Разорение монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь
  • Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь.
    Разорение Чуфаровского монастыря

    В 1918 году в монастыре произвели первые реквизиции. Чтобы выжить, община попыталась реорганизоваться в артель, но была попросту ликвидирована. Игуменья Серафима в 1919 году во второй раз попыталась структурировать общину в артель. Попытка оказалась удачной. Причиной послабления властей было, очевидно, то, что отнятые у монастыря земли остались необработанными.

    Предложение сестёр, самим выращивать хлеб, было принято властями.

    Революционное начальство вынуждено было согласиться с предложением сестер. Среди архивных бумаг сохранился список насельниц. В нём значились имена 98 монахинь и 155 послушниц.

    Разорение Чуфаровского монастыря.

    За два года революционных перемен Троицкая обитель потеряла, как минимум, половину насельниц, по разным причинам покинувшим чуфаровскую обитель. Многие монахини и послушницы вышли из монастыря и поселились рядом с ним, влившись в приход сельской церкви. Таким образом в Чуфарове возникла альтернативная община. Ликвидация монастырской недвижимости началась с того, что у обители отняли 469 десятин земли при селе Чуфарово (13 июля 1918 года), а потом и все остальные угодья. Во время второй волны реквизиций власти изъяли по одному дому под волостной совет, училище и кооператив; 5 зданий — под общежитие и мастерские.

    Разорение Чуфаровского монастыря.

    Следом отторгли ещё 5 зданий под сельхозартель, 3 — под объекты политкультпросвета, 3 — под хранение зерна, 9 домов были проданы населению. Монахиням осталось 16 построек и ветряная мельница.

    Как сельхозартель, обитель получила шанс на выживание. Игуменья Маврикия в рукописной истории монастыря отмечала, что в 1919 году граждане села Чуфарово отделили членам обители 60 десятин земли близ монастыря для пропитания. Несмотря на лихое время, местные жители не позволяли себе вредных действий по отношению к монастырю, но и помочь ничем не могли.

    Другая напасть свалилась на обитель в 1919 году, когда в Чуфарово прибыл эвакуированный детский приют из Кронштадта. Для размещения детей у монастыря изъяли ещё два каменных келейных корпуса. На пропитание детей пошли последние запасы монашеских закромов, но сестры не роптали, ведь продукты расходовались на детей. Другое их беспокоило: приютское начальство словно забыло о наступлении зимы. Когда грянули морозы, сироты стали разбирать на отопление деревянные монастырские здания. За зиму 1919-1920 годов были разобраны и сожжены молотильные сараи, сушилка, прачечная, две бани. Разборка молотильного сарая привела к гибели сельхозмашины. Так как машинами пользовались и крестьяне, то ущерб был нанесён всему селу.

    В 1920 году детский приют из Троицкого монастыря был переведён в Куриловский Тихвинский монастырь. В освободившиеся корпуса немедленно вселилась переведённая из Саранска колония для заключенных. Для колонии отобрали ещё два корпуса, оставив монахиням всего одно здание для проживания. Чтобы разместиться в нём, сестрам пришлось строить трехъярусные нары. «За последние три года, -писала игуменья Маврикия, — как водворилась в стенах монастыря Саранская колония, вид обители и прежняя её благоустроенность резко изменились к худшему; созданные сестрами непосильным трудом постройки, красовавшиеся в совершенстве несколько десятилетий, разрушались и приходили в негодность». Колония отняла у обители и те 60 десятин земли, которые выделили ей чуфаровские крестьяне. Сестры, которых вместе с послушницами оставалось 165 человек, ясно видели своё печальное будущее, но покидать монастырь не хотели. Власти смотрели на проблему насельниц иначе: уже было определено, что Чуфарово должно превратится в пенитенциарное учреждение. Так власть решилась на полное изгнание черниц из монастыря.

    Противоречия между Православием и обновленческим расколом неминуемо вовлекли в конфликт все слои Церкви. Основная масса верующих пошла за православием, которое возглавлял патриарх Тихон. Тихоновцы стояли за правду до конца. 14 сентября 1923 года по вопросу раскола высказались и монахини Троицкого монастыря. Сохранился протокол собрания монастыря. В постановляющей части говорилось: «Присоединиться к Объединённому Церковному совету, войти в каноническую зависимость от епископа-единомышленника, в религиозном отношении принадлежать к Православной Греко-Кафолической Церкви».

    Столь решительный отказ от общения с обновленцами-раскольниками не мог остаться безнаказанным. Тучи над монастырём сгущались. В начале января 1924 года судьба обители решилась окончательно. Вскоре игуменья получила роковой документ. В монастыре состоялось общее собрание, на котором сестры были поставлены в известность о полной конфискации всего комплекса построек.

    Разорение Чуфаровского монастыря.

    С тяжёлым сердцем покидали монахини родной дом. Уполномоченные по конфискации доложили начальству, что «в отношении монашества можно отметить действительный переворот в пользу нашей работы; в отчётный период Чуфаровский монастырь ликвидирован, а всё монашество переведено в Куриловский монастырь, церковь и всё имущество опечатаны и сданы на хранение к Чуфаровскому волсовету…» Монахиням позволили взять с собой только скарб и чтимую Казанскую икону Божией Матери, память о старце Игнатии. С таким «приданым» они и явились в Курилово, где их вовсе не ждали.

    С конца двадцатых годов на территории монастыря был устроен «лагерь особого режима для духовенства». Возле села известны три места массовых захоронений жертв репрессий

    В одном из них, монастырском саду в 2 км от обители, в 1995 году монастырем был установлен поклонный крест, в 2005 году поисковым отрядом « ПОИСК», проводились раскопки, подтвердившие факты массовых захоронений.

    Впоследствии там ими же был установлен памятник. Число заключенных не превышало трех тысяч человек, хотя этапы прибывали постоянно. По воспоминаниям местных жителей, на заключенных возили воду. Недалеко от карцера находилась мертвецкая, никогда не пустовавшая. Карцер сохранился, как здание до сего дня.

    Со временем колонию особого режима сменили последовательно детский дом, профтехучилище, колхоз…

    Каждый новый хозяин добавлял свою «лепту» в разрушение обители. Были снесены собор и домовые церкви, почти все хозяйственные постройки, а оставшиеся здания приведены в аварийное и неприглядное состояние.

    Комплекс медленно погибал. К началу 1990 года от прежнего великолепия мало чего осталось. Казалось, что уже никто не сможет вернуть монастырю былую славу и красоту…

    Далее: Новейшая история Чуфаровского монастыря

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос