Страницы истории
Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры
Страницы истории.
Стоит на вершине Почаевской горы, Свято-Успенская Почаевская Лавра - твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси. Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительтвом Матери Божией.
Явление Божией Матери на Почаевской горе.
Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток Своей стопы; эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери; в обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.
Преподобный Иов Почаевский.
Дата основания обители на этой святой горе своими корнями уходит в глубину веков.
В 1240 году Хан Батый захватил Киев. Монголо-татарское иго угнетает Православную Русь, разрушая все святое. Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония Киево-Печерского и Феодосия Киево-Печерского, а место своего уединения называют в память о реке Почайне - притоке Днепра, на берегу которого стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на главе и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для насельников недавно основанной ими обители. Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига.
Чудесное избавление Почаевской обители от турков во время Збаражской битвы (1675 г.).
С увеличением числа братии и приходящих богомольцев возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня). Время шло, слава Почаевской святой горы росла и ширилась. Вместо первой деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмового праздника Успения Божией Матери. Так постепенно с конца XVI-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси.
Исцеление слепорожденного Филиппа по молитвам пред иконой Божией Матери (1597 г.).
В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище - чудотворный образ Божией Матери. Завещала при этом помещица хранить Православную веру на вечные времена.
Перенесение Чудотворной иконы из замка Анны Гойской на гору Почаевскую (1597 г.).
Начинается новая эпоха в истории Почаевского монастыря. Игуменом обители становится Иов Железо. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, посланное ему Богом, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова в монастыре была открыта школа и типография. А в 1649 году построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со Стопою Богородицы внутри храма, - до этого след Стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келии для монахов, различные хозяйственные сооружения.
Обезглавленный татарином инок, принеся к Чудотворной икот главу свою, предал дух свой... (1607 г.).
Зеркальная вода, выкопанною Преподобным на вершине юры, колодца и пруда у подножья и теперь свидетельствуй о трудах преподобного Иова.
Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651 год). Он вместе с Богородицей остается и сегодня неизменным заступником древней православной Святыни от посягательств иноверцев. Навеки запечатлено в памяти церковной событие Збаражской войны 1675 года. Пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина был отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице, «да не предаст в неволю его монастыря». Память этого события ежегодно празднуется 5-го августа.
Сотрясение бесом жены Фирлея, кощунственно надругавшейся над монастырскими святынями (1641 г.).
У истоков Почаевской обители стоит чудо - явление на горе Пресвятой Богородицы в огненном столпе инокам-отшельникам и оставленный Ею след стопы, источающий целебную воду. Чудо это и становится незримым краеугольным камнем, полагающим начало основания монашеской обители. А место, избранное Богородицей, сделалось чудодейственным и благодатным на долгие последующие века. И служит оно знаком чудесного избранничества учреждённой обители, свидетельством небесного покрова, распростёртого над нею Царицей Небесной.
Чудесное спасение стремглав упавшего в колодец юноши (1704 г.).
Не на каждого изливаются чудеса, но каждому, кто обращается к лаврским святыням (Чудотворной иконе Божией Матери, Её Цельбоносной стопе, мощам преподобного Иова и преподобного Амфилохия) с искренней верой и тайно, и явно подается Благодатная и Животворящая сила и душевная помощь.
Воскрешение умершего младенца по молитвам родителей перед Чудотворной иконой (1710 г.).
Благодатные исцеления, проистекающие от Святынь, не прекращались никогда.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Царица Небесная, и рассказать о каждом случае невозможно.
Чудесное спасение извозчика и вразумление графа Потоцкого (1761 г.).
Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, - все, кто приходил с верой, надеждой и усердной молитвой. И сегодня, как и сотни лет назад, идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыням, испить Цельбоносной воды, получить исцеление и утешение на горе Почаевской. Благословение Пресвятой Девы и Её таинственное присутствие здесь ощущается особенно. Потому и не иссякнет и человеческая благодарность Ей, выраженная словами акафиста, что уже более сотни лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед Святой Цельбоносной Стопой:
Чудесное перенесение инока в обитель из турецкого плена на праздник Успения (1674 г.).
«Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя снизошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, еяже цельбоносною силою во всем мире славно прославила еси».
В долгой и славной истории Почаевского монастыря - чудеса; они на устах у людей, они в настенной росписи монастырских храмов.
Пройдут еще, может быть, века, но мы искренне веруем, что не оскудеет источаемая здесь Животворящая и целительная сила, как не перестает притекать сюда поток богомольцев, исцеляемых и питаемых Ею.
Далее: Свято-Успенский собор