Свято-Троицкий собор
Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры
Свято-Троицкий собор.
Указом архиепископа Антония Храповицкого в 1906 году, по проекту архитектора Алексея Щусева в Свято-Успенской Почаевской Лавре началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Собор этот - зримая проповедь Православия в западном крае. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими, но снесённому во время строительства Успенского собора.
Собор Святой Троицы.
Долгое время Троицкая церковь размещалась в пристройке к братскому корпусу, в которой раньше находилась типография. В нынешнем Свято-Троицком соборе, с его величественным золотым куполом, хорами и переходами - возрождение родной старины, возвращение в давние минувшие времена на целые века назад, в те блаженные дни, когда Русь наша была воистину святою, когда она от царских палат до крестьянской избы жила огромным монастырем по уставу Православной Церкви, строго соблюдая заветы Святых отцов. В нём выражение души славянина, восприятие им красоты мира земного и небесного. Собор был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь.
Фрагменты мозаики Свято-Троицкого Собора.
Фрагменты мозаики Свято-Троицкого Собора.
Еще у Святых врат он восстаёт перед нами во всём своём великолепии в мозаической иконе Спаса Нерукотворного со склонившимися перед образом князьями Русскими. Западный же вход храма украшен изображением из мозаики Почаевской иконы Божией Матери. Вокруг иконы парят во славе ангелы, а внизу благоговейно предстоят святые Божии угодники Волынской земли. Северная сторона украшена изображением Новозаветной Троицы с Голгофой в центре. Белоснежные стены собора, тяжёлые монолитные, имеют минимум украшений - лишь таинственный орнамент, искустно выложенный кирпичом на высоте хоров.
Икона Божией Матери из древнего Троицкого Собора.
Икона Святой Троицы.
Иконы в иконостасе Свято-Троицкого Собора писаны в строго древнерусском стиле художником Евгением Чириковым. Паникадило подарено императором Николаем II.
Расписывал собор художник иеродиакон Дамаскин Малюта, но сделать успел очень мало – вспыхнула Первая мировая война. Но всё же кое-что было расписано: притвор, алтарь храма, частично южная и западная стены.
Внутренний вид Троицкого собора.
Иконостас Троицкого Собора.
Роспись собора довершена в семидесятых годах местными иконописцами по эскизам художников Щербакова и Фролова. На стенах во весь рост изображения библейских сюжетов, святых мучеников и мучениц, преподобных. На задней стене храма - картина Страшного суда, справа от Господа - райские блаженства, а слева - вечные адские муки.
Выходя из церкви, каждый богомолец невольно поднимает глаза на это изображение, наводящее на глубокие размышления.
Фрагмент иконостаса.
Царские врата.
Две иконы Спасителя и Богоматери в старинных серебряных ризах на боковых стенах у иконостаса - связующая нить с древним Троицким собором, возведённым Домашевскими и освящённый преподобным Иовом. И роспись храма, и полумрак, царящий в храме за счёт узких окон, и умиленное монашеское богослужение - всё здесь умиротворят, успокаивает и настраивает человека на молитву, на духовный разговор с Творцом всего сущего на земле.
Далее: Лавра в XX веке