Кабинет царя Алексея Михайловича
Дворец царя Алексея Михайловича.
Кабинет (комната) царя Алексея Михайловича.
В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов Ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, "своеручно" правил документы.
Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий.
Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе: столы, парадные резные стулья и кресла, обитые кожей или гобеленной тканью, и модные в Западной Европе XVII века кабинеты на подстолье с золочением, инкрустацией из панциря черепахи и слоновой кости.
Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царь Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского барокко, соседствуя с традиционными для русских интерьеров иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена и старинные гравюры нидерландских художников.
Стены комнаты-кабинета обиты тисненой кожей с растительным орнаментом и золочением, выполненной по аналогам тисненой кожи XVII века.
Находящаяся в углу печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.
Круг чтения, работы и отдыха в комнате царя Алексея Михайловича обозначен книгами (подлинниками и муляжами) из фондов музея-заповедника. Среди них – книга печатная Уложение, а также богословское сочинение Лазаря Барановича "Меч духовный... или Книга проповеди слова Божьего...", выпущенная типографией Киево-Печерской лавры в 1666 году и посвященная царю Алексею Михайловичу; "Скрижаль" – издание, объясняющее и утверждающее нововведения патриарха Никона (1605 – 1681 гг.).
Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки, современная копия которых также представлена в экспозиции (очки были хорошо известны в Европе и России XVII века).
В комнате царя Алексея Михайловича над окнами и на стене у окна, находятся подлинные иконы XVI – XIX вв. из коллекции музея: "Богоматерь Владимирская", "Иоанн Богослов в молчании", "Сергий Радонежский", "Иоанн Воин", "Благовещение", "Успение Богоматери", "Святые князья Борис и Глеб".

Стол. Конец XIX - начало XX вв. Дуб, металл; столярная работа, точение, интарсия, морение.

Кабинет царя Алексея Михайловича.

Кабинет царя Алексея Михайловича.

Кабинет царя Алексея Михайловича.

Кабинет царя Алексея Михайловича.

Игровой комплект: двухсторонняя двухстворчатая доска для игры в шахматы, шашки, «девять пляшущих человечков», нарды (нарды длинные) с набором из 32 шахматных фигур, 32 шашек и 2-х кубиков. Гравер Пауль Готтих. Мастер Ульрих Баумгартнер. Германия, Аугсбург. Черное дерево (эбен) слоновая кость, золоченая бронза; резьба, инкрустация, гравировка.

Шахматы.

Лежащая на столе книга.

Стены кабинета обиты тисненой кожей с растительным орнаментом и золочением.

Шкаф. Фландрия. Брюгге. 1665 г. Дерево, металл; столярная работа, токарная обработка, резьба.

Резной фрагмент шкафа.

Резной фрагмент шкафа.

Резной фрагмент шкафа.

Стул. Конец XVII - начало XVIII вв. Дерево, гобеленовая ткань; столярная работа, токарная обработка, резьба, тонировка, ткачество.

Печь из полихромных изразцов.
Далее: Опочивальня.