Похищение иконы чекистами

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Одигитрия Русского зарубежья.
  • Одигитрия Русского зарубежья.
    Похищение чудотворной иконы чекистами в 1918 году.

    Подобно как во время Отечественной войны, куряне посылали специально сооруженный список Чудотворного Образа в ризе и в дальневосточную армию в 1904 году. А во время 1-й Мировой войны почему-то не собрались послать. Видно, не нашлось уже среди курян ревнителей, чтобы поднять сиe святое начинание.

    Все же простой народ еще хранил в душе любовь и почитание своей родной Святыни. Вынос Иконы в Коренную в 1916 и 1917 годах, несмотря на войну и революцию, привлек еще много богомольцев, хотя и меньше, чем в прежние годы.

    В 1918 году в Курске произошло горестное, но, вместе с тем, и весьма знаменательное событие: среди бела дня Чудотворная Икона и её список, оба в драгоценных, украшенных самоцветами, ризах, были похищены из Знаменского собора.

    Случилось это 11 апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста. В этот памятный день преждеосвященную совершал иеромонах Гермоген (Золенко), умерили архимандритом на покое в Иерусалиме в 1958 году. От него мною и получено достоверное свидетельское повествование о похищении Иконы.

    По окончании литургии, напившись чаю, отец Гермоген отправился в город к зубному врачу. И туда и обратно ему пришлось проходить мимо массивных врат собора. Они были заперты на замок, и все было в порядке. Возвращался отец Гермоген из города после полудня. Когда же перед 4-м часом, он, как чередной священнослужитель, направился в церковь на великое повечерие, то у входа в собор увидел группу взволнованной братии, человек в шесть. Они сообщили ему, что службы не будет, так как похищены Чудотворная Икона и её список. Похищение Иконы только что было обнаружено экклесиархом иеромонахом Питиримом и послушником так называемым огарочником. По заведенному в монастыре порядку, две-Ри собора открывает перед богослужением и закрывает после него экклесиарх вместе с послушником огарочником, на обязанности которого лежало оправлять лампады, тушить свечи и собирать огарки.

    Оказалось, что похищены были не только Чудотворная Икона и её список, обе в золотых драгоценных ризах, но и золотая Дарохранительница, вместе с хранившимся в ней св. Агнцем для пятничной преждеосвященной. Последнее обстоятельство весьма важно отметить.

    Немедленно об этом страшном святотатстве дано было знать преосвященному епископу Феофану, управлявшему Курской Eпархией, умершему в сане архиепископа в Белграде в Югославии. Владыка тотчас распорядился оповестить власти, в частности уголовный розыск, и дать телеграмму в Москву знаменитому в то время начальнику Московского уголовного розыска Кошко.

    Курск только что был захвачен большевиками, которые прогнали эсеров, захвативших, было, власть во время керенщины. Большевики, вместо того, чтобы начать расследование, явились из соседнего Чека в монастырь и заявили, что Икона украдена самими монахами, чтобы посеять в народе недовольство советской властью.

    После этого они арестовали домашним арестом епископа Феофана и всю братию, а сами произвели в монастыре поголовный обыск, сопровождаемый кое у кого и грабежом.

    Однако, на следующий день арест с монастыря сняли, но приказали монахам сидеть тихо и не возбуждать народ. Конечно, никаких поисков Иконы уголовным розыском произведено не было. Кошко, правда, прислал из Москвы двух агентов, но те, побыв два дня в Курске, вдруг спешно уехали обратно в Москву, видимо, по чьему-то приказанию.

    Горестно провели монахи и благочестивые куряне Страстную и Пасху Христову. В монастыре и во многих курских храмах ежедневно возносились усердные моления ко Владычице о возвращений Ея Чудотворного Образа.

    И моления курян были услышаны.

    Недалеко от монастыря, а в то же время и от Чеки, помещавшейся в бывшем Дворянском собрании рядом с монастырем, находился старый колодезь, выкопанный, по преданию, самим преп. Феодосием Печерским, а потому и называвшийся у народа Феодосиевским. Над ним был когда-то устроен навес в виде часовенки, но был этот колодезь в забвении, давно не чищен, и водой из него мало кто пользовался.

    И вот, как раз в день памяти преподобного Феодосия Печерского, в четверг Фоминой недели, 3 мая, надо же случиться такому удивительному совпадению, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Большевики тогда нарочно устроили искусственный голод, чтобы народу было не до политики, и выдавали по карточкам всего по четверть фунта черного, почти несъедобного хлеба на день.

    Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянных иконы Знамения Божьей Матери без риз.

    В это время, как раз, мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, приблизился к колодцу и сразу догадался, что это Чудотворная Икона и ея список. Он остановил процессию и послал в монастырь, оповестить о чудесной находке.

    Обрадованный владыка Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения Иконы. Одновременно он отправил на извозчике вышеупомянутого иepoмонaxa Гермогена за Московские ворота, привезти иконописца Григория Адриановича Шуклина, недавно писавшего копию с Чудотворной Иконы без ризы, дабы он определил, какая из двух найденных икон Чудотворная, и какая — список. Сам владыка Икону без ризы никогда не видел, а потому и не мог сам определить.

    Шуклин немедленно прибыл и сразу же узнал в одной из двух найденных икон Чудотворную и по её древности, и по рубцу, оставшемуся на ней после рассечения татарином в 1385 году.

    Тогда на Чудотворную Икону была надета запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и поныне, и начались непрерывные молебны при огромном стечении народа.

    Весь день 3 мая (тогда еще был в употреблении старый стиль) во всех курских церквах звонили колокола, как на Пасху. Люди встречались и обнимались, не зная, как выразить свою радость. У всех было пасхальное настроение. К сожалению, скоро опять настали тяжелые будни, ибо безбожная власть себя проявляла все больше и больше и морила людей голодом.

    Итак, Чудотворная Икона пробыла в безвестном отсутствии около трех недель. Где же она была? Кто ее похитил?

    Ответ на этот вопрос был получен только когда добровольцы взяли Курск. Произошло это взятие, весьма знаменательно, 7 сентября 1919 года, т. е. в навечерие праздника Рождества Пресвятой Богородицы и Курской Иконы. Можно себе представить, какое торжественное было бдение в этот день в Знаменском монастыре.

    Между прочим, мне довелось лично участвовать во взятии Курска в этот памятный для меня день. Во главе команды разведчиков, я, одним из первых, ворвался в город, пройдя известными мне закоулками в тыл большевикам. Что было на улицах час спустя после отступления большевиков! Притаившиеся обыватели затопили улицы и восторженно встречали своих освободителей, во главе которых был ударный Корниловой полк. Женщины радостно плакали, забрасывали запыленных воинов цветами, бросались им на шею ... На другой День открылись магазины, базар наполнился продуктами и жизнь забила ключом. Увы, Курск дышал свободной грудью всего два месяца... Так вот, вскоре после взятия Курска, по приказанию генерала Кутепова начато было официальное расследование большевицких зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание Дворянского собрания, где помещалась страшная Чека. И в чекистской помойке, куда посторонним, конечно, решительно не было никакого доступа, были найдены... два чехла, расшитые золотом, те самые, которые были на Чудотворной Иконе и её списке в день похищения. Сказано в Писании: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лук. VIII, 17).

    Так открылось, что Икону похитили сами чекисты. И разве не преславное чудо, что, ограбив Икону и её список, выбросив в помойку чехлы, самые иконы не уничтожили, что было бы для таких безбожников совершенно естественным? А может быть, они приказали какому-нибудь рабочему в Чека выбросить иконы в помойку, а тот пожалел и, положив иконы в старый мешок, снес к колодцу, который был почти рядом с Чекой? Но почему же он тогда не положил в мешок и чехлы?

    Видно, так было угодно Промыслу Божию, дабы через cиe были обнаружены истинные виновники этого страшного кощунственного злодеяния. Да и кто, кроме чекистов, среди которых были, конечно, опытные взломщики, решился бы среди бела дня на налет в собор и взял бы, кроме икон, еще и золотую дарохранительницу со св. Агнцем?

    Далее: Последние дни пребывания Чудотворной Иконы в России и отбытие Ея заграницу.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100