Настоятель Инкерманского монастыря архимандрит Тихон

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Инкерманский Свято-Климентовский монастырь
  • Настоятель монастыря архимандрит Тихон.

    В киновии молились: 5 июля 1867 г. — Великий Князь Алексей Александрович;

    13 октября 1871 г. — Император Александр III, будучи тогда Цесаревичем, с супругой Марией Федоровной и Великим Князем Николаем Александровичем;

    24 июня 1872 г. — Великая Княжна Мария Александровна;

    7 ноября 1888 г. Императрица Мария Федоровна с дочерью Великой Княжной Ксенией Александровной, в сопровождении свиты, провела день в Свято-Климентовском монастыре;

    24 августа 1898 г. Император Николай II с Императрицей Александрой Федоровной, в сопровождении Великого Князя Алексея Александровича и свиты, подробно осматривали все монастырские храмы;

    17 сентября 1911 г. Государь-мученик Николай Александрович с дочерьми Великими Княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией посетили Инкерманскую обитель и древний пещерный Скорбященский храм, воссозданный к полувековой годовщине первой обороны Севастополя, где на мраморной плите оставили свои подписи.

    Колокольня Инкерманского монастыря.
    Колокольня Инкерманского монастыря.

    Венценосные особы были щедры на пожертвования киновии. Например, Император Александр II передал на поминовение убитых под Севастополем в Крымскую кампанию билет Государственного банка на 1000 рублей. Он же подарил Инкерманской обители три акции общества Рижско-Динабургской железной дороги, стоимостью 375 рублей.

    Через Таврическую Духовную консисторию от Императорского дома киновия получила в 1868 г. девять акций Главной конторы Русского общества пароходства и торговли на сумму 1350 рублей и три билета Государственного банка на 400 рублей. Высочайшим повелением Императора Александра II обитель получила 256 десятин земли. В 1897 г. казна отпустила в собственность монастыря дачу «Айтодорскую» в 20 верстах от Инкермана — с прекрасным источником воды и сосновым лесом (рядом с Терновкой), где при настоятеле архимандрите Иакове был возведен храм во имя Преображения Господня (Спасский скит).

    Настоятелем монастыря являлся архимандрит Тихон (Богуславец, ум. 1950). Митрополит Вениамин (Федченков, ум. 1961), в феврале 1919 г. хиротонисанный во епископа Севастопольского — викария Таврической епархии, в книге «Божий люди» писал об отце Тихоне: «Родился в простой семье, получил техническое образование. Был на военной службе — моряком на корабле, участник в заграничном плавании. С детства имел дар воздержания... Среди моряков выделялся своим целомудрием. Офицеры любили его за чистоту, целомудрие, честность, во всем сдержанность и исполнительность.

    По окончании военной службы он поступил в монастырь близ Инкермана возле Севастополя.

    Игумен, желая испытать Тимофея, подвел его к уборным, приказал очистить их.

    — Где черпак и ведро? — спросил он.

    И в своем чистом костюме принялся за дело. Игумен сразу принял. 60 лет о. Тихон — такое имя дано было при постриге — провел в иноческом чине...

    Из Инкермана он переведен был игуменом в Георгиевский монастырь, в 11 верстах к востоку от Севастополя, на спуске горы к Черному морю. Но потом он снова возвращен в Инкерманский монастырь, где жил в пещере, вырубленной в каменной скале... Во время гонений на христиан о. Тихон удален был и отсюда... последние годы жил в Симферополе. И все время тосковал по монастырю.

    — В монастыре тебя в Царство Небесное в спину толкают, — говорил он.

    Он был духовным сыном оптинского старца, о.Амвросия...

    В последние годы, когда в Крым был назначен известный ученый-хирург, архиепископ Лука, о. Тихон был его духовником и назначен духовником всей Крымской епархии. Он очень чтил его. Узнав о смерти старца, архиепископ Аука бросился в слезах ему на грудь со словами:

    — На кого ты меня оставил?»

    В речи на отпевании архимандрита Тихона архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий, ум. 1961, причислен к лику святых) сказал: «В молодости своей он жил обычной мирской жизнью, был много лет матросом.

    Он жил среди матросов, далеких от телесной и духовной чистоты, нравственным, чистым, полным благочестия.. . Ушел с кораблей морских в монастырь.

    Он был игуменом знаменитого Инкерманского монастыря, руководил жизнью монахов и был примером благочестия, молитвы, кротости, духовного углубления. Когда закрыт был монастырь, он поселился в Симферополе в одинокой келье... А в Симферополе к нему постоянно шел народ за богомудрыми советами, за утешениями в скорбях своих. Народ шел к нему, ибо народу никто так не нужен, как подобные преставившемуся молитвенники о земле русской».

    Далее: Инкерманский монастырь в годы гражданской войны

    В начало

     
    Rambler's Top100