Мы останемся сильными, если сохраним веру

Дата публикации или обновления 16.11.2021
  • К оглавлению: Проповеди Патриарха Кирилла
  • К оглавлению: Журнал Московской Патриархии
  • К оглавлению: Обзор православной прессы

  • Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в Храме Христа Спасителя 28 июля 2014 г.


    Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Днем памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего наш народ. В этот же день мы отмечаем недавно учрежденный праздник — День Крещения Руси. Поэтому наши мысли сегодня обращаются к великому подвигу равноапостольного князя, к нашим благочестивым предкам, ко всей нашей истории и, конечно, ко дням сегодняшним.

    На Литургии мы слышали небольшой отрывок из послания апостола Павла к Галатам: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1,11-12). Эти слова являются ключевыми к пониманию того, что есть евангельская весть, евангельские заповеди и евангельская система ценностей. Всё это не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. Через человеков мы получаем многое — все знания, которые накоплены человеческим родом. Культуру также созидают люди. Но мы знаем, что знания являются преходящими: что-то остается на долгие годы, может быть навсегда, а что-то заменяется новым пониманием, новыми взглядами на мир, и старые знания уходят в небытие.

    То же самое можно сказать про любой род человеческой деятельности: что-то непременно сохраняется, но большая часть произведенного силой человеческого ума или эстетического чувства уходит в небытие. Как много памятников искусства было создано в античности, но только ничтожно малую их часть мы можем сейчас увидеть в музеях. А ведь это была великая культура, которой уже нет. А знания? Какие-то дошли до нас, а что-то растворилось в бурях человеческой истории, которые бушевали в течение тысячелетий. Да и за последние две тысячи лет сколько же всего было разрушено, уничтожено, а сколько потеряло всякий смысл для современных людей, сохранив свою ценность только для отдельных ученых, узконаправленно изучающих те или иные явления древности.

    Почему же и в XXI веке в Москве, современном мегаполисе, мы собираемся для того, чтобы прославить имя равноапостольного князя Владимира? Что из созданного князем Владимиром дошло до нашего времени? Кажется, что немного. Материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком создавалась при князе Владимире. А что же в полной мере дошло до нас от князя Владимира, без какого-либо разрушения и изменения? Вера православная. А почему? Да потому, что князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. В основе, в самой сердцевине Евангелия лежит слово Божие, непререкаемое и не подверженное разрушению со стороны вихрей и бурь истории.

    Именно поэтому не умирает и евангельское слово, и всё то, что создают люди, связывая свое творчество с Божественным Откровением. Хранение этого цивилизационного стержня нашего народа, православной веры, было делом непростым. Во-первых, потому что в какой-то момент нашей истории случилось так, что именно этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо переформатировать под свои собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень. И произносили слова «за веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что, если она будет разрушена, и царь не устоит, и Отечество будет разрушено, если не физически, то духовно, потеряет свой суверенитет. В XX веке мы столкнулись с еще большей опасностью, когда православную веру решили разрушить не силой оружия, а сочетанием насилия с убеждением, выдавая эти убеждения за высокие научные откровения. Это была грозная агрессия против того, что всегда хранила Русь.

    В какой-то момент казалось, что враг победил. Теперь мы знаем, что не победил и сохранилось то, чем гордился наш народ, в первую очередь — наша вера, которая хранится на протяжении уже более тысячи лет. Вот и сегодня очень многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что благодаря этому стержню Русь непобедима. И опять-таки для этих целей употребляются и военные, и идеологические средства.

    Одними нас пугают извне, а другие используются внутри, чтобы вновь убедить наш народ, что православная вера, могучая духовная традиция, этот наш стержень — это ничто, некий предрассудок, который не имеет ничего общего с современным человеком, с его силой и мощью, с его культурой, с его поисками, с его сознанием того, что хорошо и что плохо. И, может быть, нынешнее идеологическое давление на веру еще страшнее того, которое сопровождалось насилием. Потому что, где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы. А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, — кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. Можно подумать: да, в самом деле, зачем нам всё это надо? И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь.

    Именно поэтому, празднуя очередную годовщину Крещения Руси, вспоминая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа и включил его в духовную, культурную и даже государственную жизнь нашего народа, мы должны помнить о том, что вера православная есть тот столп, тот стержень, который никогда не даст Руси быть порабощенной или разрушенной. Предадим, откажемся — потеряем всё.

    В этом смысле очень поучительна история Великой Отечественной войны, ведь именно она положила конец периоду страшного кровавого гонения на Церковь и истребления святынь. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117,18) — великие слова Священного Писания. Так и с нашим народом произошло: наказал Господь, но смерти его не предал, потому что вера хранилась. Именно в суровые годы войны эта вера так укрепилась в народе, что являлась снова главным цементирующим фактором, объединявшим людей, духовной скрепой, духовным стержнем жизни нашего народа.

    Поэтому помнить мы должны, что и сегодня, живя во время военных слухов и угроз, мы останемся сильными и непобедимыми, если сохраним нашу веру. Но не просто веру где-то в глубине сердца и в личной молитве. Ценности этой веры должны обрести реальность в жизни нашего общества, конечно, с учетом того, что не все люди православные.

    Но и многие неправославные, как мы хорошо это знаем из диалога с традиционными религиями, готовы поддерживать те самые нравственные ценности, которые мы находим в Евангелии. Потому хранение сокровища, которое передал нам великий князь Владимир, есть залог и нашей безопасности, благополучия, процветания и того духовного единства всей исторической Руси.

    Пусть Господь хранит державу Российскую, ее Вооруженные силы, внутренние войска. Пусть Господь хранит всю историческую Русь, братские славянские народы. Да прекратит Господь силой Своей междоусобную брань, ослабляющую эти народы и способную разрушить и поколебать тот самый ценностный стержень, на котором держатся наша жизнь и безопасность. Верим, что по молитвам всех нас — русских, украинцев, белорусов, людей многих других национальностей — Господь накажет нас, но не предаст смерти.


    Журнал Московской Патриархии. № 7, 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос