Патриарх Алексий I

Дата публикации или обновления 01.04.2021
  • К оглавлению: Патриархи Всея Руси

  • Патриарх Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский)

    Патриарх Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве 27 октября 1877 года в православной дворянской семье старинного рода. Его отец Владимир Андреевич служил камергером в придворном ведомстве. В 1888 году Сергей поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского университета. Военную службу проходил в гренадерском Самогитском московском полку. После окончания университета со степень кандидата права перед ним - очень красивым, прекрасно воспитанным и образованным юношей - открывалась блестящая светская карьера. Однако он выбрал иноческий путь, что поразило тогда многих. Осенью 1900 года Сергей Владимирович поступил в Московскую Духовную академию, в феврале 1902 года принял монашество с именем Алексий в честь митрополита Московского. Совершилось это событие в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры под духовным руководством тогдашнего ректора МДА епископа Арсения (Стадницкого), бывшего потом одним из трех в жребии на выборах Патриарха в 1918 году. В 1903 г. о. Алексий был рукоположен во иеромонаха. Свою первую иерейскую службу он совершил в Чудовом монастыре в Кремле, у мощей своего небесного покровителя святителя Алексия. Оканчивая в 1904 г. академию, он написал сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова)», за что был удостоен степени кандидата-богослова.

    По приглашению архиепископа Ярославского Сергия о. Алексий посетил г. Рыбинск, где в селе рядом служил отец Иоанн Кронштадтский. Всероссийский батюшка встретил молодого священника возгласом: «А, отец инспектор!» Смутившийся о. Алексий стал объяснять, что это не так, но отец Иоанн упорно повторял свое. После этой поездки его вызвал во Псков владыка Арсений, получивший после ректорства в МДА Псковскую епархию, и предложил место инспектора Псковской семинарии. В 1906 г. он ректор Тульской семинарии и архимандрит. В1911 г., следуя за перемещением кафедр владыки Арсения, становится ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. 28 апреля 1913 г. архимандрит Алексий в Софийском соборе г. Новгорода хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. По просьбе Императора Николая II возглавлял хиротонию прибывший на торжества 300-летия Дома Романовых Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Григорий IV, ему сослужили архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский), архиепископ Вологодский Никон (Рождественский) и другие архиереи.

    1 ноября 1920 года владыка Алексий был осужден новгородским Ревтрибуналом по обвинению в «тайном освидетельствовании мощей, почивавших в новгородском Софийском соборе, перед их официальным вскрытием», приговорен к 5 годам заключения, но амнистирован «ввиду близкой победы в гражданской войне». В январе 1921 года епископ Алексий указом Патриарха Тихона переведен в Петроград с титулом викарного епископа Ямбургского с пребыванием в Александро-Невской лавре. Отправляя владыку в Петроград, Патриарх подарил ему маленькую панагию в виде медальона, и он с ней никогда не расставался.

    В октябре 1922 г. за противостояние обновленчеству владыка Алексий арестован и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В марте 1926 г. ему предоставилась возможность вернуться в Ленинград, где он возобновил борьбу с обновленцами, о которых отзывался очень категорично: «Обновленчество как таковое по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды». В сентябре 1926 года епископ Алексий был назначен в Новгород с титулом архиепископа Хутынского и вскоре стал членом Синода и ближайшим помощником митрополита Сергия.

    1932 году он был возведен в сан митрополита, а в следующем назначен на Ленинградскую кафедру. К началу войны он был одним из четырех епархиальных архиереев, остававшихся на свободе.

    Претворяя в жизнь мысль митрополита Сергия о неотделимости жизни Русской Православной Церкви от судеб страны, митрополит Алексий в годы Великой Отечественной войны своим примером свидетельствовал нелицемерность патриотической позиции нашей Церкви. 22 июня 1941 г., в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, он совершал Божественную литургию в соборе св. кн. Владимира и лишь по возвращении домой узнал о начале войны. Он обратился к верующим с горячим посланием «Церковь зовет к защите Родины». В проповеди в Богоявленском соборе в Москве он сказал: «Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю Русскую прп. Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы». Оставаясь в годы блокады Ленинграда со своей паствой, вместе с ней переживая страдания и лишения (непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод, отсутствие воды и электричества, лютые морозы), он поддерживал и воодушевлял верующих ленинградцев. Владыка постоянно совершал богослужения в разных храмах города, до которых добирался часто пешком, беседовал с духовенством и мирянами, ободряя и утешая. По воспоминаниям М.Добрынина, «в дни блокады владыка Алексий служил литургию один, без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а оставшись один в храме, в котором в то время и жил (в Николо-Морском кафедральном соборе - примеч. сост.), обходил храм с иконой великого угодника Божия, моля его о сохранении храма и града от разрушения. И несмотря на голод и бомбежки, обессиленные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве лично у него приобщались Св. Тайн». Каждое утро владыке приходилось собирать по храму осколки бомб, один большой осколок долго лежал как пресс на его письменном столе. Рискуя жизнью, митрополит Алексий не раз пересекал на самолете линию фронта, прибывая в Ульяновск и Москву на заседания Синода или по делам, и всегда Господь хранил его.

    В подчиненных митр. Алексию храмах во время блокады был организован сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего до 1944 г. прихожанами ленинградских храмов было собрано более 13 миллионов рублей, а вся Русская Православная Церковь пожертвовала на военные нужды более 150 млн. рублей.

    Как известно, владыка Алексий принимал участие во встрече со Сталиным 4 сентября 1943 г. Во время беседы будущий Патриарх Сергий высказал просьбу о созыве архиерейского собора для избрания Священного Синода и Патриарха. Сталин распорядился доставить архиереев в Москву самолетом, чтобы собор начал работу уже через 4 дня. Положительно были разрешены вопросы об открытии храмов, о создании богословских курсов и восстановлении духовных учебных заведений, о возобновлении издания «Журнала Московской Патриархии». Владыка Алексий высказал просьбу об освобождении из ссылок, тюрем и лагерей архиереев (к тому времени их было не менее 17), на что Сталин ответил: «Представьте такой список, его рассмотрим». За свою деятельность в годы блокады владыка был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». После кончины Патриарха Сергия в мае 1944 года митрополит Алексий стал Местоблюстителем Патриаршего престола, а 2 февраля 1945 года Поместным Собором Русской Православной Церкви был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. На его интронизации митр. Киевский Иоанн сказал: «Быть кормчим Русской Церкви в переживаемое нами время, в период великих мировых событий - это подвиг исключительного значения. На твои рамена возлагается величайшее бремя...»

    25 лет Алексий I был во главе Русской Православной Церкви. Это самое продолжительное патриаршество в истории нашей Церкви. На годы его патриаршества выпал огромный труд послевоенного восстановления, когда возрождались разрушенные войной храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы. 10 апреля 1945 г. состоялась беседа Патриарха Алексия со Сталиным о проблемах Православной Церкви, результатом которой было постановление СНК (вопреки ленинскому декрету 1918 г.) о предоставлении церковным органам юридических прав на приобретение транспорта, производство и продажу церковной утвари, строительство и покупку домов для церковных нужд, исполнительным органам предписывалось по возможности снабжать стройматериалами приходские общины для ремонта храмов, был разрешен колокольный звон. К концу 30-х годов были уничтожены все монастыри, но за годы войны на оккупированных территориях возникло около 40 обителей, 64 традиционно существовали в западных районах страны. В конце войны местные власти стали вытеснять монахов, конфисковывать земли. В 1946 г. постановлением Совмина «О православных монастырях» было юридически оформлено существование обителей, предлагалось возвратить им земли и вывести с их территории государственные учреждения и предприятия. При непосредственном участии Святейшего была открыта и пополнялась насельниками величайшая святыня земли Русской - Троице-Сергиева лавра, были возвращены мощи прп. Сергия Радонежского и некоторых других святых угодников. Укреплялись связи с православными единоплеменниками в рассеянии, умирялись церковные расколы (в 1946 году окончательно исчезло обновленчество). Большое внимание Патриарх уделял делу издания церковных книг. При нем вышли в свет два издания Библии и Новый Завет на русском языке, ряд богослужебных книг, издавался «Журнал Московской Патриархии», журналы зарубежных экзархатов, сборники «Богословские труды». Плодом пастырских трудов самого Патриарха Алексия были четыре тома его слов и речей. Решением советов Духовных академий Московского Патриархата ему присудили ученое звание доктора богословия.

    Послевоенные события внушали надежды на нормализацию отношений между Церковью и государством. Однако 1948 год принес с собой перемены к худшему. Прокатилась новая волна арестов священнослужителей, среди которых были и архипастыри. Начиная с 1949 г. число ежегодно закрываемых приходов стало превосходить число открываемых, так что в 1953 г. Церковь насчитывала их на 1 тыс. меньше, чем в 1948 г. В 1958 г. новую кампанию гонений возглавил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, заявивший: «Дайте мне десять лет, и я покажу вам последнего попа по телевизору». По его указанию возобновилась «ленинская политика по отношению к Церкви», заработали законы 1922-1924 гг. Священник стал бесправным наемником, а церковных старост «выбирали» райисполкомы. В средствах массовой информации была развернута мощная антирелигиозная кампания, закрытие и разрушение храмов вновь приняло массовый характер. Все, что дало послевоенное время, было перечеркнуто. Однако отличие хрущевских от преследований верующих в 20-е и 30-е годы заключалось в том, что они прошли без кровопролития. Под суд, правда, было отдано несколько сотен священнослужителей, против которых фабриковались обвинения, как правило, в финансовых преступлениях, чаще всего связанных с недоплатой налогов.

    В феврале 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в своем выступлении на конференции советской общественности за разоружение через головы собравшихся в Кремле обратился к миллионам православных христиан. Призывая их к стойкости перед лицом новых гонений, Патриарх сказал: «В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные выпады против него предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что "врата адовы не одолеют Ее!"»

    После отставки Н.С.Хрущева новое руководство страны в своей антицерковной политике стало более умеренным, но Церковь по-прежнему существовала в условиях несвободы, давления и тотального контроля.

    Святейший Патриарх Алексий скончался 17 апреля 1970 года. Кончина его была необыкновенно тихой, мирной и безмятежной. Последнее богослужение он совершил в Богоявленском соборе в праздник Сретения Господня. Вскоре случился тяжелый сердечный приступ. После некоторого улучшения состояния Патриарх жил в подмосковной резиденции (Переделкино). В Лазареву субботу собирался ехать в Москву. Накануне у него был на приеме митрополит Ленинградский Никодим. Попрощавшись после беседы, владыка вышел на балкон. Было уже больше десяти вечера. Вдруг келейник попросил его вернуться к Святейшему. Патриарх как-то особенно сердечно еще раз простился с ним. Едва митрополит Никодим вернулся домой, как ему сообщили о смерти Патриарха, и владыка, возвратившись, отслужил первую панихиду. По воспоминаниям, поведение Святейшего перед кончиной показалось странным всегда бывшему при нем келейнику, и он спросил: «Вы собираетесь умирать?» «Нет, я отхожу ко Господу, - ответил Патриарх. - Отец Антоний уже начал петь». И добавил, что его встречает много архиереев. В Лазареву субботу останки Святейшего Патриарха были доставлены в Москву для прощания, а в Великий четверг его похоронили в Троице-Сергиевой лавре в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, при нем открытом под Успенским собором.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос