Возникновение скита -

продолжение

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • Оглавление: Скит преподобного Саввы
  • Возникновение скита - продолжение.

    По свидетельству игуменьи Аносина монастыря Евгении, скит изначально был рассчитан на 16 человек братии. Но к моменту его освящения в скитских келиях проживало только четыре инока. После строительства новых зданий, жилых и хозяйственных, количество братии к 1865 г. соответствовало изначальным планам. Увеличению числа келий способствовало и желание самих иноков. В описании монастыря конца XIX в. отмечено: "Нашлись желающие проводить иноческое житие в безмолвном скитском уединении, понадобились большие помещения". Таким количество иноков сохранялось 20 лет - с середины 1860-х до середины 1880-х гг.

    В 1886 г. настоятелем Саввина монастыря становится викарий Московского митрополита епископ Можайский Александр (Светлаков). При нем Саввинский скит переживает один из своих лучших периодов. Количество скитской братии при епископе Александре достигает 23 человек, среди них было 5 иеромонахов. Как отмечает княгиня Е. Н. Горчакова, посетившая скит в 1887 г., иеромонахи служили в скиту понедельно, "что, при болезни и старости некоторых из них, довольно утомительно". В начале XX в. количество скитских иноков сократилось. По документам 1913 г. в скиту проживало только 12 человек братии. По управлению скит находился в зависимости от наместника Саввина монастыря. Первоначально скит управлялся строителем (так называли настоятеля, стоящего во главе или маленького незначительного монастыря, или управлявшего приписной обителью, зависимой от монастыря более крупного). В 1874 г. еп. Леонид скитского строителя произвел в игумены, затем в архимандриты. При епископе Александре (Светлакове) скит управлялся благочинным, в обязанности которого входило наблюдение за порядком, нравами братии, посещением церковных служб и правильностью их свершения.

    При епископе Александре в пещерке преподобного Саввы начали читать молебны. "По окончании литургии, - вспоминает один из паломников, посетивший скит в 1888 г., - один из скитских иеромонахов, о. Иосаф в ризе отправился в пещерку преподобного Саввы, которая приходится почти под стеной главного скитского храма и вход в которую снаружи скита, и здесь служил молебен угоднику. Этот порядок, сказывали нам, ежедневный и заведен настоящим настоятелем монастыря преосв. Александром, за что нельзя не поблагодарить его". Именно при епископе Александре торжественно празднуется 25-летие основания скита - 17 июля 1887 г. Не случайно за основу взяли дату 17 июля, предпочтя ее 2 сентября (день освящения скитской церкви). За точку отчета выбрали дату возобновления пещерки, еще до строительства церкви. Дата была совмещена с 40-й годовщиной установления праздника 17 июля. В описании Саввина монастыря, изданном год спустя, в 1888 г., приведено подробное описание праздника.

    После окончания к 9 часам литургии, свершившейся в монастыре, в 9 часов в скит прибыл епископ Александр; "встреченный духовенством, при колокольном звоне, вступил в скитский храм, где, облачившись, слушал часы. По окончании часов, Владыка с сослужившими ему: отцом архимандритом Вениамином, смотрителем духовного училища, благочинным скита и иеросхимонахом Иоанном вышел из храма для встречи крестного хода, шедшего из монастыря ...

    Молящихся было такое множество, что мирная обитель не могла вместить в своих стенах всех, желавших в это время проникнуть туда, целая масса народа разместилась на склонах той живописной горы, под которой расположен скит. По встрече хода, в скитском храме тотчас началась литургия, на которой, в обычное время, владыкою было сказано выходившее от сердца и западавшее прямо в сердце поучение о значении подвигов вообще, иноческого в частности, живым воплощением и поучительным примером которых служит для нас подвизавшийся здесь, в пещере, великий угодник Божий, достойный своего великого учителя, преподобный Савва Сторожевский. Назидательное поучение владыки произвело на всех глубокое впечатление на всех слушавших его! По окончании литургии, пред пещерою, местом молитвенного подвига преподобного, его преосвященством с участием сослуживших ему и участвовавших в крестном ходе: Перервинского о. архимандрита Викентия, о. протоиерея царицынского собора (Саратовской епархии) и нескольких иеромонахов Саввино-Сторожевского монастыря, совершено молебное пение с акафистом, читанным самим владыкою, преподобному Савве, пустынному жителю, от юности возлюбившему сие житие. По прочтении евангелия, крестный ход, имея во главе святителя, направился обратно в Саввин монастырь..."

    Многочисленные паломники, которые круглый год, и особенно в летнее время, приходили и приезжали в Саввин монастырь, обычно посещали и скит. Описание посещения скита оставили княгиня Е.Н. Горчакова, историк Н.П. Барсуков и многие другие представители русского дворянства и интеллигенции. Особенно интересно описание скита 1880-х годов, составленное княгиней Е.Н. Горчаковой. Ниже оно приводится почти полностью. "Тут же [с северной стороны от монастыря] начинается монастырский лес, очень красиво расположенный на высоком берегу речки Развадни; глубокие овраги, поросшие густым лесом и осененные местами деревьями-великанами, остатками здесь бывших непроходимых дебрей, до того тенистыми, что в самые жаркие, летние дни в них сумрачно и прохладно, как в горном ущелье; узкие тропинки, большей частью русла высохших ручьев, ведут к крутым обрывам, с которых открывается великолепный вид на луга и поля, окаймляющие берега Развадни, на рощи и деревни, живописно раскинутые на противоположной стороне реки. В одном из таких оврагов, в версте от монастыря, расположен скит, устроенный на средства П.Г. Цурикова, тому назад лет двадцать.

    Место, выбранное строителем, до того красиво и уединенно, что этих причин было бы достаточно для устройства отшельнических келлий в этом диком ущелье, но им руководило еще другое, нравственное побуждение; здесь в овраге, с давних времен, существует пещерка, в которой, по преданию, Преподобный Савва часто проводил целые дни в молитве и безмолвии ... Теперь в пещерке поставлен образ Преподобного Саввы, молящагося; перед ним постоянно теплится лампада и по желанию усердствующих, служатся молебны... Каждый богомолец считает непременным долгом побывать в пещерке Преподобного, хоть один раз вовремя своего пребывания в Саввином монастыре, но многие ходят туда всякий день и слушают обедню и вечерню в скитской церкви ... Весной и летом скит, по своему местоположению и богатой, свежей растительности, очарователен, а лес, его окружающий, до того разнообразен, что дорога, соединяющая скит с монастырем, никогда не надоедает и служит любимой прогулкой для богомольцев... Но зимой и особенно в ненастную осень, скитские монахи испытывают здесь много неудобств и лишений. В осенние дождливые дни крутой овраг на берегу речки, близ которой постоянно стелется туман, пропитывается до того сыростью, что она проникает во внутренность келлий и делает их сырыми и холодными, несмотря на обилие топлива, в котором братия, конечно, не нуждается, живя в лесу. Зимой же массы снега, скатываясь с крутизны, образуют снежные обвалы, наполняющие низменную часть скита, верхняя также заносится снежными бурями и метелями и не малого труда стоит братии очищать всякий день дорожки к церкви, трапезной и келлиям и аллею, ведущую к скитским воротам, на большой Воскресенской дороге.

    Она служит единственным сообщением скита с монастырем, так как лесные дорожки и тропинки все покрыты глубоким снегом и остаются непроходимыми до таяния снегов. Несмотря на наши суровые, продолжительные зимы, скитские монахи любят свой уединенный, живописный скит и благодарят его строителя за устроенный для них приют, с обеспечением самых необходимых потребностей жизни".

    Обычно знатных гостей в скит сопровождал наместник монастыря. В сопровождении наместника о. Галактиона бывал в скиту виднейший русский историк Николай Платонович Барсуков. Он посетил Саввин монастырь и скит в сентябре 1879 г. вместе с Сергеем Дмитриевичем Шереметевым и его семьей. Н.П. Барсуков пишет в дневнике: "...хотя погода и не благопрепятствовала нашему путешествию, тем не менее благодатное чувство испытывали мы когда шли чрез лес, спускались вниз горы к святому". Николай Платонович обратил внимание спутников на схожесть дороги, ведущей в скит, с пейзажами Кавказа. Далее автор продолжает: "С благоговением вошли мы в пещеру преподобного Саввы, пол которой был устлан листьями сосны, которые наполняли пещеру благоуханием. Затем мы посетили скитскую трапезу, в которой нам предложили чудного черного хлеба, которого кусок я съел с удовольствием и запил квасом. Пешком мы вернулись в гостиницу, около которой уже стояли запряженные экипажи". Дневники Н.П. Барсукова богато иллюстрированы. На странице с описанием скита приклеены фотографии Саввинского храма, которые воспроизведены в настоящем издании.

    Частыми гостями в монастыре и скиту были ученики церковно-приходских школ, в основном Звенигородского уезда. Ученики Петровской церковно-приходской школы пешком отправились из своего села, расположенного в 22-х верстах от монастыря, в Звенигород. Паломничество состоялось в 2 - 3 августа 1912 г. Придя в монастырь вечером, дети "отправились прямо в храм, где отстояли вечерню и молебен ... 3-го августа дети встали в 5 ч утра и, собравшись, пошли к ранней обедне в скит, отстоявший от монастыря в версте. Возвратившись в монастырь, дети стояли позднюю литургию и молебен с акафистом, который был отслужен у раки Преподобного". Ученики Московской Мароновской церковно-приходской школы, приехавшие поклониться св. мощам пр. Саввы в 1901 г., вспоминают: "...были у скита, поклонились образу св. Саввы и его пещере. Эта пещера поразительно мала и низка".

    В конце XIX - начале XX вв. в России проходили многочисленные юбилеи и торжества, связанные с прославлениями святых и знаменательными событиями Русской Православной Церкви. В конце августа 1889 г. в Звенигород прибыл чудотворный образ пр. Сергия Радонежского, который торжественно встречали в стенах монастыря и скитской обители, а также обносили по окрестным деревням и селам. Сохранилось подробное описание празднования. "Красота всей этой чудной величественной картины неописанная: и восхитительный вид окрестных гор и перспектива дубрав Сторожевских, и тихий свет закатывающегося солнца, блистательно отражавшегося на злато кованных хоругвях, и разливающееся в теплом, почти весеннем воздухе, благоухание фимиама от кадильниц и стройное пение песней духовных в похвалу Богоносного Отца, от юности паче всего возжелавшего мирского мятежа уклонитися, а теперь в шуме священного торжества шествующего к немощным и недостойным подражетелям жития Его, тихая радость смиренных отшельников, неизмеримый восторг и вседушевное усердие сопровождающего множества народного, - все умиляло душу, у многих исторгало теплые слезы; все благоговейно ликовали! Медленно переправлялся крестный ход через речку по небольшому и узенькому бревенчатому переходу под самым скитом.

    Наконец все шествие остановилось и расположилось вокруг пещерки... лик пропел кондак преп. Савве, а потом один из иеродиаконов, перед "пещеркою" произнес краткую ектению о мире, здравии и спасении настоятеля и братии святой обители сей и всех христиан православных предстоящих и молящихся... После сего св. икона преп. Сергия была внесена в скитскую церковь и поставлена на правой староне близ царских врат, а панагия с частью св. мощей Чудотворца положена была на св. престол. В 7 ч. вечера началось всенощное бдение по чину великопраздничному с литией и благословением хлебов, при полном освещении всего храма: сей малый скитский храм не мог вместить всех молящихся, почему многие внимали церковной молитве, стоя на скитском дворике около церкви, и даже за скитской оградой... после пения величания, началось чтение акафиста Преподобному попеременно всеми служащими иеромонахами со свечами в руках, и два иеродиакона с кадилами во все продолжение акафистного чтения кадили пред иконою Чудотворца. При всеобщей окружающей скит тишине и слабый голос старца читавшего был всеми слышан; все - стар и млад, инок и мирянин - благоговейно возносили молитву пр. Сергию...

    Было уже 11ч. вечера, когда оканчивалась всенощная, и ненарушаемое ночное безмолвие теперь ликующей скитской пустыни огласилось колокольным звоном, как бы в благодарность за оказанную честь великим посетителем и Чудотворцем своему великому ученику и подражателю пустынных подвигов... На другой день в 5 ч. утра начался перезвон к водоосвящению, за которым следовала Божественная Литургия, совершенная скитскими иеромонахами соборно. К концу литургии прибыл большой крестный ход из г. Звенигорода и из других подгородных церквей с многочисленным собором священнослужителей, пришедших для перенесения св. иконы препод. Сергия в городскую церковь к поздней литургии. По окончании богослужения в скитском храме, св. икона была поднята и, в предшествии торжественного крестного хода, обнесена вокруг всего скита с молебным пением Преподобному и с особо установленными литиями на всех четырех странах. После последней литии была выслушана с коленопреклонением благодарственно-прощальная молитва к Угоднику Божию Сергию; читал ее неподражаемо внятно и умилительно Лаврский иеромонах о. Олимпий; почти без исключения все коленопреклоненное множество народное от сердечного умиления плакало, как один человек.

