Под покровом Пречистой
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Под покровом Пречистой.
Первые годы устроения обители совпали с тяжёлым временем для Руси. Хотя и прошло уже более века с тех пор как Русь сбросила с себя татаро-монгольское иго, но татарские шайки всё ещё бродили по русской земле. Они предавали огню и мечу всё, что встречалось на их пути.
Обезглавленный инок, предал свой дух пред Иконой (1607 г.).
В 1607 году один из таких отрядов оказался под Почаем. В то время некий монах проходил по горе, совершая молитвы. Какой-то заметивший его татарин подскочил к нему, ударил его саблей и обезглавил. Инок, который должен был тотчас же умереть, взял в руки свою отрубленную голову и, донеся её до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда предал дух свой Господу к общему изумлению всех.
Сотрясение бесом жены Фирлея (1641 г.).
Наследник Анны Гойской Андрей Фирлей, будучи лютеранином, чинил обители всевозможные притеснения, желая ее закрыть и отобрать монастырские угодия.
В 1623 году он направил в обитель слуг, которые разграбили монастырь и похитили Чудотворную икону.
Однажды, созвав гостей, он нарядил свою жену в священническое облачение, дал ей в руки Святую чашу и принес Икону для осмеяния. На Фирлееву жену «напал бес лют, которым она удручена была» до тех пор, пока икону не возвратили в монастырь.
В 1675 году несметное войско турецкого султана Магомета IV вторглось в Русские земли, сметая все на своем пути. 50000 отряд конницы турок и татар под предводительством Нурредина, следуя ко Львову, подступили к стенам незащищенного Почаевского монастыря. С военной точки зрения он не представлял для них серьезной операции: монастырь в то время не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев. Помощи можно было ждать только от Защитницы обители Царицы Небесной и блаженного угодника Иова. Ранним утром 5 августа турки пошли на штурм.
Чудесное избавление Почаевской обители от турков (167S г.).
Игумен монастыря о. Иосиф (Добромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед Почаевской чудотворной иконой Божией Матери. В это время над Свято-Троицким храмом явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными Ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице «да не предаст в неволю монастыря». Их увидели и сами турки и стали тотчас пускать стрелы в этих небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрелявших.
Нападающие пришли в ужас, их охватила паника и они бросились бежать. Между тем, ободренные такой помощью, православные защитники Почаева погнались за ними и успели кое-кого пленить.
Несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании.
Чудесное перенесение инока в обитель из турецкого плена (1674 г.).
В 1674 году один почаевский монах, находившийся в турецком плену и молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. В Лавре и по сей день хранятся его ручные оковы.
В 1704 году один юноша, пришедший в Почаев на праздник Успения и теснимый толпой, свалился в колодец, но сердечно вздохнув к Божией Матери, к Ее чудотворному образу и в последний момент уцепился за неизвестно кем протянутую ему верёвку и таким образом был спасен.
Чудесное спасение упавшего в колодец юноши (1704 г.).
На Успение 1710 года муж и жена из Жолквы принесли своего больного ребенка в Почаев, уповая получить для него исцеление. Но здесь ребенок умер. Родители отнесли мертвого ребенка в храм и слезно молились перед Святой иконой. Вдруг, ребенок как будто проснулся, словно встряхнул с себя смерть и болезнь.
Воскрешение умершего младенца перед Чудотворной иконой (1710 г.).
А десятилетиями позднее, словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынови инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе» (Ис. 60, 10), Богородица явила чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому.
Безудержный в своём магнатском произволе, он, за то, что лошади чего-то всполошились и опрокинули коляску, три раза стрелял в своего кучера. Только и успел извозчик повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери — и... осечка: первый, второй и третий раз. Взбешенный Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, переводит взгляд то на кучера, полумертвого от страха, то на виднеющийся силуэт монастыря.
Чудесное спасение извозчика и вразумление графа (1761 г.).
Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Со слезами покаяния падает он на колени перед чудотворным образом Богородицы и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю, заботиться о приумножении его величия и славы. И уже в 1771 году на месте древних храмов он начинает возводить Успенский собор, украшающий Лавру и поныне.
Далее: Мощи преподобного Амфилохия