекалку и хозяйскую предприимчивость проявили трудовые коллективы ряда областей Украины, широко развернув движение за ресурсосбережение. Заслуживает поддержки инициатива рабочих бригад шахтеров и металлургов, вскрывающих резервы досрочного выполнения плановых заданий. Хороший пример показывают трудовые коллективы Свердловска, Липецка и некоторых других городов в решении жилищной и иных социальных проблем.

На селе расширяются масштабы возделывания зерновых и ряда других культур на основе внедрения индустриальных технологий. В колхозах и совхозах организуются хозрасчетные подрядные коллективы, которые быстро увеличивают производство сельскохозяйственных продуктов, повышают эффективность экономики.

И все же надо сказать откровенно: процесс освоения кадрами современных методов хозяйствования и подходов в работе идет нелегко, противоречиво, не обходится без болезненных явлений и рецидивов старого. Наглядный пример тому - внедрение государственной приемки. Понимая огромную важность этой меры, многие коллективы хорошо подготовились к работе в новых условиях, И дело у них не без трудностей, но идет, крепнет дисциплина труда, повышается качество продукции.

Но нашлись и такие работники, которые перед лицом высоких требований спасовали. Вместо того чтобы, засучив рукава, взяться за повышение качества, они стали запугивать себя и других возможными осложнениями, конфликтными ситуациями и даже остановкой заводов.

Я, товарищи, далек от того, чтобы упрощать положение. Но ясно одно: мы, коммунисты, все советские люди не можем больше мириться с тем, что на многих предприятиях годами выпускают продукцию, которая безнадежно устарела, вызывает серьезные нарекания потребителей, сдерживает научно-технический прогресс страны. Мы взялись за большое дело и обязаны довести его до конца.

Переход на экономические методы хозяйствования, расширение прав объединений и предприятий создают новую ситуацию для министерств и ведомств. На июньском (1986 г.) Пленуме ЦК мы уже обсуждали вопросы о перестройке стиля и методов их работы. Что сделано с тех пор?

Хотя и медленно, небезболезненно, но в работе министерств и ведомств происходят перемены. Штабы отраслей принимают непосредственное участие в разработке предложений о переводе предприятий на новые условия хозяйствования. Больше внимания уделяют они вопросам научно-технической политики, реконструкции предприятий, переходу на выпуск продукции, отвечающей современным требованиям.

Мы укрепили некоторые отрасли и их подразделения способными людьми. К руководству пришли, как правило, энергичные специалисты, желающие по-новому поставить дело, обеспечить внедрение современных методов труда. Эту линию нужно продолжать, активно совершенствовать деятельность аппарата министерств и ведомств, пополняя его инициативными и высококвалифицированными кадрами.

Вместе с тем мы продолжаем сталкиваться с тем, что в работе министерств и ведомств по реализации постановлений партии и правительства допускаются волокита и безответственность. Аппарат как бы находится в плену старых положений и инструкций, действует по инерции, не желая поступиться своими правами.

Мы, товарищи, не в первый раз обращаем внимание руководителей и работников аппарата министерств и ведомств на необходимость коренной перестройки своей деятельности. Тем самым дается возможность всем включиться в работу, освоить новые подходы к делу. Но нельзя допустить, чтобы министерство или его работники бездействовали, а тем более мешали перестройке. Это предупреждение с трибуны Пленума необходимо, так как речь идет об интересах государства и народа, о вопросах большой политики. Тут нелишне вспомнить ленинское указание: "...аппарат для политики... а не политика для аппарата!!" [7].

В новые условия ставит кадры перестройка внешнеэкономической деятельности, предоставление многим министерствам, объединениям права прямого выхода на внешний рынок и всем предприятиям - права вступать в прямые кооперационные связи с партнерами из социалистических стран. Это то, чего давно добивались отраслевые министерства.

Но надо хорошо понять, что успех во внешнеэкономической деятельности возможен лишь при активном использовании достижений науки и техники, соответствующей подготовке кадров, освоении новых рынков и т. п. Главная предпосылка реализации открывшихся возможностей - это выход на выпуск продукции мирового уровня качества.

После принятия решений немало времени и сил потрачено на различные организационные вопросы, уточнение прав и обязанностей, отношений между внешнеторговыми организациями и отраслевыми органами управления. Но организационный период уже завершился. Сейчас надо перевести усилия в плоскость практических дел, энергичнее взяться за налаживание внешнеэкономических связей со всеми зарубежными партнерами, и в первую очередь из социалистических стран.

Мне уже приходилось говорить, что успех стратегии ускорения прежде всего зависит от того, как мы решаем задачи научно-технического прогресса, насколько умело соединяешь преимущества социализма с достижениями научно-технической революции.

Реальные достижения здесь определяются состоянием научного знания, выдвижением оригинальных идей, способных воплотиться в принципиально новые машины и технологии, дающие возможность выйти вперед на ведущих направлениях науки и техники. Такова стратегическая задача, выдвинутая перестройкой перед наукой.

В осуществлении ее важно все - от приема в вузы студентов, качества подготовки специалистов до пополнения Академии наук СССР талантливыми учеными, от работы научных студенческих обществ до исследовательских программ ведущих академических и отраслевых институтов, от творческой атмосферы в научных коллективах до наиболее эффективных форм организации и стимулирования науки.

Особое значение приобрела в настоящее время интеграция науки с производством. Важная роль в этом деле отводится межотраслевым научно-техническим комплексам. Сегодня их создано уже более двадцати. С деятельностью этих комплексов мы связываем большие надежды по ускорению разработки новых идей и особенно по внедрению научно-технических достижений. Вот почему следует проявить больше внимания к работе межотраслевых научно-технических комплексов. Президиум Академии наук СССР, соответствующие министерства и ведомства обязаны обеспечить их всем необходимым, оказывать нужную помощь, всемерно содействовать эффективной деятельности.

По-прежнему острыми, во многом нерешенными остаются такие важные вопросы, как четкая координация академической, вузовской и отраслевой науки, интеграция усилий естественных, технических и общественных наук, комплексность проводимых исследований, глубина постановки фундаментальных проблем и повышение эффективности конкретных разработок.

Обращаясь от имени Пленума к нашим ученым, всем наручным работникам, хочу сказать - чтобы стать активной участницей перестройки, наука сама должна во многом перестроиться. Жизнь торопит нас. Тот, кто не опережает в научных идеях, рискует отстать во всем. Так ставит вопрос наше время - время самых глубоких перемен в науке и технике, каких еще не знало человечество.

Это обязывает партийные комитеты, министерства и ведомства, хозяйственные органы повернуться лицом к потребностям науки, которая должна постоянно ощущать деловую поддержку. Мы знаем, что у президиума Академии наук СССР и ее президента академика Г. И. Марчука на этот счет есть интересные идеи, предложения. Могу заверить - они найдут поддержку в ЦК и правительстве.

Перспективы социально-экономического, научно-технического и духовного прогресса во многом закладываются системой и качеством образования. Мы приступили к реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Идет она как вы, видимо, знаете, непросто, а потому требует к себе неослабного внимания по всем линиям - от укрепления материально-технической базы школы до содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Приняты решения о перестройке высшего и среднего специального образования, о повышении зарплаты работникам высшей школы, а также стипендий аспирантам и студентам. Все это создаст благоприятные предпосылки для ускоренного развития науки и производства, выполнения решений партийного съезда. Мы обязаны реализовать их на деле, быстрее обеспечить достижение высоких конечных результатов.

На новой основе будет строиться система повышения квалификации и переподготовки специалистов. В условиях современного производства конкретные знания, умения и навыки должны непрерывно пополняться и совершенствоваться у всех работников. Создание государственной системы непрерывного образования XXVII съезд поставил как ч одну из важнейших задач, которую нам предстоит осуществить. Только так можно поддерживать компетентность кадров на уровне современных требований, особенно в новых и новейших областях техники и технологии. Вряд ли нужно доказывать, насколько важно ускорить завершение подготовки предложений по этому вопросу.

Наконец, несколько слов о задачах кадров наших плановых, финансовых и других экономических органов. Сейчас им необходимо кардинально перестроить работу с учетом задач хозяйственной реформы.

Экономические ведомства страны внесли немало предложений по перестройке управления и хозяйственного механизма. Но, откровенно говоря, их кадры сами перестраиваются медленно и даже, я бы сказал, отстают от экономических преобразований в сфере производства. А ведь все то, что там происходит, требует значительных изменений в функциях общеэкономических ведомств, их органов на местах.

Ориентиром в их работе должны быть политические установки, которые сформулированы XXVII съездом. Проведение хозяйственной реформы в стране преследует как широкое развитие самостоятельности низовых звеньев экономики, так и дальнейшее укрепление централизованного начала в управлении при одновременном освобождении центра от мелочной опеки отраслей, объединений и предприятий. Все кадры, и прежде всего руководители экономических ведомств, должны сейчас действовать именно в этом ключе, отказываясь от старых подходов в работе.

И еще об одном вопросе, непосредственно связанном с деятельностью экономических и хозяйственных кадров. В плане двенадцатой пятилетки особое внимание обращено на. развитие социальной сферы. Это продиктовано состоянием здесь дел. Нам нужно быстрее преодолеть образовавшийся разрыв между уровнями развития производственной и социальной сфер.

Партийный съезд внес серьезные коррективы в политические установки по этим вопросам, сделав вывод о том, что недостаточное внимание к социальной сфере стало одной из причин отставания в научно-техническом прогрессе, росте эффективности производства, мешало использованию имеющегося потенциала.

Тот факт, что на протяжении долгих лет с хозяйственников по-настоящему не спрашивали за решение социальных вопросов, оставил серьезный отпечаток на их подходах к работе. Надо решительно исправить сложившееся положение. Без твердой позиции партийных комитетов, без последовательных практических шагов по линии правительства сделать это будет трудно.

Возьмите самый свежий пример. В конце прошлого года введена в строй первая очередь Астраханского газового комплекса. Здесь освоено более полутора миллиардов рублей капитальных вложений, трудится восьмитысячный коллектив рабочих и специалистов, но из них постоянное жилье имеют только 3 тысячи. Причем отставание в строительстве жилья, поликлиник, столовых, других объектов социально-культурной сферы было с самого начала заложено в планах. Вот плачевный итог неправильного, ошибочного подхода к социальным делам на уровне плановых органов. Надо быстрее поправить дело.

За проведение активной социальной политики партии унесут ответственность все руководящие кадры - снизу доверху. Сама жизнь потребовала того, чтобы интересы человека были поставлены во главу угла деятельности руководящих кадров, а умение решать социальные вопросы стало одним из главных критериев их деловой и политической зрелости.

Товарищи! В реализации решений XXVII съезда большая роль принадлежит советским, профсоюзным, комсомольским и другим общественным организациям, их кадрам. Перед ними тоже во весь рост встала задача перестройки своей деятельности. Она, собственно, уже началась.

В каком направлении ее продолжать? Это - вопрос большого политического звучания, ибо речь идет об очень важных институтах нашей политической системы. Осуществляя перестройку, нужно иметь в виду и нынешнюю ситуацию, и направления развития в целом советского общества, политической системы, социалистической демократии, хозяйственного механизма.

Хочу еще раз подчеркнуть мысль: линия на демократизацию, создание нового механизма управления и хозяйствования открывает возможность добиться правильного сочетания политического руководства партии с активной ролью государственных органов, профсоюзов, других общественных организаций.

Мы уже приняли основополагающие решения по совершенствованию деятельности Советов в нынешних условиях. Эти решения позволяют им проявить себя подлинными органами власти на своей территории. Перемены в деятельности Советов происходят, но еще нас не могут удовлетворить. Все мы заинтересованы в том, чтобы Советы побыстрее заработали по-настоящему, в духе времени.

Партийные комитеты должны твердо взять линию на повышение роли Советов и не допускать необоснованного вмешательства в их дела, а тем более их подмены. Не менее важно, чтобы и сами руководители Советов, советский аппарат заработали в полную силу и избавились от инерции, от привычки все время оглядываться на кого-то, ждать указаний. Нужно усилить демократические начала в деятельности Советов и их исполнительных органов.

На XXVII съезде мы говорили, что есть много вопросов, затрагивающих коренные интересы трудящихся, которые за Советы никто не решит. Речь идет о проблемах социальной политики, улучшении обслуживания населения. Однако Советы не в полной мере овладели своими новыми правами, не предъявляют должных требований к хозяйственникам. И в этом - тоже одна из причин того, почему планы прошлого года по многим показателям социально-культурного строительства оказались сорванными.

