Древний Инкерман

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Инкерманский Свято-Климентовский монастырь
  • Древний Инкерман.

    Однако только в Монастырской Инкерманской скале благословенными трудами самого священномученика был устроен храм, алтарь которого, как заметил отец Сергий Булгаков, «сохранился в целости в неизменном виде...; престол в нем (каменный с крестом посредине) высечен из скалы, по преданию, самим святым Климентом».

    Эта пещерная церковь и стала основанием созданной в 1852 г. архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым, ум. 1857, причислен к лику святых) Свято-Климентовской киновии, где, по слову приснопамятного владыки, «от большого света далеко, от неба близко», и где прославленный Климент был и есть «пред всеми и надо всеми».

    Об Инкерманских храмовых пещерах в 1578 г. свидетельствовал польский посол М.Броневский. В 1666 г. побывавший в Инкермане турецкий путешественник Э.Челеби отметил в своих записках «монастырь неверных греков». Ранее это место подробно описал в «Повести известной и удивлению достойной о мощах неведомого святого, как обретены они были и в каких странах, и в каком граде, и в которое время» московский священник Иаков Лызлов.

    В 1634—1635 гг. он вместе с Борисом Дворениновым, посланником от Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, пребывал в ханской столице Бахчисарае. Князь М.А.Оболенский отмечал, что отец Иаков «указывает нам впервые на татарский город Инкерман, как на место, где в древнейшие времена процветало христианство и сооружено было много церквей и где еще в XVII веке нетленные останки святых изливали благодать свою на верующих».

    Пещерный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного.
    Пещерный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного.

    «Многогрешный поп Иаков», как он себя аттестовал, оставил бесценное свидетельство о пещерной церкви, «исстари называемой Святым Юрием», спустя более двухсот лет, в 1853 г., освященной архиепископом Иннокентием в честь Климента папы Римского: «Под тем же городком же, в половине той горы есть древняя христианская церковь, высеченная из горного камня, как в Пскове у Пречистой Богородицы, в церкви же стены расписаны и от многих лет полиняли, а алтарь разорен; в ней четыре столпа, толщина вокруг четыре пядей, позади ж левого клироса стоит гробница каменная, длина двенадцати пядей, высота в пояс, ширина — как двум лечь; а в гробнице земля, а над гробницею выделана корона, как у Петра Митрополита, в небе у короны писан Саваоф, а по сторонам его пророки, над гробницею на стене писаны два святых: справа — Святой, ростом не велик, одежда на нем, как и на Димитрии Царевиче, наволока багровая по золоту, испод зеленый, в руке держит меч в ножнах; слева — Святой, написан ростом велик, одежда, как на Димитрии, мученике Солунском, верхняя риза багровая с золотом, испод зеленый, верхняя пуговица застегнута, в левой руке держит поднятый крест; около головы круги с подписями, стены стесаны, во гробнице лежат мощи нагие и нетленные...

    В той же гробнице земля, в земле подле тех мощей другие мощи — кости нагие. Подле той гробницы другая гробница, в помосте церковном, а в нем много человеческих голов и костей нагих; позади правого клироса каменные перила в человека вышиною, между перил и церковной стеной гробница же в помосте церковном, — рака, как человекам трем или четырем лечь, а в ней семь глав человеческих и кости нагие. Двери у церкви чинаровые, а с паперти трое дверей затворенных, против церковных дверей красное окошко для света, как у Пречистой во Пскове. Идя во храм, направо трапеза, что светлица, а с левой стороны храма два придела, также разоренные, да до паперти многие каморы, что келий, а лестница на паперть, как у Благовещения...»

    Отсылка отца Иакова к Псково-Печерскому монастырю, прославленному своим пещерным Богородичным храмом XV столетия с прилегающей усыпальницей монахов, знаменательна. Как отмечали исследователи, обычай устраивать пещерные храмы распространился из Крыма на запад, в район Днестра (известен скальный монастырь в днестровском местечке Лядаве близ Могилева) и далее — на север, по бассейну Днепра, включая досточтимую в России Киево-Печерскую Свято-Успенскую лавру.

    О храме во имя святого апостола Андрея Первозванного, вырубленном в Монастырской скале, протоиерей Кл. Фоменко в 1884 г. писал: «Даже при легком осмотре древних алтарей оказывается, что древние престолы, место этих престолов в алтаре, впадина в престолах, ниши над престолами, сопрестолие, седалища для священнодействующих, жертвенники, углубления в них, место их у окна и алтарные преграды полны особенностей, и особенностей важных для церковной археологии. Некоторые из этих храмов на целые столетия древнее наших самых древних храмов». И добавлял: «Подобное устройство алтарных преград, без северных и южных дверей, я видел в древнем Коптском храме в Каире».

    Конечно, и епархиальный город Херсонес, и монастырский пещерный комплекс в Инкермане влияли в равной степени на архитектуру и обрядность православной Руси. Однако не стоит забывать, что после иконоборческого собора 754 г., который проклял имя первого ревнителя иконопочитания преподобного Иоанна Дамаскина, Херсонес оказался под влиянием «власти дракона», как тогда называли иконоборцев, а Инкерман, принявший в своих криптах греческих иноков, спасавшихся от преследования византийского Императора Константина V, оставался верен иконопочитанию.

    Эти преданные Православию монахи-эмигранты (среди них в течение семи лет подвизался в окрестностях Херсонеса преподобный Николай Студит), как и сосланные во времена священномученика Климента христиане, либо приспосабливали «с пользою для себя» помещения некогда живших здесь туземцев, либо вырубали храмы и келий, согласуясь с опытом пещерножительства в византийской Малой Азии. Д. М. Струков, реставрировавший в 1860-х гг. Инкерманскую киновию, заметил: «Не оттого ли пещерные храмы, сохранившиеся до наших дней, имеют самобытный характер, различный от древних храмов, имеющихся в Риме, Палестине, на Афоне и в других местах?»

    Карло Боссоли. Вид Инкерманской долины. Цветная литография. Лондонское издание 1856 г. КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Таврика».
    Карло Боссоли. Вид Инкерманской долины. Цветная литография. Лондонское издание 1856 г. КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Таврика». Из пояснения К. Боссоли: «На дальнем плане виден Севастопольский залив; в низовье долины — река Черная; справа изображена Инкерманская скала, где найдено большое количество пещер, выдолбленных, как говорят, христианами ранних времен, чтобы обеспечить себе убежище от преследований».

    Немецкий историк Тунманн в 1784 г. отмечал, что Инкерман «был некогда богатым, цветущим и известным городом: ныне, однако же, это малое местечко с укреплением и пристанью при реке Казулкой (Черной), там где она изливается в Херсонский Лиман. Окрестности его изобилуют горами, в коих находятся превосходные серпентинные и мраморные каменоломни... Положение Инкермана на большой, высокой горе много способствует к его безопасности.

    В этой горе находятся разные пещеры и комнаты, иссеченные в твердом камне. На вратах и на некоторых строениях замка еще в 1578 году находились греческие надписи и гербы прежних владельцев. Две мощеные дороги и развалины прекрасных загородных домов, вокруг рассеянные, доказывают богатство и роскошь прежних жителей». Эти «мощеные дороги» сохранились до сих пор и легли в основу стратегически важных для Крыма трасс, связывающих его горную область со степной территорией.

    Карло Боссоли. Руины крепости Инкерман. Цветная литография. Лондонское издание 1856 г. КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Гаврика».
    Карло Боссоли. Руины крепости Инкерман. Цветная литография. Лондонское издание 1856 г. КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Гаврика». Из пояснения К. Боссоли: «На заднем плане видна Севастопольская гавань».

    На месте Инкермана в XIV—XV вв. существовал высеченный в скалах пещерный город Каламита— крепость и морская база княжества Феодоро, отмеченная на морских итальянских картах 1318 и 1474 гг. и упомянутая падуанским летописцем XV в. А. Гатари. Как называлась эта территория ранее до сих пор не известно. Остается сокрытой Господом и подробная летопись бывшего здесь православного монастыря, составлявшего с расположенной на горе крепостью единый комплекс.

    В.О. Руссен. Инкерман. Литография. Середина XIX в. (1847-1853 гг.) КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Гаврика».
    В.О. Руссен. Инкерман. Литография. Середина XIX в. (1847-1853 гг.) КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Гаврика».

    Из глубины веков предстают только отдельные ее главы: разорительное вторжение хазар в конце VII—начале VIII вв.; попытки захвата генуэзцами в XV в.; возможное установление в 1391 г. резиденции князя Константина, сына Императора Мануила Палеолога; расцвет в первой половине XV в. при «вельможе греческом и претенденте берега» православном мангупском князе Алексии, восстановившем пещерный монастырский комплекс. «Инкерман был портовым городом, как в это время, так и после того, свидетельствуют и Барбаро, и священник Иаков, прямо говорящий о приходе к нему кораблей с моря от многих стран. Кондараки приводит рассказ старика татарина в деревне Шумо (близ Мангупа) о том, что эту деревню до татар занимали "женевцы" (конечно, греки) и вели торговлю с заграницей через Кадылиман, т.е. Севастопольский залив; этот рассказ служит характерным отголоском времен князей Феодоро и заботы их об Инкермане», — отмечал выдающийся крымский исследователь А. А. Бертье-Делагард.

    Очевидно, что история Инкермана складывалась из бытования здесь христианства и беспрестанных посягательств на него варваров, воевавших эту юго-западную часть Крыма. Впрочем, с середины VI в., когда византийский Император Юстиниан I взял данную область под свое покровительство, христиане проживали здесь постоянно и находились под юрисдикцией Готского епископа (митрополита с конца XIII столетия, согласно Экфесису Императора Андроника Палеолога), имевшего кафедру в епархиальном Мангупе. После того, как Готский архиерей вследствие собора 754 г. из угождения Императору Константину V Копрониму подписал иконоборческие определения, на место отступника избрали прославленного во святых Иоанна Исповедника, ставшего архиепископом княжества Феодоро и всея Готии.

    До провозглашения Торжества Православия Вселенским собором 843 г. инкерманские монахи не признавали над собой власти константинопольских патриархов-иконоборцев. И только при Императоре Михаиле III (842—867 гг.) Византия, вернувшаяся к иконопочитанию, стала подобающим образом поддерживать обитель Инкермана, как, впрочем, и другие монастыри Крыма. Закат Византийской империи, скорее всего, не повлиял на состояние и внутренний устав Инкерманских монастырей, подчиненных Готскому правящему архиерею. Впрочем, пока не выявлены никакие документы, проясняющие положение монашествующих того периода.

    Далее: Отец Иаков Лызлов

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос