Основание Рождественской обители

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
  • Ростов Великий ко времени основания
    Рождественской обители.

    Ростов Великий, расположенный в Ярославской области, в двухстах километрах от Москвы, один из древнейших городов России. Первое упоминание о нем встречается в «Повести временных лет», древнейшей летописи Руси, под 862 годом.

    Великим этот город летописи называли в XII веке, очевидно, не столько из-за его размеров, сколько по тому значению, которое Ростов имел в духовной, политической и хозяйственной жизни Северо-Восточной Руси того времени, хотя и по размерам он уступал только Киеву и Новгороду. Результаты археологических раскопок последних лет показывают, что площадь Ростова в XII веке составляла 200 га, в то время как территория Киева и Новгорода была более 300 га, Чернигова - 160 га, Владимира - около 145 га, Суздаля - всего 49 га. Просвещение Ростова светом Христовой веры началось вскоре после Крещения Руси в Киеве, и уже в 991 году святителем Феодором (ум. 1023) в Ростове была основана епископская кафедра, первая в Северо-Восточной Руси. Она находилась здесь до 1788 года, после чего главным епархиальным центром стал Ярославль, но славное имя древнего русского города сохранилось в названии епархии и титуле епархиальных архиереев до наших дней.

    В ряду епархий Русской Православной Церкви Ростовская епархия всегда занимала высокую ступень. В XIV веке, когда был основан Рождественский монастырь, Ростовская епархия занимала четвертое место после Киевской митрополии и Новгородской и Черниговской архиепископий, а из епископских - первое.

    Под управлением Ростовских епископов находилась духовная жизнь огромного Ростовского края. Со временем от Ростовской епархии отделились другие епархии: Владимирская, Муромская, Костромская, Вологодская и т.д. Хотя территория Ростовской епархии с веками значительно уменьшилась, духовное ее богатство не оскудело, и на все времена она осталась колыбелью христианства и святости для нарождавшейся Российской державы.

    Ростовский архиерейский дом, сохранившийся до наших дней, был построен в 1670-1683 годах Ростовским митрополитом Ионой (1652-1690) и является уникальным памятником архитектуры мирового значения.

    Архитектурный ансамбль Архиерейского дома ростовских владык включает в себя пять храмов - церковь Воскресения (1670 год), церковь Спаса на Сенях (1675 год), церковь апостола Иоанна Богослова (1683 год), церковь во имя Григория Богослова (1680-е годы), церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1690-е годы). Внутри храмы были украшены настенными росписями, в создании которых участвовали лучшие иконописцы того времени.

    Сегодня этот архитектурный ансамбль Кремля (так Архиерейский дом называют с XIX века) является сердцем Ростова Великого. В его величественных постройках запечатлелась история древнего города как духовного центра Северо-Восточной Руси.

    Судьба Кремля оказалась непростой. По преданию, во время строительства Архиерейского дома юродивый Стахий говорил митрополиту Ионе о строительстве Архиерейского дома: Ах, Иона, все хлопочешь, все беспокоишься, а в твоих храмах одни воробьи да голуби жить будут... Кто же в то время мог поверить таким словам? Но пророчество юродивого сбылось. Всего около ста лет здесь жили ростовские архиереи. В 1788 году местом пребывания ростовских архиереев становится Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Здания Ростовского архиерейского дома были оставлены и постепенно разрушались. Предприимчивые ростовские купцы на первых этажах размещали всевозможные склады.

    В начале XIX века по проекту генерал-лейтенанта Бетанкура было решено разобрать здания бывшего Архиерейского дома, а из кирпича построить гостиный двор для ежегодных ярмарок. К счастью, проект не был осуществлен. В последующие годы ростовскими купцами предпринимались попытки не допустить окончательного разрушения зданий. Последовательное спасение зданий бывшего Архиерейского дома началось с 1880-х годов.

    В 1880 году в отремонтированном Самуилове корпусе было открыто Духовное училище. По инициативе ростовских купцов И.А. Шлякова и А.А. Титова и под научным наблюдением Императорского Археологического общества приступили к восстановлению зданий бывшего Архиерейского дома. Первой была восстановлена Белая палата, где с благословения архиепископа Ионафана в 1883 году был открыт Музей церковных древностей.

    По благословению владыки Ионафана из всех церквей епархии стали привозить в Ростовский музей церковные предметы, которые из-за ветхости вышли из употребления. В то время в музей поступили выдающиеся произведения церковного искусства.

    Ко времени основания Рождественской обители Ростов в течение четырех столетий оставался крупнейшим духовным центром Православия на Руси, со своими устоявшимися церковными традициями и преданиями.

    Главной святыней Ростова является Успенский собор, основанный в 991 году6. Успенский собор был кафедральным, здесь служили все архиереи; после кончины они обретали в соборе и место своего последнего упокоения. Вдоль южной и северной стен расположен ряд гробниц с останками ростовских владык. В южном, Леонтьевском, приделе под спудом почивают мощи святителя Леонтия (ум. ок. 1073). Святитель Леонтий входит в число первых святых Древней Руси и является первым святым из числа угодников Божиих, подвизавшихся в Ростове.

    Будучи епископом на Ростовской кафедре (1051-ок. 1073), он крестил большую часть населения Ростова. Мощи святителя Леонтия были обретены в 1164 году. Житие святителя сообщает, что великий князь Андрей Боголюбский, стремившийся к государственному и духовному возвышению Северо-Восточной Руси, узнав об обретении мощей, произнес: Хвалит боримъская земля Петра и Павла, гречьская земля Константина царя, киевская земля Володимира князя, ростовская ж земля вся тебе великий святителю Леонтие ублажает, сотворившего дело равно апостолом.

    Икона Пресвятой Богородицы в молении Ростовских святителей Леонтия, Исайи, Игнатия.
    Икона Пресвятой Богородицы в молении Ростовских святителей Леонтия, Исайи, Игнатия. XVII век. Собрание музея имени прп. Андрея Рублева.

    Празднование памяти святителя Леонтия было установлено в 1190 году епископом Ростовским Иоанном (ум. 1213). С того времени многие паломники шли в Ростов поклониться мощам святого. В 1259 году великий князь Александр Невский приеха в Ростов на средокрестье, крест честный целова в святей Богородици и гробу Леонтьеву челом удари. Епископская кафедра в Ростове называлась кафедра Леонтия Ростовского, при избрании новых епископов Ростову летописцы замечают, что он поставлен молитвами святого чудотворца Леонтия.

    Святой Леонтий - один из самых великих святителей земли Русской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края Он велик на Небе как сильный молитвенник за землю Русскую.

    Преемник Леонтия на епископской кафедре святитель Исайя (ум. ок. 1090), постриженник Киево-Печерского монастыря, продолжил просвещение жителей Ростовского края, обходя грады и веси в Ростовской и Суздальской области с проповедью Святого Евангелия. Он уничтожал идолов, крестил множество людей, а ранее крещенных утверждал в вере. Его мощи были обретены вместе с мощами святителя Леонтия в 1164 году.

    Святитель Игнатий (ум. 1288) был назначен на кафедру из архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря. И на епископской кафедре он оставался иноком высокой жизни, хотя ему приходилось участвовать в политической жизни города, ездить в Орду, чтобы заступаться и печаловаться за свою паству, мирить враждовавших князей. Благодаря его архипастырским увещеваниям были прекращены распри между Ростовскими князьями Димитрием и Константином Борисовичами. Праведность его жизни была засвидетельствована многими чудесами во время его погребения.

    Мощи святителей Исайи и Игнатия в Успенском соборе почивали открыто. Сегодня в Успенском соборе в особом ковчеге хранятся частицы мощей Ростовских святителей Исайи и Игнатия.

    В Успенском соборе погребали и Ростовских князей (сегодня место расположения княжеской усыпальницы не известно). Здесь почивали мощи благоверного князя Василия Константиновича (1209-1238), в народе ласково называемого - Василько. Князь Василько возглавил ростовскую дружину в битве с монголо-татарами на реке Сить (север Ярославской области), которая произошла 4 марта 1238 года. Битва закончилась разгромом русских войск. Князь Василько был ранен и пленен, и нудиша Василька много проклятии безбожнии татарове в поганъской быти воли их и воевати с ними. Князь отверг их предложение и принял мученическую кончину.

    Принесете же его, положиша в церкви святые Богородицы, идеже мати его лежит, не бе же слышати пения во мнозе плаче. Князь Василько был причислен к лику святых и стал национальным героем Древней Руси, на примере которого выросло поколение победителей в битве на Куликовом поле.

    Издавна Ростов был городом монастырей и храмов. В народе говорили: Ехал бес в Ростов, да испугался крестов. В XIV веке, ко времени основания Богородице-Рождественского монастыря, в городе было несколько обителей.

    Один из древнейших монастырей Руси, Богоявленский Авраамиев монастырь, был основан на восточной окраине Ростова преподобным Авраамием Ростовским (ум. ок. 1073-1077) в XI веке. Как и большинство обителей Ростова, монастырь стоит на берегу озера Неро (летописи озеро называют Ростовским, а название «Неро» происходит из языка угро-финского племени меря, жившего на Ростовской земле в VII-XI в.в. Многие сегодняшние названия рек, сел, деревень происходят из языка племени меря: Ишня, Пужбол, Шурскол, Сулость и т.д.).

    Озеро Неро ледникового происхождения с большими глубинами до 40 метров, но сейчас его дно покрывает толстый слой донного ила, поэтому глубина почти нигде не превышает 3 метров.

    Длина береговой линии озера достигает 45 км.

    Богоявленский монастырь был основан на месте языческого капища. Здесь преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса жезлом, увенчанным крестом, который был дан ему апостолом Иоанном Богословом, явившемуся старцу неподалеку от Ростова.

    В последующие века монастырь преподобного Авраамия благоукрашался великими князьями и русскими царями. Богоявленский собор, где почивали мощи преподобного Авраамия Ростовского (сейчас они находятся в Иаковлевском храме Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря), воздвигнут был царем Иоанном Грозным в 1553 году. Собор был соединен крытой галереей с Введенским храмом, построенным в 1650 году. Над входными вратами обители стоит Никольская церковь (XVII век), над которой возвышается колокольня.

    Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому. Икона XVII века из храма Иоанна Богослова на реке Ишне.
    Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому. Икона XVII века из храма Иоанна Богослова на реке Ишне. Собрание Ростовского музея.

    В полукилометре от Богоявленского монастыря утвердился Петровский монастырь, основанный в XIII веке Петром, царевичем Ордынским (ум. 1290). Ростовский епископ Кирилл, находясь в Орде, молитвой к Всемогущему Богу исцелил сына хана. Племянник хана, будучи свидетелем этого чуда, тайно покинул Орду, догнал епископа Кирилла на пути его в Ростов и умолил взять с собой. В Ростове епископ Кирилл крестил Ордынского царевича, дав ему имя в честь апостола Петра. Однажды на охоте царевич заснул, и ему в сонном видении явились апостолы Петр и Павел. Они повелели ему построить на месте видения монастырь. В конце жизни царевич Петр принял монашеский постриг в своей обители, где и преставился.

    Церковное прославление преподобного Петра, царевича Ордынского, состоялось на Макарьевских Соборах в 1549 году. В Успенском соборе Московского Кремля в настенных росписях 1564-1565 годов представлен сюжет явления апостолов Петра и Павла Петру, царевичу Ордынскому, что говорит о высоком статусе его почитания на Руси. В начале XX века в Петровском монастыре было два каменных храма: собор во имя апостолов Петра и Павла с приделом преподобного царевича Петра (1684 года), где под спудом почивали мощи основателя обители, и теплая церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 год). Высокая колокольня возвышалась над входом в монастырь, огражденный каменной стеной.

    В настоящее время в бывшей обители находится приходская церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.

    От монастырского ансамбля сохранились еще четыре угловые башни ограды. Место собора обозначено памятным крестом. Выявлено и обозначено место, где почивают под спудом мощи преподобного Петра, царевича Ордынского.

    Стражем западной границы города стал Спасо-Преображенский монастырь, основанный в середине XIII века Ростовской княгиней Марией (ум. 1271), вдовой благоверного князя Василька, дочерью князя-мученика Михаила Черниговского, родной сестрой преподобной Евфросинии Суздальской (ум. 1250). Спасо-Преображенский монастырь был упразднен в 1764 году и присоединен к стоящему рядом Иаковлевскому монастырю. До нашего времени сохранился собор Спасского монастыря, построенный в конце XVII века.

    Неподалеку от княжеского двора и Архиерейского дома был расположен монастырь святителя Григория Богослова, ставший в средние века крупным просветительским центром и прославившийся ученостью своих насельников. Из стен Григорьевского затвора вышли святитель Стефан Пермский (ум. 1396) и преподобный Епифаний Премудрый (ум. ок. 1422).

    Григорьевский монастырь был упразднен в XVIII веке, сохранился собор святителя Григория Богослова, построенный в 1680-е годы.

    Ко времени основания Рождественской обители все монастыри в Ростове были деревянными: из дерева были построены храмы, крепостные стены и хозяйственные постройки. Да и приходские храмы в Ростове были деревянными. Лишь кафедральный Успенский собор и Борисоглебский храм на княжеском дворе были выстроены в XIII веке из белого камня.

    Во второй половине XIV века в Ростове и его окрестностях было положено начало трем монастырям. Борисо-Глебский монастырь был основан в 1363 году преподобными Феодором и Павлом по благословению преподобного Сергия. Зачатьевский (ныне - Спасо-Иаковлевский Димитриев) монастырь устроился вокруг храма, построенного святителем Иаковом около 1390 года на месте его пустынных подвигов после оставления Ростовской кафедры. В эти же годы, около 1390-1394, в Ростове была основана святителем Феодором обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Икона преподобных Феодора и Павла.
    Икона преподобных Феодора и Павла. Конец XX века. Из собора святых Бориса и Глеба.

    До основания Рождественской женской обители все существовавшие в то время ростовские монастыри были мужские, в последующие века в городе строили тоже только мужские обители. Лишь в 2003 году в Ростове появилась вторая женская обитель, обосновавшаяся в стенах Богоявленского Авраамиева монастыря.

    Далее: Основатель обители - святитель Феодор, архиепископ Ростовский
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос