Престольная палата хором Царя
Дворец царя Алексея Михайловича.
Престольная палата хором Царя.
Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных.
"Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов.
Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Их часто привозили в подарок от иностранных государей. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли львы, механика которых была так устроена, что львы "яко живые, рыкали, двигали глазами, зияли устами", что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.
Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Сюжеты для росписей заимствованы из "лицевых" (иллюстрированных) Библий и западных гравюр. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого завета и Нового завета: "Песнь песней царя Соломона", "Жертвоприношение царя Давида", "Царица Савская, дары приносящая", "Единение Христа с Церковью". Для стенных панно использованы сюжеты - "Суд царя Соломона", "Царь Давид", "Царь Соломон". Источником иконографии послужили гравюры лицевой Библии Николаса Пискатора, изданной в Амстердаме в 1674 году, и их русские переработки на фресках XVII века.
Справа от трона на столе для посольских даров находится "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года" (копия).
Украшением Престольной палаты была изразцовая печь, на изразцах которой изображен двуглавый орел – символ Московского царства. Реконструкция печи проведена на основе аналогов – подлинных изразцов, найденных во время археологических раскопок на территории Коломенского; использованы также аналоги изразцов с геральдической символикой, известные по декору архитектурных памятников Москвы второй половины XVII века.
Над дверью престольной палаты размещены современные списки икон: "Богоматерь", "Спас Смоленский и припадающим Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", "Иоанн Предтеча"; над троном – современный список иконы "Спас Великий Архиерей".
Престольная палата хором Царя.
Царский трон.
Один из львов возле Царского трона.
Нарядный подсвечник.
Икона над одной из дверей в Престольной палате хором Царя.
Престольная палата хором Царя.
Витражи в Престольной палате.
Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года.
Печать на Жалованной грамоте царя Алексея Михайловича.
Изразцовая печь в Престольной палате.
Дверь, ведущая в Задние (Постельные) сени.
.
Далее: Задние сени.