Или возьмите коммунальное хозяйство. Сколько сейчас идет нареканий по поводу его работы, особенно в условиях холодов! А ведь это прямое и кровное дело Советов. Им надо коренным образом менять работу по улучшению торговли, бытового обслуживания, организации отдыха трудящихся, производства товаров народного потребления, шире использовать резервы для пополнения ресурсов продовольствия.

Мы намечаем крупные меры в сфере здравоохранения, народного образования. Они самым непосредственным образом связаны с деятельностью Советов различных уровней. Так что задачи нарастают, и Советы должны действовать более эффективно и настойчиво. Вот что мы вправе требовать от кадров, работающих в Советах и в их аппарате. Этого, от них ждут советские люди.

Перестройка всеми гранями затрагивает профессиональные союзы. С усилением хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений у них существенно расширяются права. Одновременно значительно повышается и. ответственность в связи с ростом полномочий трудовых коллективов, развитием самоуправления. И, конечно, никто не снимает обязанностей с профсоюзов в решении задач социальной политики, в защите интересов трудящихся.

Короче говоря, требования к кадрам профсоюзных органов резко возросли. Им надо помочь занять активную позицию в перестройке, создать условия для более широкого участия в принятии управленческих решений на всех уровнях.

Сейчас, когда завершаются отчеты и выборы в профсоюзных организациях и приближается очередной съезд профессиональных союзов СССР, важно, чтобы весь этот комплекс актуальных проблем, относящихся к перестройке, встал в центр внимания делегатов съезда. Центральное звено перестройки - трудовые коллективы. Именно там профсоюзы должны раскрыть свой потенциал, по-новому оценить свои возможности и права и тем самым увеличить вклад в общенародное дело социально-экономического ускорения.

Развертывая борьбу за оздоровление общества, партия с самого начала исходила и исходит из того, что под эту огромную работу необходимо подвести прочный фундамент убеждения. Формировать сознание миллионов трудящихся в духе перестройки - одно из ключевых направлений идеологической деятельности.

В определенной мере нам удалось приблизить идеологическую работу к жизни, к процессам, протекающим сегодня в обществе. И в том, что идеи обновления становятся по-настоящему интересными для масс, - немалая заслуга партийных организаций, наших пропагандистских кадров. Но работу на идеологическом фронте предстоит еще по-настоящему развернуть по многим направлениям, в том числе и по линии политической и экономической учебы, лекционной и внешнеполитической пропаганды, атеистического воспитания и другим.

Центральный Комитет ориентирует партийные организации на то, чтобы в идеологической работе участвовал весь актив партии, все коммунисты. Но это вовсе не снимает задачи укрепления идеологических участков высококвалифицированными, подготовленными кадрами, в полной мере чувствующими пульс времени, глубоко понимающими суть поставленных задач, способными эффективно пропагандировать политику партии, убеждать и организовывать людей.

Современные условия настоятельно требуют того, чтобы идеологический корпус партии был пополнен людьми, хорошо знающими экономику, юриспруденцию, философию, социологию, литературу и искусство, внутренне убежденными в жизненной необходимости решений, принятых XXVII съездом, курса на перестройку.

Товарищи!

Из необходимости укрепления социалистической законности и правопорядка в стране вытекают и новые ответственные задачи, стоящие перед кадрами советских судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов.

Центральный Комитет, придавая огромное значение этим чувствительным для общества вопросам, принял недавно специальное постановление "О дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граждан". Оно ставит перед правоохранительными органами, их кадрами важные и более сложные задачи. Партийные комитеты, советские органы обязаны всемерно поднимать авторитет и принципиальность работников суда и прокуратуры, юстиции и милиции, арбитража и нотариата, поддерживать добровольных участников охраны общественного порядка, содействовать распространению правовых знаний.

Такая позиция партии ко многому обязывает тех, кто стоит на страже закона. Письма трудящихся, сигналы с мест говорят о том, что в самих правоохранительных органах еще немало нарушений, кое-где они "стреляют", как говорится, "из пушек по воробьям", оставляя нераскрытыми тяжкие преступления против интересов нашего общества и граждан.

Перед кадрами правоохранительных органов мы выдвигаем задачу неуклонно выполнять установки принятого постановления, настойчиво учиться работать в условиях расширения демократии и гласности, опираясь на доверие и поддержку всего народа.

Коротко о кадрах дипломатического корпуса. В настоящее время ведется перестройка работы Министерства иностранных дел, проводится реорганизация структуры его центрального аппарата и загранучреждений. Обновляется руководящий состав. Эту линию надо вести последовательно, повышая эффективность деятельности дипломатических служб, добиваясь, чтобы она в полной мере соответствовала активной международной деятельности КПСС и Советского государства.

На страже интересов Родины бдительно стоят органы государственной безопасности, располагающие идейно закаленными, преданными партии и народу, профессионально подготовленными кадрами. Мы уверены, что советские чекисты будут и впредь своевременно вскрывать и решительно пресекать враждебные происки, направленные против нашей страны.

И, наконец, о задачах военных кадров. Партия ни на минуту не ослабляет усилий по дальнейшему повышению обороноспособности страны, отводит военным кадрам особую роль в решении этой жизненно важной задачи. Этим и определяется их огромная ответственность перед народом. Советские Вооруженные Силы также живут перестройкой. Они надежно обеспечивают мирный труд народа и безопасность страны, с честью выполняют свой интернациональный долг.

Центральный Комитет твердо рассчитывает на армейские кадры, советский офицерский корпус в решении задач укрепления обороноспособности государства, уверен, что в нынешних сложных международных условиях коммунисты, все кадры армии и флота будут действовать с величайшей ответственностью, поднимать и совершенствовать мастерство, боевую готовность всех видов и родов войск. Советский народ, наша партия полагаются на свои Вооруженные Силы. Они делают все для их укрепления и вправе рассчитывать, что никакие агрессивные силы не смогут застать нас врасплох.

Товарищи! В заключение хотел бы кратко остановиться на задачах, которые предстоит решать в наступившем 1987 году. Этот год для нас по-особому знаменательный - год 70-летия Октября. Предстоящий юбилей советские люди встречают в обстановке глубокой перестройки всех сфер общества. Политбюро считает, что было бы правильно принять в этот год Обращение ко всем членам партии, ко всем трудящимся СССР.

Центральный Комитет призывает коммунистов, всех советских людей глубже проникнуться сознанием и чувством ответственности за то, что предстоит совершить, за судьбы страны, за будущий облик социализма. Мы многого достигли за десятилетия социалистического строительства. Но время §!o- выдвигает перед нами новые высокие требования. В изменившихся условиях советское общество вновь проверяется на динамизм, на способность быстро подниматься по ступеням прогресса.

Наша экономика испытывается на высокую эффективность, на восприимчивость к передовым технологиям, на умение выдавать первоклассную продукцию, соперничать с конкурентами на мировых рынках. Наша мораль, весь советский образ жизни испытываются на способность неуклонно развивать и обогащать ценности социалистической демократии, социальной справедливости и гуманизма. Наша внешняя политика - на твердость и последовательность в защите мира, на гибкость и выдержку в условиях раздуваемой империализмом лихорадочной гонки вооружений, нагнетаемой им международной напряженности.

По глубинной революционной сути, по большевистской дерзости планов, по гуманистической социальной направленности проводимая ныне работа является прямым продолжением великих свершений, начатых нашей ленинской партией в Октябрьские дни 1917 года.

На советский народ сегодня смотрит весь мир: справимся ли, выдюжим ли, достойно ли ответим на брошенный социализму вызов. Своими делами, упорным трудом нам предстоит дать достойный ответ. И мы не можем его откладывать.

Как вы хорошо понимаете, товарищи, 1987 году отведена важнейшая роль в реализации стратегического курса партии на ускорение. От того, как мы сработаем, будет зависеть успех всей пятилетки, наших важнейших начинаний и выполнения перспективных планов. Вот почему так важно с первых дней сосредоточить внимание на конкретных делах, реализации намеченных решений, В общем, нужна кропотливая, будничная, но крайне важная работа партийных комитетов и организаций, всех трудовых коллективов по осуществлению решений съезда.

Нам нужно не только закрепить и развить достигнутое в первом году пятилетки во всех отраслях экономики, во всех сферах жизни, но и пойти дальше, шире включить в работу долговременные факторы роста. На всех этих направлениях непременно добиться заметных позитивных сдвигов, придать им необратимый характер.

Нацеливая кадры на решение текущих задач, неукоснительное выполнение заданий двенадцатой пятилетки, мы должны, как этому учил В. И. Ленин, не терять перспективы, конкретизировать и уточнять пути экономического и социального прогресса. Уже в самое ближайшее время начнется подготовка плана тринадцатой пятилетки на основе новой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможности и преимущества социализма.

Учитывая, что развернувшаяся радикальная реформа хозяйственного управления затрагивает коренные вопросы функционирования социалистической системы хозяйства, многие стороны политической и социальной жизни, стиля и методов работы, было бы целесообразно весь круг этих проблем рассмотреть на очередном Пленуме Центрального Комитета.

В условиях этих возрастающих задач мы обращаемся к нашим кадрам. От них требуются организованность и четкость в работе, умение предельно мобилизовать творческие силы и возможности трудовых коллективов. Надо учиться всем. Уметь быстро и по-деловому реагировать на возникающие проблемы и трудности, которые, естественно, могут появляться, так как задачи решаются новые и непростые. По существу, всем нам предстоит выдержать политический экзамен на зрелость в овладении новыми методами работы, руководства на всех участках социалистического строительства.

Словом, новый год открыл и новые, весьма ответственные задачи по реализации генерального курса XXVII съезда. Политбюро уверено, что идеи съезда, глубоко осознанные всеми нашими кадрами, овладевшие их умами и помыслами, будут все настойчивее и масштабнее пробивать дорогу в жизнь, определяя ход нашего развития, вывод страны на качественно новые рубежи экономического, социального и духовного прогресса.

Подытожить изложенное можно одним - все мы вместе и каждый обязаны прибавить в работе. В новой обстановке должна с особой силой проявиться мобилизующая роль нашей партии, всех ее организаций, всех коммунистов. Важно постоянно держать руку на пульсе жизни, делать все, чтобы намеченные планы были осуществлены.

Хотелось бы в связи с этим посоветоваться по такому принципиальному вопросу. Возможно, целесообразно созвать в будущем году, накануне отчетно-выборной кампании в партии, Всесоюзную партийную конференцию, на которой рассмотреть в широком плане ход реализации решений XXVII съезда КПСС, подвести итоги первой половины пятилетки. Было бы правильным на этой конференции обсудить и вопросы дальнейшей демократизации жизни партии, общества в целом.

Разговор, начатый на конференции, мог бы продолжиться на отчетно-выборных партийных собраниях и конференциях, на которых следовало бы взыскательно проанализировать результаты работы каждой партийной организации по перестройке.

Сам факт проведения в соответствии с Уставом КПСС Всесоюзной партийной конференции стал бы серьезным шагом в практической демократизации нашей партийной жизни, развитии активности коммунистов.

Товарищи!

Формулируя кадровую политику в условиях перестройки, ускорения социально-экономического развития страны, Пленум Центрального Комитета партии определяет тем самым главные направления нашей работы на многие годы. Сегодня на Пленуме мы постоянно обращаемся к Владимиру Ильичу Ленину, его мыслям, идеям. Это - не просто дань огромного уважения, не только признание ленинского авторитета.

Это - настоятельное стремление возродить в современных условиях, и возродить как можно полнее, дух ленинизма, утвердить в нашей жизни ленинские требования к кадрам. Вспомните, как страстно, как неустанно Ленин учил: успех революционной борьбы, успех любой кардинальной перестройки общества во многом определяется тем настроением, которое задаст партия.

Мы хотим превратить нашу страну в образец высокоразвитого государства, в общество самой передовой экономики, самой широкой демократии, самой гуманной и высокой нравственности, где трудящийся человек чувствовал бы себя полноправным хозяином, мог пользоваться всеми благами материальной и духовной культуры, где надежно будущее его детей, где он располагал бы всем, что нужно для полнокровной, содержательной жизни. И чтобы даже скептики вынуждены были сказать: да, большевики все могут. Да, на их стороне правда. Да, социализм - это строй, служащий благу человека, его социальным и экономическим интересам, его духовному возвышению.

(Доклад был выслушан с большим вниманием и встречен продолжительными аплодисментами.)

В начало: О перестройке и кадровой политике Партии

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос