Кабинет царя Петра I
Дворец царя Алексея Михайловича.
Кабинет царя Петра I.
В жизни Петра Великого (1672 – 1725 гг.), сына царя Алексея Михайловича, построенный отцом дворец сыграл важную роль. В XIX веке существовала легенда, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумароков имел полное право написать: "Российский Вифлеем, Коломенско село, которое на свет Петра произвело".
Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра.
Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил художественные предпочтения Петра. Коломенский дворец, наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.
Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Стремясь сохранить эту загородную резиденцию, он поручил архитектору М.Г. Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия.
При Петре во дворце проявились печи, облицованные изразцами нового типа, сочетавшими традиционный рельеф и роспись по белому фону, что отличало их от муравленых и ценинных печей последней трети XVII века. Подобные изразцы были обнаружены в Коломенском при археологических раскопках.
О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают копии солдатских и унтер-офицерских ("урядничьих") медалей 1709 года "За Полтавскую баталию", размещенных на столе. Московские торжества по случаю победы в Полтавской битве Петр I начал именно в Коломенском.
С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году (муляж), "География генеральная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П. Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году (муляж).
В особых сочинениях прославлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено на столе, это "Политиколепная Апофиосис достохвальные храбрости всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великаго государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского; книга издана в Москве в 1709 году (муляж).
В кабинете помещены современные списки икон: "Алексий человек Божий и мученица Наталия", "Богоматерь Живоносный источник", "Спас на убрусе с ангелами".

Кабинет царя Петра I.

Стол. Россия. XIX в., реконструкция под XVII в. Дуб, металл; столярная работа, токарная обработка, морение, интарсия, ковка.

Бумаги на столе.

Портрет Петра I. Неизвестный художник. Вторая четверть XVIII в. Холст; масло.

Стул. Конец XVII - начало XVIII вв. Часы напольные. Голландия. XVIII в.

Часы напольные. Голландия. XVIII в. Дерево, шпон, металл; столярная работа, токарная обработка, интарсия, резьба, роспись маслом (по металлу).

Часы напольные. Голландия. XVIII в.

Стулья. Конец XVII - начало XVIII вв. Дерево, солома; столярная работа, точение, резьба, плетение, тонировка.

Шкаф. XVIII в. Дерево, стекло, металл; столярная работа, токарная обработка, окрашивание (черным лаком), лакирование.

Печь, облицованная изразцами нового типа, сочетающая традиционный рельеф и роспись по белому фону.
Далее: Парадное крыльцо хором Царицы.