Житие Игнатия Вершина

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь
  • Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь.
    Житие старца Игнатия Вершина

    На месте бывшей церковной ограды села Большое Чуфарово Ромодановского района Республики Мордовии сохранились до сих пор остатки роскошного для сельской церкви памятника. На обелиске надпись: «Под сим камнем покоится тело раба Божия старца Игнатия Парамоновича Вершина, пустынножителя, основателя Чуфаровской женской обители. Скончался 23 апреля 1889 года, жития его было 65 лет».

    Памятник на могиле старца поставили его усердные почитатели. О нем православные верующие Саранской епархии помнят до сих пор, ибо старец Игнатий был одним из тех людей, которыми сильна Русская земля.

    Игнатий Парамонович Вершин родился в 1824 году в крестьянской семье.

    С детских лет у него была любовь к храму Божию.

    У него рано развились склонности к строго подвижнической жизни, воздержанию от благ земных, церковному песнопению.

    Вступив в брак, Игнатий с молодой женой отправился в Киев на поклонение святым мощам. Здесь его жена. получила от одного из духовных старцев Киево-Печёрской лавры указание, что муж её, Игнатий, не предназначен для семейной жизни, а будет служить Богу.

    Возвратившись, домой, Вершин выстроил на усадьбе отца пятистенную келью: в одной половине жил сам, а в другой - жена. Однако вскоре удалился в Болтинский лес, вырыл землянку и поселился там. Уединившись, молился, соблюдал посты и молитвенные правила. Так он прожил около двух лет. При скудной пище, которую приносил товарищ, Игнатий благодаря Богу был жив и бодр. Самостоятельно освоил чтение и письмо. Всем, кто к нему приходил, читал выдержки из жития святых и убеждал следовать их примеру. Молва о добром старце скоро распространилась по всей округе, многие стали приходить к нему за советом.

    Окрестные жители любили и почитали старца, дорожили его советами и благословениями. Сам Игнатий налагал на себя особо строгие посты. К примеру: постился три сорокоуста (120 дней), доводя себя до изнеможения. Его святость испытывали. Местный житель Мефодий рассказывал об этом так: « 9 января был страшный мороз. «Игнатюшку» встретил на улице босиком, завёл с ним долгую беседу, чтобы старца холодом испытать. Смотрю, а под его ногами снег тает, как в горячем котле. Удивлённый, я поклонился до земли старцу и признался, что пытал его».

    Келья старца никогда не закрывалась, здесь была скудная постель и утварь, икона Божией Матери, которую он очень почитал и всегда молился перед ней.

    Однажды из кельи пропали 12 рублей, их украли воры и разделили между собой. Прошла неделя. Старец совершал молитву, когда в келью вошли два человека из Чуфарова и стали умолять его, чтобы он взял назад похищенные у него деньги. «Мы не находим себе покоя, совесть заела. Прости нас ради Бога», — каялись они перед старцем. Он спросил: «Почему же не употребили деньги на свои нужды?»

    Такой вопрос ещё более умилил воров, они плакали и просили избавить их от денег. Игнатий простил их и увещевал, чтобы убоялись не столько суда людского, сколько кары Божьей. Воры оставили своё занятие и исправились, стали примерными крестьянами.

    Слава о молитвенных подвигах распространилась по уездам, и к старцу стали приезжать люди за исцелением. Игнатий лечил молитвой, прося у Господа выздоровления для больных. Есть много свидетельств о том, мы поведаем о самых значимых. В 1871 году из села Косаур Симбирской губернии крестьянин Пётр Сидоров привёз в пустыньку своего сына, который страдал сильными припадками. Больного привезли связанного, но старец Игнатий велел его развязать, ввёл его в келью, молился вместе с ним. Больной освободился от злого недуга, припадков с ним больше не было.

    Однажды в Чуфаровской обители копали колодец, выкопали около 20 сажень в глубину, а воды всё не было.

    Рабочие отказались рыть дальше, так как на такой глубине нечем было дышать. Позвали из пустыни старца Игнатия. Он опустился в колодец, на его дне нашёл два камня, вынул один и со дна ударил фонтан воды. Из этого колодца вся обитель довольствовалась водой.

    Прозорливости старца удивлялись многие. Однажды из деревни Каменка Пензенской губернии к старцу приехала вдова с дочерью Еленой и просила Игнатия принять её в обитель. На что старец ответил: «Это не наша, а дивеевская сирота». Вдова была огорчена отказом. Будучи на выданье, Елена поехала к преподобному Серафиму Саровскому. После поклонения его мощам, зашла в Дивеевскую обитель, там поступила в послушницы монастыря и стала примерной монахиней. Так исполнилось предсказание старца Игнатия, как и то, что инокиня Вера, что за ним ухаживала в последние годы жизни, скончается на сороковой день после его кончины.

    Великим постом 1889 года старцу Игнатию в его пустыньке было видение во время молитвы. Старец плакал и говорил вслух с Царицей Небесной — Божией Матерью. Игнатий вопрошал: «Царица Небесная, на кого я сирот оставлю?» После паузы-ответа добавил: «Да будет воля твоя», — и стал плакать. После расспросов, старец поведал, что скоро помрёт, но Божия Матерь сама будет заботиться о сиротах своих.

    23 апреля 1889 года старца Игнатия не стало. Его похоронили, как он и завещал, рядом с церковью, где его крестили и венчали. В день похорон, как и предвещал богомолец, светило яркое солнце, вокруг светила был круг подобие радуги. Старец почил, но остались его добрые дела во славу Божью, о которых православный народ помнит и поныне. Главным своим делом старец Игнатий считал основание Чуфаровского монастыря, который строили по его замыслу, как и обитель в Ардатовском уезде около села Майдан.

    Останки памятника на могиле старца Игнатия Парамоновича (Вершина).
    Останки памятника на могиле старца Игнатия Парамоновича (Вершина).

    Многие годы тело старца Игнатия – основателя обители покоилось за алтарем деревянной приходской церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Большое Чуфарово. Церковь была уничтожена в годы гонений. Памятник стоящий на могилке выкинули, могилу срыли, но люди помнили св. место, и первый игумен вновь возрожденной обители установил на этом месте памятный крест. Монастырь возродится к жизни, а могила оставалась на краю деревни, которая без храма пришла в упадок.

    Честным мощам святого старца подобало покоится в основанном им монастыре.

    13 сентября 2010 года по совершении Божественной литургии, наместник монастыря, с сослужащими и братией, и множеством народа. Крестным ходом направился к месту упокоения старца Игнатия. Мощи были обретены сразу, переложены в новый гроб и с подобающей честью перенесены в монастырь. Там они почивают в устроенном склепе на территории братского кладбища обители, и над ним установлен памятный крест.

    Далее: Исторические хроники Чуфаровского монастыря

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100