    После молитвы вся скитская братия в последний уже раз поспешно подходила приложиться к панагии с частью св. мощей и к самой иконе Чудотворца, которая немедленно была поставлена в киот под стекло, и все шествие тронулось по склону горы Сторожевской по направлению к Звенигороду. Проводивши до самой городской церкви икону Богоносного Отца нашего и Заступника Сергия, скитская братия одиноко в безмолвии возвращалась восвояси, унося в сердце и благодарную радость за столь неожиданное благодатное посещение преподобного Сергия и тихую грусть, что долго еще, а может быть, и совсем не дождаться таких радостных дней".

    Торжественно проходил в монастыре и скиту ежегодный крестный ход 17 июля - один из самых любимых праздников Саввинских иноков и многочисленных паломников монастыря. Праздник проходил в определенной традицией последовательности. После окончания ранней литургии в монастырском храме крестное шествие направлялось в скит, где служили вторую литургию в церкви и молебен с акафистом у пещерки пр. Саввы. Иногда гостям в скиту предлагали небольшое угощение. Например, во время крестного хода в 1913 г. всем молящемся раздавали мягкий ситный хлеб и предлагали чай и квас.

    Затем крестный ход возвращался в монастырь, где иноков и гостей ждала праздничная трапеза. В журнале "Московские церковные ведомости" ежегодно публиковались описания июльских торжеств в Звенигороде. Так, например, проходил праздничный день в 1892 г. "К этому дню обыкновенно приезжают сюда из Москвы настоятели монастыря, епископы Можайские. Так и в настоящем году прибыл преосвященный Тихон, епископ Можайский... В самый день празднования, около 9 часов утра, преосвященный Тихон отбыл в находящийся на расстоянии одной версты от монастыря Саввинский скит, где и встречен был о. архимандритом Михаилом и благочинным скита о. Корнилием с братиею. Владыка последовал в скитский храм во имя преподобного Саввы и по прочтении входной благословил начать чтение часов. В 10 часов из монастыря при колокольном звоне выступил крестный ход и в преднесении хоругвей, иконы преподобного Саввы, запрестольных и многих других икон в сопровождении духовенства с о. архимандритом Феофаном во главе, направился к скиту. Здесь крестный ход был встречен преосвященным Тихоном и скитским духовенством. Затем началась Божественная Литургия, которую совершал преосвященный Тихон в со служении вышеупомянутого духовенства.

    По окончании литургии началось молебствие, во время которого крестный ход направился из храма в пещеру преподобного Саввы; здесь преосвященным Тихоном был прочитан акафист преподобному, после чего крестный ход чрез нижние скитские ворота, по Сторожевской горе, возвратился в монастырь. Во главе духовенства шествовал сам владыка. Во все время шествования крестного хода путь окроплялся св. водою. По прибытии в монастырь, в Рождественский собор, после ектений была прочитана молитва преподобному Савве над ракою, где почивают его св. мощи, и затем провозглашено многолетие. Стечение народа было громадное". Иногда погода не благоприятствовала богомольцам, но даже это обстоятельство никогда не мешало проведению праздника. В 1895 г. "несмотря на дождь, ливший во время совершения молебна и возвращения крестного хода, торжественную процессию сопровождали массы богомольцев".

    В 1898 г. Саввинский скит посетил будущий священномученик Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский и Коломенский. В Звенигород он прибыл 6 сентября на дни празднования торжества 500-летия Саввино-Сторожевской монастыря. Празднование юбилея проходило в течение нескольких дней: с 4 по 9 сентября. Тогда память Преподобного основателя обители почтили своим присутствием члены Императорского Дома, представители высшей церковной иерархии, миряне и духовенство Звенигородского края и других епархий. Ранним утром 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, к Успенскому собору подошли "священные шествия с хоругвями и святыми иконами: с востока шли хоругви и иконы из церквей г. Звенигорода, села Введенского и других; с запада - из Саввинского скита и с. Караулова; с юга - из посадской и слободской церквей; с севера - из села Ершова, - все соединились на городской к монастырю дороге, близ мостика, что на р. Жерновке. Здесь одним из Преосвященных совершено было чтение Евангелия и осенение св. Крестом на все четыре страны, и затем крестный ход следовал к монастырю".

    В окрестностях Саввина монастыря летом проживало много художников, писателей, музыкантов, которые здесь отдыхали и работали. В воспоминаниях Константина Коровина об Исааке Левитане есть интересный эпизод, который имеет некоторое отношение к скитской пещере. "В конце апреля мы с Левитаном уехали в Звенигород писать этюды. Под горой раскинулась д. Саввинская слобода. А на горе стоял красивейший монастырь святого Саввы. Место было дивное... У Левитана был приятель, монах Сережа, молодой, красивейший человек. Они о чем-то много говорили. И раз, вернувшись от него вечером, Левитан сказал:

    - Сережа - замечательный человек. Он хочет жить в пещере, понимаешь! Как это прекрасно! Тихо... у леса пещера. Конечно, она обделана деревом - и жить одному... Какие чувства! Затворничество... Одиночество... Я бы, знаешь, пошел с Сережей в пещеру".

    В 1913 г. в Саввином монастыре и скиту побывал с семьей Федор Шаляпин. В архиве Звенигородского музея сохранились фотографии певца с дочерьми, снятые в скиту.

    На рубеже XIX-XX вв. в скиту строятся деревянные одноэтажные постройки на каменных фундаментах - келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня и кельи с подвальным этажом на фундаменте, каменная одноэтажная баня. Сохранилась страховая оценка имущества и строений скита 1910 г. Это наиболее полное описание архитектурного ансамбля скита, которое выборочно приводится ниже. Скит описывается как часть монастыря, а именно как его общежительное отделение.

    № 1. Храм Преподобного Саввы, на храме колокольня, под храмом пещера, каменный, окрашен масляною краскою, покрыт железом, окрашен зеленою краскою. На храме имеется одна маленькая глава, окон с двойными рамами 10, 6 окон с железными ставнями. Дверей наружных железных 1, внутренних дверей 3. Иконостас оценен в 1000 р. Отапливается духовой печью, постройка относится к 1860 г. Строение хорошо сохранилось, оценено вместе с иконостасом.

    № 2. Храм св. Николая Чудотворца, домовый в каменном корпусе, во 2 этаже лестница каменная. На храме имеется 1 маленькая глава, иконостас. 500 р.

    № 3. Корпус в 2 этажа, занимаемый церковью, ризницей и келлиями братии.

    № 4. Сторожка каменная в 1 этаж.

    № 5. Дом в 1 этаж, каменный, занимаемым келлиями братии.

    № 6. Дом в 1 этаж деревянный, на фундаменте, занимаемый келлией благочинного.

    № 7. Дом в 1 этаж, деревянный, на фундаменте, занимаемый рухлядной и келлиями братии.

    № 8. Корпус в 1 этаж, деревянный, на фундаменте, занимаемый трапезною, кухней и келлиями.

    № 9. Дом в 1 этаж, каменный, занимаемый банями.

    № 10. Дом в 1 этаж, деревянный, на фундаменте, занимаемый одной келлией для иеромонаха.

    № 11. Дом в 1 этаж, деревянный, занимаемый одною келлией для иеродиакона.

    № 12. Дом в 1 этаж, деревянный, занимаемый келлиями братии.

    № 13. Дом в 1 этаж, деревянный, занимаемый четырьмя келлиями братии.

    № 14. Сторожка в 1 этаж, деревянная.

    № 15. Сарай деревянный для поклажи дров.

    № 16. Сарай деревянный для поклажи дров.

    17. Сарай в 1 этаж, деревянный, занимаемый кладовыми и погребами".

    Это был официальный документ о состоянии памятника, а вот таким увидел скит паломник, побывавший в монастыре в 1915 году.

    "Скромный Саввинский скит, со своими окруженными зеленью маленькими деревянными домиками, с круглыми белыми башенками на невысокой стене, с небольшою изящною церковью над пещеркою преподобного; длинная деревянная лестница, спускающаяся по горе против самого алтаря, со стены которого словно благословляют приближающегося путника преподобные Сергий и Савва, - самая маленькая тихая пещерка, вся благоухающая от застилающего ее пол свежего можжевельника с двумя громадными камнями, по преданию, местом отдохновения преподобного Саввы, - с маленькою лампадочкою, тихо мерцающею пред его изображением на противоположной входу стене..." Это было одно из последних описаний Саввинского скита перед грядущими испытаниями XX века.

    Далее: Годы лишений и утрат
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100