Тихвинская икона - святыня Рождественской обители

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы - святыня Богородице-Рождественской женской обители.

    Едина еси всех Предстательница христиан, Богомати Пречистая, услыши наше моление, воззри на ны, Всепетая, спаси град и обитель Твою и озари стадо Твое зарею благодати Твоего заступления.

    Из службы Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. Канон, песнь 5-я


    Главной святыней Рождественской обители была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. В XIX веке икона находилась в иконостасе Рождественского собора, по левую сторону Царских врат. Особое почтение к чудотворным иконам как в Византии, так и на Руси выражалось в их украшении драгоценным убором, который становился неотъемлемой частью святого образа.

    На Тихвинской иконе был богатый оклад из позолоченного серебра, украшенного жемчугом с изумрудами, яхонтами, бриллиантами, аметистами и другими драгоценными камнями. Кроме основного оклада имелись еще две серебряные позолоченные ризы. К нижнему полю прикреплялась пелена с изображением Тихвинского образа, вышитая золотыми, серебряными и шелковыми нитями. В 1899 году была устроена на чудотворный образ Тихвинской Божией Матери риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. Именно с Тихвинским чудотворным образом настоятельницы обители встречали архиереев и других именитых гостей, посещавших обитель.

    Пелена Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. 1660-е годы.
    Пелена Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. 1660-е годы. Пелена находилась у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в Рождественской обители. Выполнена пелена в мастерской ростовской княгини Марии Михайловный Луговской. Собрание Ростовского музея.

    В XVIII-начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря почиталась наравне с главной святыней Ростовского кафедрального Успенского собора - Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. В древнем Ростове было несколько особо чтимых икон, но только с двумя из них, Владимирской и Тихвинской, совершались многодневные крестные ходы из Ростова в Ярославль. На иконах избранных ростовских святых часто встречается моление святых перед теми же иконами.

    Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Когда начались эти народные шествия со святыней Рождественской обители - неизвестно.

    В 1736 году архиепископ Ростовский Иоаким крестный ход с Тихвинской иконой отменил, но благодаря настойчивости игумений Евдоксии через шесть лет, в 1742 году, крестный ход был возобновлен. В то время Ростовскую кафедру занимал митрополит Арсений (Мацеевич; | 1772), ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом за смиренное перенесение скорбей и нестяжателъность, как сказано в Деянии Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия.

    В миру Александр, родился во Владимире Волынском, обучался в Киевской академии, в сане иеромонаха служил при русском флоте, в 1734-1736 годы участвовал в экспедиции открытия морского пути на Камчатку. По состоянию здоровья оставил морскую службу. В 1741 году состоялась его хиротония во митрополита Сибирского, в 1742 году перемещен в Ростов с назначением членом Святейшего Синода.

    При нем были открыты мощи святителя Димитрия Ростовского. По поручению Синода составил службу святителю Димитрию и его житие. Митрополит Арсений выразил протест против намерения императрицы Екатерины II изымать церковные вотчины в казенную казну, за что в 1763 году был предан суду, лишен сана и священства и отправлен простым монахом в заточение в Ферапонтов монастырь, потом в Николаевский Карельский, оттуда - в Анзерский скит Соловецкого монастыря. В 1767 году вновь предан суду, лишен монашеского чина и отправлен в строгое заключение в Ревельскую крепость, где и умер. Погребен там же при церкви святителя Николая. После смерти на стене его камеры нашли надпись: Благо, яко смирил мя геи. В 2000 году митрополит Арсений был прославлен Церковью как священномученик, день его памяти 28 февраля/13 марта.

    Крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.

    В Ярославле после Божественной литургии в Никольском храме икону общегородским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский собор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярославской Предтеченской церкви, а затем крестный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы - после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.

    Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.

    В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери. Ростовская святыня являлась списком с чудотворного Тихвинского образа (праздник 26 июня / 9 июля) - одной из наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери, святыни Тихвинского Свято-Успенского монастыря Новгородской епархии.

    Воскресенская и Никоновская летописи, а также Сказание о Тихвинской иконе, составленное на рубеже XV-XVI столетий, сообщают, что икона явилась летом 1383 года рыбакам над водами Ладожского озера в окрестностях Новгорода. Икона несколько раз переходила с одного места на другое, наполняя земли благодатью, исцеляя людей и освящая места будущих храмов. Наконец она остановилась на берегу реки Тихвинки. Там для нее была сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1560 году был устроен Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь.

    Явленная чудотворная Тихвинская иконы Пресвятой Богородицы, находящаяся в Тихвинском монастыре.
    Явленная чудотворная Тихвинская иконы Пресвятой Богородицы, находящаяся в Тихвинском монастыре.

    С середины XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с Лиддской иконой Пресвятой Богородицы (их иконография одинаковая). Лиддская икона Богоматери была написана в VIII веке с Нерукотворенного образа Божией Матери, явившегося на столпе храма в городе Лидде (недалеко от Иерусалима). Во времена иконоборческой ереси она чудесным образом приплыла в Рим из Константинополя и стала называться Римской, а после восстановления иконопочитания вернулась назад.

    По другому преданию, Тихвинская икона отождествлялась с Влахернским образом Одигитрии, написанным евангелистом Лукой. Лиддский образ Пресвятой Богородицы и Одигитрия из Влахернского храма покинули Константинополь за 70 лет до падения Византийской империи в 1453 году. Лиддская икона, как и Одигитрия из Влахернского храма, чудесным образом была перенесена из страны, утратившей благочестие, в новый удел Пресвятой Богородицы - во Святую Русь. Русское государство рассматривалось как преемник духовных традиций Рима и второго Рима - Византии. Москва, просияв благочестием, стала третьим Римом, а четвертому не бывать - идея, высказанная псковским монахом Филофеем, была распространена в XVI веке. Тихвинская икона стала символом Русского централизованного государства. К всеобщему почитанию Тихвинской иконы присоединялось и почитание ее как хранительницы северо-западных рубежей Руси. В 1617 году в деревне Столбово, расположенной рядом с Тихвинским монастырем, был заключен Столбовский мир, прекративший войну между Россией и Швецией. Основание Петербурга, победа России в Северной войне со Швецией также связывали с верой в заступничество Божией Матери по молитвам перед Ее Тихвинской иконой.

    Чудотворная икона была вывезена из Тихвина и из страны в 1941 году. С 1949 года икона находилась в Чикаго, а в июне 2004 года была возвращена в Россию и находится в соборе Тихвинского Успенского монастыря.

    Когда появился Тихвинский образ Пресвятой Богородицы в Ростове - неизвестно, и едва ли когда-то мы узнаем доподлинную историю его появления здесь.

    В Рождественской обители не существовало никакого предания о появлении здесь Тихвинской иконы. Поэтому первый исследователь истории Рождественского монастыря, отец Аристарх Израилев, в середине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благословением основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тихвинского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке.

    Есть основания высказать еще одно предположение. История почитания Тихвинской иконы в Рождественском монастыре в XVIII-XIX веках известна. О том, что икона была в обители и особо почиталась и в XVII столетии, говорит наличие пелен XVII века, выполненных в технике лицевого шитья и предназначавшихся для украшения чтимой иконы. Эти пелены хранятся в Ростовском музее. Появление в Ростовской обители Тихвинского списка несомненно было связано как с историей самого чудотворного образа, так и с историей Ростова и монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Такая связь прослеживается в событиях Смутного времени начала XVII века.

    В 1608-1613 годах Ростов был втянут в боевые действия. Историки пишут, что единственными, кто оказал сопротивление отряду Лжедмитрия в октябре 1608 года, были жители Ростовской земли. В годы польско-литовской интервенции Ростовским митрополитом был Филарет, отец Михаила Феодоровича, будущего первого царя династии Романовых. Перед тем как войско Лжедмитрия отправилось в поход на Ростов, туда были направлены посланники с грамотой, в которой митрополиту Филарету и жителям города предлагалось принести присягу Лжедмитрию.

    По приказу митрополита Филарета посланники были схвачены и брошены в тюрьму. Отряды Лжедмитрия двинулись на Ростов. На рассвете 15 октября 1608 года состоялся бой на окраине города. Защитники Ростова были разгромлены. Жители Ростова и правительственные войска на улицах города продолжали биться до упаду, но были оттеснены к центру города, к Ростовскому Успенскому собору.

    Портрет митрополита Филарета (Романова) - будущего Патриарха. XVIII век.
    Портрет митрополита Филарета (Романова) - будущего Патриарха. XVIII век. Собрание Ростовского музея.

    В Успенском соборе затворились вместе с митрополитом Филаретом старики, женщины, дети. Владыка совершил Божественную литургию, причастил всех и сам готовился, яко агнец на заклание. Ворвавшиеся в храм сторонники Лжедмитрия начата сещи людей, и изсекоша множество неповинного народа. Митрополит Филарет был схвачен, святительские одежды с него были сорваны. Он был отправлен в стан Лжедмитрия. Марина Мнишек в своем дневнике написала о взятии Ростова и разграблении Успенского собора: ...захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности.

    Несомненно, в Успенском соборе с митрополитом Филаретом молились в тот день и все сестры Рождественской обители, приписанной к Архиерейскому дому. Возможно, их всех убили: поубивали там же в церкви попов и чернь, не лучшая участь постигла и тех монахинь, которых взяли в плен.

    После разорения Успенского собора был разграблен и весь город. Позднее Ростов и его окрестности еще дважды подвергались разграблению, весной 1610 и летом 1611 года. О том, в каком состоянии был Ростов после разрушений в Смутное время, свидетельствуют переписные книги, составленные в 1619 году по повелению царя Михаила Феодорови-ча: Место пожарное Олеши Ошанина, а он был в земских старостах и литовские люди его ссекли, а тело его собаки съели. Место пожарное дьячка Князева: он убит. В иных дворишках бедные сироты, вдовицы живут, скитаются по миру [...] а иные посадские люди побиты и посечены и иные разбрелися в разные города, а иные дворишки пожжены. И таким был весь Ростов.

    Сохранилось документальное свидетельство, что Варницкий монастырь был полностью разрушен: ...Троицкий монастырь польские и литовские люди и русские воры разорили, церковь и теплый храм, и кельи свезли, и образы, и книги, колокола развезли.

    Очевидно, разграблена и разрушена была и Рождественская обитель. Все эти события явились огромным потрясением для сестер монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. У всех был страх перед возможностью повторения трагедии.

    Через несколько лет по всей Руси разнеслась весть о Тихвинском монастыре, выдержавшем в 1613-1615 годах длительную осаду шведов. В середине XIX века в Тихвинском монастыре хранилась рукопись, где с достоверными подробностями описывались события 1613-1615 годов. Эта рукопись была положена в основу книги о Тихвинских монастырях.

    В 1613 году шведские войска под предводительством Делагарди захватили Новгород и подступили к Тихвинскому монастырю. Окрестное население с женами, детьми и стариками пришли в монастырь и вместе с иноками и небольшим числом войска затворились в нем, в надежде не на крепость стен, а на заступничество Царицы Небесной. Там все молились: стар и млад, с распростертыми руками и на коленях пред иконою Богоматери, громко вопили о заступлении или о сподоблении прощения грехов при кончине, под оружием неприятельским. В третьем часу следующего дня неприятель стремительно бросился к стенам. Русские, приняв благословение игумена и призывая на помощь Матерь Божию, выступили из храмов обители в ворота; с двух сторон напали они на шведов, с твердою надеждою и решимостью умереть или победить; опрокинули, смяли, били, гнали врага, брали в плен, и, славя Бога и Пречистую Деву, возвратились в стены обители. [...] в монастыре все опять собрались пред чудотворной иконою. Лишь видимым пособием Царицы Небесной эта горсть людей могла одолевать и торжествовать до сих пор; но неприятель был многочислен, он более и более усиливался и воспламенялся от поражений большею яростью. Опасность возрастала с часа на час! - моления не прерывались!

    В эту самую ночь слепая женщина Мария, за два года пред тем пришедшая из Онега-озера в чаянии исцеления слепоты и получившая, за чистую веру свою, зрение, воздремав с не осохшими еще слезами молитвенными, увидела пред собою Пречистую Деву; «Иди, — сказала ей Матерь Божия, — объяви всем находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». Неизреченная радость и упование несомненное наполнили сердца. Чудотворный образ с молебным пением и литиями был обнесен по стенам, и в то же время неслыханный страх внезапно напал на врагов. Они поднялись без видимой причины, смешались, и в беспорядке, гонимые неведомым ужасом, бежали от обители....

    При многочисленных атаках на обитель шведы использовали все приемы: поджигали крепость, делали подкопы, штурмовали стены. Старики, женщины и дети носили, лили воду, кипящую смолу, кидали бревна, каменья; все дрались с крепостью веры истинной за икону Матери Божией и отбивали многократные отчаянные нападения. Чем труднее становилось защищать эту малую крепость, тем более дивные являлись знамения Божией Матери.

    При подготовке очередного нападения на монастырь шведский полководец Магнус Делагарди грозился не только разорить монастырь до основания, но и изрубить чудотворную икону, разбросать камень по камню церковь, где икона находится. Защитники монастыря хотели с иконой удалиться в Москву, но икона оставалась на месте, и никакие усилия не могли сдвинуть ее. Тогда все поняли, что Пречистая не одобряет бегство защитников, и, возложив на всесильную помощь Ее всеполное упование, они затворились в обители, ожидая врага. И снова произошло чудо: огромное войско шведов, стянутое к обители, неожиданно разбежалось. Позже стало известно, что враги увидели многочисленную рать, идущую от стен монастыря.

    Спустя год, в 1617 году, в деревне Стол-бово, расположенной в нескольких километрах от обители, был заключен мир со шведами. Царские послы взяли с собой список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, и перед нею был заключен Столбовский мир. С этой же иконой послы направились на принятие Новгорода от врага. Тихвинскую икону (список с чудотворного образа), избавившую от порабощения не только обитель, но и Новгород и всю землю Новгородскую, жители от мала до велика встречали с благодарными слезами.

    Весть о чудесном спасении Тихвинской обители быстро разнеслась по всей Руси. Большое количество списков в меру и подобие с Тихвинского образа Пресвятой Богородицы разошлось по русским городам и весям. В это время, то есть в первой половине XVII века, и могла появиться в Рождественском монастыре Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, которая стала святыней обители.

    Вероятнее всего, ростовский список с Тихвинской иконы был принесен из Тихвина, где в иконописной мастерской Тихвинского монастыря писали большое количество точных списков с чудотворной иконы. Известны ее размеры: 88,7 х 71 см (размеры чудотворной в Тихвине: 80 х 61,6 см).

    Тихвинская икона из Ростовской Рождественской обители на лицевой стороне внизу имела надпись с буквенным обозначением даты: «Год 1684». Отец Аристарх Израилев высказал предположение, что дата была поставлена в память о жалованной грамоте государей Иоанна и Петра Алексеевичей, по которой по просьбе игумений Наталии (Тяпкиной) была пожалована земля, расположенная рядом с обителью. Эта просьба игумений не просто решалась, и сестры особенно усердно молились перед Тихвинской, а когда была получена жалованная грамота, то была поставлена и дата на чудотворной иконе в ознаменование благодатной помощи Царицы Небесной.

    Но, на наш взгляд, вероятнее другое предположение: по традиции в благодарность за заступничество Пресвятой Богородицы решено было икону, перед которой молились сестры, поновить и особо украсить - так всегда делали и в Византии, и на Руси. Иконописец, поновлявший икону, поставил дату: «1684 год».

    В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Сохранились и два списка с нее, находившиеся прежде в обители, а в настоящее время пребывающие в ростовском храме во имя святителя Николая на Всполье (храм расположен на улице Гоголя). Можно восстановить путь их передвижения из Рождественского монастыря в Никольскую церковь. В 1926 году при закрытии обители часть имущества была передана Спас-Ружной церкви, куда перешла община из Рождественского монастыря.

    Когда закрывали Спас-Ружную церковь (около 1930 года), в городе остались лишь две действующие церкви: во имя святителя Николая и в честь Толгской иконы Божией Матери.

    В приходах этих церквей состояли монахи и монахини, освобожденные из лагерей. Специальным указом им запрещалось селиться в двухсоткилометровой зоне, окружавшей Москву, а также в других крупных городах. Небольшой, тихий и удаленный от административных и промышленных центров Ростов стал для них добрым и гостеприимным прибежищем. Монахи и монахини снимали небольшие комнаты у местных жителей. Быт их был скуден, но что могло пересилить ту радость, которую давала возможность молиться в храме Божием?

    В этих двух оставшихся в Ростове действующих храмах нашли приют и многие иконы, которые уцелели от «распределения имущества» закрываемых храмов. В Никольский храм была передана чудотворная икона Божией Матери «Умиление» из Благовещенской церкви, перед которой молился Государь Николай II с Августейшими детьми 22 мая 1913 года. Почитатели этой ростовской святыни до конца своих дней были прихожанами Никольского храма. Таким же образом и две Тихвинские иконы Пресвятой Богородицы из Богородице-Рождественского монастыря оказались в храме святителя Николая.

    Тихвинская икона в Никольском храме, помещенная в киот, является списком в меру и подобие с чтившейся в обители иконы, она имеет те же размеры, что и чудотворный образ: 88 х 71 см. Создание иконы-списка относится ближе к середине XIX века, что, очевидно, связано со строительством Тихвинского храма. На иконе - риза, шитая бисером и мелким жемчугом, украшенная яркими цветными стеклянными стразами. По силуэту риза не совпадает с изображением Пресвятой Богородицы на иконе. Возможно, эта риза с чудотворного Тихвинского образа.

    Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. 1680 год. Собрание музея имени прп. Андрея Рублева.
    Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. 1680 год. Собрание музея имени прп. Андрея Рублева.

    Другая Тихвинская икона в Никольском храме установлена на подоконнике окна южной стены здания церкви. Она меньших размеров: 62,5 х 51 см. На полях иконы изображены в рост в молитвенном обращении к Пресвятой Богородице святитель Николай, преподобный Алексий, человек Божий (на левом поле иконы), и преподобный Антоний (на правом поле иконы). Икона является вкладом на молитвенную память в Рождественскую обитель, и святые, изображенные на полях, - соименные святые заказчика и членов его семьи. Икона украшена металлическим окладом (посеребренная медь, венцы позолочены) с разнообразным богатым растительным орнаментом. Икона и оклад созданы в XVIII веке.

    Судьба почитавшейся в Рождественской обители Тихвинской иконы на сегодняшний день не известна.

    В 1926 году монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове был закрыт. В Тихвинской церкви расположилась библиотека, находящаяся там и по сей день. Рождественский собор передали Ростовскому музею, позднее здесь располагался городской архив, но ввиду аварийного состояния здания в 1989 году архив срочно перевели в другое место. Находившееся на балансе Ростовского музея аварийное здание, из-за полной заброшенности его, пришло в плачевное состояние, и возникла серьезная угроза его падения. В 1960-е годы была разобрана колокольня собора, лишилась своих куполов Тихвинская церковь, кел-лии обители были обращены в квартиры для городских жителей.

    Документы о судьбе сестер Рождественского монастыря сегодня не известны, но в Ростове сохранились устные предания о трудной, но благочестивой жизни некоторых оставшихся в городе монахинь. Большинство же сестер обители, без сомнения, пополнили сонм новомучеников и исповедников Российских и в Небесных обителях молятся у Престола Вседержителя за свою земную обитель - монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Далее: Возрождение Рождества Богородицы Ростовского монастыря
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос