Лавра в XX веке
Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры
Лавра в XX веке.
В 1914 году началась Первая мировая война Своим черным крылом она зацепила и православную обитель. Боясь поругания и разграбления австро-венгерскими войсками, из монастыря вывозят все ценности: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворная Почаевская икона Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года.
Общий вид на Лавру с южной стороны.
В Свято-Успенской Почаевской Лавре пожелало остаться восемнадцать человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию, в город Вассаргены, в лагерь военно-пленных... Там они пробыли три года. Двух оставшихся в обители иноков-старцев выселили из монастыря, - их приняли местные жители. А сами же австрийцы хозяйничали в монастыре без церемоний. В Успенском храме поставили свой престол и служили мессы. Трапезную церковь превратили в кинозал, Троицкий собор в конюшню. Престолы в алтарях были сдвинуты с места, оборваны, иконы прострелены пулями, церковная утварь переломана и выброшена, цельбоносная стопа Пресвятой Богородицы засыпана мусором.
Вид на Лавру с монастырского кладбища.
Но недолго хозяйничали по-своему иноверцы. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре восстанавливаются богослужения. Архиепископ Евлогий, совершив благодарственный молебен, служит в обители всё лето 1916 года. Возвращаются из плена иноки. Начинает налаживаться духовная и хозяйственная жизнь монастыря.
Летняя церковь.
В 1918 году из Житомира были возвращены лаврские Святыни, привезены и колокола. Стремительно менялись тогда политические события. В сентябре 1920 года Волынь занимают польские войска, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. И так до 1939 года.
Часовня 2000-летия Рождества Христова.
Часовня 2000-летия Рождества Христова.
С каждым днём и годом давление польского правительства на церковную жизнь православных усиливалось. Существованию Лавры как православной обители угрожала тогда ревиндикция - передача храмов католической церкви. Против выступил весь православный народ и отстоял свои Святыни. А в июне 1925 года как-то совсем неожиданно было получено распоряжение о переходе с 15 июня на новый календарный стиль. Это было словно гром среди ясного неба, - раньше об этом не могло быть и речи. Духовенство обратилось к православному населению края не принимать этого нововведения, так как именно из-за него мог нарушиться принцип православной жизни, её соборность, и как следствие - раскол в Церкви, нарушение её канонов. И все же новый стиль внедрялся в церковную жизнь Волыни. Но Пресвятая Богородица и на этот раз сохранила Свою обитель.
Часовня 400-летия перенесения Чудотворной иконы.
С 1939 года Лавра снова в молитвенном общение с Русской Православной Церковью. После войны возвращаются монахи-фронтовики, в храмах Святой обители возносятся молитвы, соединяя землю с небом; совершаются епископские хиротонии. Опалённые великой трагедией войны и пострадавшие от репрессий, люди спешат поклониться лаврским Святыням.
Но время долгожданной свободы оказалось недолгим. Вскоре власти снова подняли на щит идеологию воинственного, богоненавистного атеизма (1958 год) - началась очередная волна притеснений и репрессий. О начале новых гонений насельников обители предупредила Сама Божия Матерь.
В 1958 году Она явилась над Троицким собором вся в чёрном с чёрным омофором в руках. Чудесное видение знаменовало заступничество Богородицы в наступающую лихую годину и укрепляло молитвенников в их подвиге. Божия Матерь помогла пережить антирелигиозный разбой в монастыре, когда монахов буквально насильно вытягивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы...
Советской властью, у Свято-Успенской Почаевской Лавры, вместе с полями, лесами, садами, сельхозинвентарем были отобраны мельница, свечной завод, типография, иконописные мастерские, больница с церковью, архиерейский дом и часть других зданий.
Все это претерпела обитель. А с началом изменений в обществе и государстве изменилось и отношение к Церкви. Открываются храмы и монастыри, православные люди торжественно отмечают 1000-летие Крещения Руси. А Почаевский монастырь через свои уставные богослужения и проповеди продолжает раскрывать христианам подлинную истинность и красоту веры Христовой, выполняя свою заветную миссию - быть светильником Православия на западных землях Руси.
В августе 1990 года Почаевская Лавра торжественно отмечала свой 750-летний юбилей. Торжество возглавлял высокий гость - Святейший Патриарх Алексий II.
Вновь затеплилась лампада монашеской жизни в Свято-Духовском Почаевском скиту, который был закрыт во времена последних гонений. При Лавре была открыта воскресная школа Закона Божьего и Богословское училище, впоследствии преобразованное в Духовную семинарию. Монастырю частично возвращены его здания, сады, земельные участки. Новым торжеством правды и истины - празднованием юбилея 400-летия перенесения Чудотворной иконы Богородицы из замка Анны Гойской на гору Почаевскую - ознаменовала себя обитель в августе 1997 года.
В III-е тысячелетие Святая обитель вступила обновлённой и восполнилась ещё одной святыней - нетленными мощами преподобного схи-игумена Амфилохия (Головатюка), называемого в народе Иосифом-костоправом, причисленного к лику святых 12 мая 2002 года
Торжествовала в тот день Церковь земная, торжествовала и Небесная. Пасхальной радостью играло солнце. На голубой лазури неба - белоснежный крест... Каждый, кто видел это небесное чудо, воспрянул духом.
Торжеством прославления угодника Божиего - преподобного Иосифа (в схиме Амфилохия) святая обитель на Почаевской горе вписала ещё одну страницу в историю монастыря, который испытал немало бед на жизненном пути.
Всё видела Святая обитель: подъемы и падения, расцвет и оскудение, восход и закат, как и в жизни каждого из нас. Вспоминая прожитую жизнь, человек, прежде всего, видит всё то доброе, что вело его жизненной дорогой, оставляя в тени пасмурные дни. Так и Святая обитель. Все и всё, что приводило её в запустение, давно прожито и как-то забыто.
А ныне каждого богомольца и паломника поражает внешнее преображение и благолепие обители. Здесь и новые часовенки (в честь 400-летия перенесения Чудотворной иконы Божией Матери и в честь 2000-летия Рождества Христова), и летняя церковь, и гостиный двор, и новая книжно-иконная лавка, и семинарский храм преподобных Иова и Амфилохия.
Все, кто приходит ныне в Святую обитель ощущают всюду полноту жизни, покров Богородицы, заступничество, помощь и благословение великих Почаевских угодников и чудотворцев преподобных Иова и Амфилохия.
Богом избранная, Богом хранимая, прославленная в своих святынях сияет дивной красотой Почаевская святая гора. И послужит она источником света духовной радости и просветления для наших потомков, как служит нам теперь и служила нашим праотцам.
Далее: Лаврские Святыни