Церкви Инкерманского монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Инкерманский Свято-Климентовский монастырь
  • Церкви монастыря.

    Епископ Псковский Гермоген (Добронравин, ум. 1893), бывший епископ Таврический и Симферопольский, описывая в 1887 г. пещерный Климентовский храм, отмечал и его существенные особенности: «Он в виде прямоугольника, но алтарь вырублен полукругом. В алтаре престол выдолблен из камня в виде равностороннего прямоугольника и... непосредственно примкнут к стене; на поверхности его выдолблена впадина, как большею частию и на других престолах пещерных церквей, вероятно, для вложения частицы св. мощей, а на передней стороне иссечен четырехконечный крест.

    Над престолом — ниша, на которой сохранилась часть фресковой иконы Спасителя на престоле; по сторонам ее заметны следы живописного орнамента. В своде алтаря рельефно изображен в правильном круге четырехконечный крест с разветвленными концами. У подножия престола — ступень в 3 вершка вышины; по сторонам престола по полукругу алтарной стены — ниши в 1 аршин и 3 вершка высоты, может быть, для помещения св. икон, а ниже их вырублены из камня седалища для священнослужащих».

    Пещерный храм во имя сщмч. Климента папы Римского.
    Пещерный храм во имя сщмч. Климента папы Римского.

    Об изображении Спасителя упоминает отец Кл. Фоменко, эту же фреску скопировал и Струков. В 1819 г. академик П. Кеппен видел «еще Корсунскую живопись, и именно, если не ошибаюсь, образ Св. Феодора или Св. Георгия».

    В 1845 г. 3. Аркас свидетельствовал о «писанном масляными красками истертом изображении Спасителя, прободаемого воином» в полукруглом верхе алтарной четырехугольной ниши.

    Некоторые исследователи, исходя из устройства алтаря Свято-Климентовской церкви, считали ее кафедральной.

    Соборное служение в ней совершалось, возможно, еще в VIII—IX вв. иноками — византийскими иконопочитателями. А может быть, и в XIV—XV столетиях. Археолог В.Ф.Филиппенко отмечал: «Нашими исследованиями 1984— 1988 годов установлено, что лестница, вырубленная по склону обрыва Монастырской скалы и соединявшая подземные храмы монастыря с крепостью Каламитой-Инкерманом, равно как и укрепление, преграждавшее вход из монастырских помещений в крепость, были сооружены вместе с перестройкой крепости в 1427 году мангупским князем Алексием. Не исключена возможность, что храм св. Георгия (позже Климента), повторяющий форму главного храма столицы княжества Феодоро, был сооружен либо капитально реставрирован в это же время».

    Внимание ученых привлекает и «процветший» крест, рельефно высеченный на конхе алтарной абсиды.

    Подобный крест известен с 330 г. — по собору святого апостола Петра в Риме. Позднее его аналоги повторяются на монетах XIV— XV вв. латинских, трапезундских и балканских правителей. Инкерманский крест имеет сходство с крестами феодорийской крепости Фуны и иссеченным на гробнице Ярослава Мудрого в Софийском соборе Киева.

    В Монастырской скале устроены раннехристианскими подвижниками еще две церкви, составляющие единый комплекс со Свято-Климентовской базиликой и соединенные коридором-тоннелем, вырубленным монахами по левую сторону очень древней лестницы, иссеченной тоже в скале.

    Первая (после расчистки Струковым), похожая на просторную братскую трапезу — во имя святого Мартина Исповедника, сосланного за обличение монофелитства в Херсонес, где он скончался в 655 г. Действительно, по некоторым сведениям, папа Римский Мартин претерпел «скорби многие» именно в Инкермане. Пещерный храм в его честь освятил 30 августа 1867 г. архимандрит Никон. Туда переместили из Свято-Климентовской базилики старый парусиновый иконостас. К 1912 г. он сильно обветшал и был заменен новым — изящным, со стеклянной мозаикой и отличной живописью московского художника академика В. Д. Фартусова. Этот иконостас принес в дар обители ростовский купец М.Я. Рогожин.

    Вторую церковь, по преданию, устроил сам священномученик Климент. Как точно сказано в книге о монастыре, вышедшей в Одессе в 1898 г., «таким образом, Господу Богу угодно, чтобы созданный руками святого Климента в 1-м веке по Р.Х. храм в Инкерманской скале никогда не уничтожался». Епископ Гермоген отмечал, что «он очень мал, низок и мрачен. В нем, вместо иконостаса — каменная преграда во всю высоту храма, иссеченная в скале, вместо царских врат — иссечены в преграде из монолита две колонны во всю ширину храма, и потому в преграде нет ни северных, ни южных дверей; на местах, где в нынешних храмах стоят местные иконы, прорублены в преграде два отверстия: через левое отверстие можно было подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности Богослужения, и потому в алтаре под отверстием устроен жертвенник, а над ним — ниша, может быть, для хранения священных сосудов; через правое отверстие можно было принимать исповедь кающихся, и потому тут устроено из камня для священника седалище».

    Пещерный храм во имя святого Мартина Исповедника.
    Пещерный храм во имя святого Мартина Исповедника.

    Протоиерей Кл. Фоменко писал, что в этой церкви «устройство престола имеет ту выдающуюся особенность, что он непосредственно присоединен к восточной стене и есть небольшой камень, высеченный в самой скале. (Так устроены престолы во всех пещерных храмах в Крыму.) По правую сторону престола, с боку его, а не на горнем месте, высечено из камня седалище для священнослужащаго.

    Алтарь храма так мал, что, сидя на этом седалище, священнодействующий мог принимать чрез правое окошко и исповедь. Не нужно забывать, что в этом св. первовековом храме престол, жертвенник, седалище и колонны иконостасной преграды высечены в недрах скалы из самой скалы и не составляют отдельных св. предметов, которые можно сдвинуть или перенести на другое место. Храм с именем св. Климента целиком выдолблен в скале. Таков образец первовековых храмов».

    Далее: Инкерманский монастырь на рубеже XIX – XX веков

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос