Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • Книга Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
  • Рождества Богородицы женский монастырь.

    Адрес Рождества Богородицы женского монастыря: 152151, Ярославская область, г.Ростов Великий, Советская пл., 14.
    Телефон Рождества Богородицы женского монастыря: (48536) 3-35-83.

    Храм во имя святителя Николая и собор Рождества Пресвятой Богородицы.
    Храм во имя святителя Николая и собор Рождества Пресвятой Богородицы.

    История Рождества Богородицы женского монастыря.

    Рождества Богородицы женский (в прошлом его называли девичьим) монастырь расположен в центре Ростова Великого, за восточной стеной архитектурного ансамбля бывшего Архиерейского дома (Кремля) и кафедрального Успенского собора в Ростове. Это первая и по сей день единственная женская обитель в Ростове, посвященная Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Святой Иоанн Дамаскин так писал о Рождестве Богородицы: День Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость.

    Основан Рождественский монастырь святителем Феодором, архиепископом Ростовским, между 1390 и 1394 годами. Святитель Феодор, в миру Иоанн, был родным племянником, пострижеником и любимым учеником Преподобного Сергия, внуком преподобных Кирилла и Марии, рожденных на Ростовской земле. Иоанн с детских лет мечтал о служении единому Богу. Отец привел отрока в Троицкий монастырь и поручил его Преподобному Сергию. В двенадцать лет он был пострижен с именем Феодора в честь преподобного Феодора Трихины. Впоследствии, по благословению Преподобного Сергия, Феодор основывает в Москве, в Симонове, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, который создает по образцу Троицкого Сергиева монастыря. Многие из насельников этой обители позднее стали игуменами и архимандритами других обителей, из них особенно просияли святостью жизни преподобные Кирилл Белоезерский и Ферапонт. Великий князь Димитрий Донской, его старшие дети, многие бояре и вельможи были духовными чадами Феодора Симоновского.

    Святитель Феодор владел греческим языком, был известным книжником, переводчиком, дипломатом, не раз по поручению великого князя Димитрия ездил в Константинополь. Там в 1387 году он был назначен епископом граду Ростову, а в следующую поездку возведен патриархом Антонием в сан архиепископа Ростовского. Дотоле на Руси архиепископский сан имел только владыка Великого Новгорода.

    Святитель Феодор был также известным иконописцем. Он создал одну из первых икон Преподобного Сергия Радонежского, с которой позднее стали писать иконы игумена Земли Русской. В Ростовской обители, по преданию, хранились две иконы, написанные святителем Феодором. Одна из них, чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» , являлась главной святыней обители и находилась в Рождественском соборе, слева от Царских врат. Другая, также Богородичная и также находившаяся в Рождественском соборе, имела надпись: Сие изображение образа Пресвятыя Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору архиепископу, Ростовскому чудотворцу, коим основана наша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы. На иконе была изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим предстоящих чудотворцев: преподобных Антония и Феодосия Печерских, Стефана Нового, святителя Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных Афанасия, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Судьба обеих икон неизвестна.

    Преставился святитель Феодор в 1395 году, погребен в Ростовском Успенском соборе у южной стены близ входных дверей. Память его празднуется в день преставления 28 ноября /11 декабря.

    В праздник Собора Ростовских святых, 23 мая /5 июня, и Собора Радонежских святых, 6/19 июля, среди сонма Божиих угодников Ростова Великого и Сергиева Посада прославляется и святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

    С момента своего основания и вплоть до конца XVIII века русские цари жаловали монастырю и деньги, и хлебные руги (пожертвование на содержание монастыря). После реформы 1764 года монастырь получал государственные выплаты и доходы от хозяйственной деятельности. Невзгоды, выпавшие на долю Ростова: пожар 1408 года, разорение города поляками в 1609 году, другой пожар 1730 года и пр. не обошли стороной и Рождественскую обитель, но всякий раз после несчастья она возрождалась к новой жизни. И если в XIV веке в центре Ростова находился еще знаменитый Григорьев затвор, то с XVIII столетия женская Рождественская обитель — единственный монастырь, расположенный в древней части города за оборонительными валами 1632 года.

    Исторические документы показывают, что в 1660-е годы в обители проживали игумения и 25 стариц, в 1702 году— игумения, 90 стариц, 4 служебницы, в середине XIX века — уже около 150 человек, среди которых монахинь и послушниц было 72, а в начале XX века — более 200 человек.

    История сохранила имена настоятельниц Рождественского девичьего монастыря начиная с 1653 года. Среди игумений обители были выдающиеся монахини, запомнившиеся благочестивой жизнью и особым радением о ее благоукрашении и устройстве.

    Около сорока лет (1682— 1723) игуменией монастыря была Наталья (Тяпкина). Ее имя упомянул в своей книге «Розыск о брянской вере» святитель Димитрий Ростовский, ее знали государи Иоанн и Петр Алексеевичи. Именно при ней в 1680-е годы был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы — первое каменное здание обители, а в 1715 году собор был расписан. При игумении Наталии число монахинь в обители возросло до 90 человек.

    Скончалась матушка Наталия 20 июля 1723 года схимницей и погребена в стенах Рождественской обители, которой и была посвящена ее жизнь.

    Благодаря настойчивости игумении Евдоксии (1736—1754) был возобновлен в 1742 году крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. В это время Ростовскую кафедру занимал митрополит Арсений (Мацеевич, 1697—1772), ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, как сказано в решении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия.

    Впоследствии с северной стороны Рождественского собора были пристроены трапезная и придел во имя Живоначальной Троицы. При строительстве трапезной использована редкая архитектурная конструкция — ее своды поддерживаются одним круглым столпом, установленным посередине.

    Главный престол Рождества Богородицы, придел во имя Живоначальной Троицы и трапезная расположены на 2-м этаже храма, а на 1-м — теплый храм во имя Алексия, человека Божия, с приделом святителя Димитрия Ростовского (1794). Здесь также есть трапезная.

    В 1784 году деревянная, рубленная клетью ограда обители с четырьмя башнями была заменена каменной.

    Игумения Павла (Шатилова), в миру Параскева, завершила каменное строительство Рождественской обители. В 1817 году она построила над папертью соборной церкви двухъярусную колокольню с шестью колоколами, в 1830 — двухэтажный гостиный дом, в 1833— 1834 годах — второй этаж над келиями, в 1835 году — второй гостиный дом.

    Неизвестный художник XVIII века. Портрет был подарен Ростовскому музею святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским в 1907 году, когда он был архиепископом Ярославским и Ростовским. Митрополит Арсений, в миру Александр, родился во Владимире Волынском, обучался в Киевской академии, в сане иеромонаха служил при русском флоте, в 1734—1736 годах участвовал в экспедиции открытия морского пути на Камчатку. По состоянию здоровья оставил морскую службу.

    В 1741 году посвящен в сан митрополита Сибирского, в 1742 году перемещен в Ростов с назначением членом Святейшего Синода. При нем были открыты мощи святителя Димитрия. По поручению Синода составил службу и житие святителя Димитрия. Митрополит Арсений выразил протест против намерения императрицы Екатерины II изымать в казну церковные вотчины, за что в 1763 году был предан суду, лишен сана и священства и отправлен простым монахом в заточение в Ферапонтов монастырь, потом в Николаевский Карельский, а оттуда — в Анзерский скит Соловецкого монастыря. В 1767 году вновь предан суду, лишен монашеского чина и отправлен в строгое заключение в Ревельскую крепость, где и умер. Погребен там же, при церкви святителя Николая. После смерти на стене его камеры нашли надпись: Благо, яко смирил мя еси.

    Оба гостиных дома приносили обители доход. В каменных корпусах обители располагались келии настоятельницы и сестер. В деревянных келиях, построенных близ соборного храма, жили на своем иждивении послушницы, в основном из дворян.

    Накопленный опыт строительства позволил матушке Павле приступить в 1842 году к возведению над вратами обители церкви в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В 1852 году к церкви с западной стороны было пристроено двухэтажное помещение, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: один — во имя святителя Николая и великомученицы Варвары, другой — в честь Толгской иконы Божией Матери.

    Стараниями матушки Павлы была увеличена и территория монастыря. В юго-восточной его стороне разместились деревянный сарай, конюшня, коровьи хлева, амбар, погреб. В центре монастырского двора был выкопан пруд.

    Современники отмечали исключительную строгость и порядок, которые царили в обители в период настоятельства матушки Павлы. Ее заслуги были отмечены в 1845 году награждением по представлению архиепископа Ярославского и Ростовского Евгения (Казанцева) наперсным крестом.

    В 1848 году, по собственному прошению, игумения Павла вышла на пенсию, а в следующем году 15 июня скончалась и была погребена в Рождественской обители.

    Другим лицом, оставившим заметный след в истории Рождественского монастыря, был отец Аристарх Израилев (10.04.1817 - 9.07.1901), который в течение 45 лет (1841 — 1886) являлся священником обители. Им были написаны первые две книжки по истории Рождественского монастыря. Отец Аристарх - крупнейший исследователь звонов. Он изучил все 13 колоколов звонницы кафедрального Успенского собора, описал и положил на ноты звоны. Для своих акустических исследований отец Аристарх создал серию камертонов, которые были высоко оценены на международных выставках в Москве, Вене, Филадельфии, Париже. Ценя заслуги отца Аристарха, отделение физики Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в 1882 году избрало его своим действительным членом.

    Помимо колокольных звонов отец Аристарх много времени уделял исследованиям церковно-исторических древностей, что нашло отражение в его многочисленных статьях и монографиях. Ростов хранит память об отце Аристархе. Именно благодаря его партитурам оказалось возможным восстановить в 1987 году знаменитые звоны. Под руководством настоятеля Успенского собора отца Романа Витюка сегодня ведется планомерная работа по изучению наследия отца Аристарха Израилева.

    В последние годы служения отца Аристарха в Рождественском монастыре настоятельницей обители становится игумения Мария (Чистовская), которая управляла ею в течение 27 лет, с 1880 по 1907 год. Игумения Мария (в миру Ольга) родилась в 1832 году в семье ростовского мещанина Егора Чистовского. 26-ти лет поступила в Рождественский монастырь. В 1876 году приняла монашеский постриг.

    Каждый год, в период с 1 августа по 8 сентября, совершался крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Ростовский Успенский собор и на озеро Неро для водоосвящения. Затем икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарове и Шопше. В Ярославле после Божественной литургии в Никольском храме икону всеградным крестным ходом переносили в Ярославский кафедральный Успенский собор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 — 30 августа чудотворная Ростовская святыня пребывала в Ярославской Предтеченской церкви, а затем Крестный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий Холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое Село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к Престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии. Во время этого большого крестного хода с великой святыней ростовской Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестным ходом; в деревнях, в домах многих совершали молебствия перед чудотворным образом.

    Заметных изменений в облике обители при матушке Марии не происходит, если не считать появления в 1889 году на монастырской колокольне часов с боем, которые были установлены на средства Ростовской купеческой вдовы Елизаветы Димитриевны Мальгиной. (Теперь эти часы находятся на городской пожарной башне, переделанной из колокольни Воздвиженской церкви.) Но именно в период настоятельства игумений Марии число насельниц обители достигает более 200 человек. В 1894 году, 19 июля, игумения Мария с сестрами принимали в своей обители отца Иоанна Кронштадтского.

    Преставилась матушка Мария в праздник Сретения Господня, 2 февраля 1907 года, и была погребена за алтарем Рождественского собора.

    Преемницей игумений Марии и последней настоятельницей монастыря перед его закрытием стала монахиня обители Августа. Она была возведена в сан игумении в 1907 году, 21 мая. Обряд посвящения совершил в Тихвинской церкви архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин, 1907— 1913), будущий Патриарх Московский и всей России, при сослужении настоятеля Успенского собора протоиерея Александра Пречистенского, игумена Белогостицкого монастыря Макария, благочинного городских церквей протоиерея Василия Ивановского.

    Небольшой по территории Рождественский монастырь имел к началу XX века семь престолов.

    В 1926 году монастырь был закрыт. В Тихвинской церкви расположилась библиотека, которая находится там по сей день. Рождественский собор был передан Ростовскому музею, позднее там разместился городской архив, который в 1989 году выехал оттуда ввиду аварийного состояния здания. Серьезная угроза обрушения собора существует и сегодня. В 1960-е годы была разобрана колокольня Рождественского собора, лишилась своих куполов и Тихвинская церковь. Келий обители обращены были в квартиры городских жителей.

    Ростовский Рождественский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. 17 февраля в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря вместе с настоятельницей Неофитой (Капитоновой Татьяной Ивановной).

    Их глазам представилась страшная картина полного запустения и разрухи обители. Заходя в храмы и монашеские келий, сестры читали молитвы, которые прерывались рыданиями от вида поругания Дома Пресвятой Богородицы.

    Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией. Во всех храмах, монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, их восстановление начинается с очистки и вывоза грязи и мусора. Поселившись в одной не отапливаемой келии, монахини с горячей молитвой к покровительнице обители Пресвятой Богородице, Ростовским чудотворцам и упованием на Божию помощь начали восстанавливать монастырь. Божия Матерь послала и первых помощников монахиням: увидев усердные труды сестер, местные жители потянулись к обители со своими дарами — кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду. Уголь и дрова были привезены по распоряжению Главы местной администрации А. К. Руденко. В числе первых благодетелей были предприятия «Аронап» (директор Г. С. Дьячков) и ремонтный завод (директор С. Н. Черешнев). Сестры обители собрали деньги на кровельное железо и покрыли им крышу Рождественского храма, которая протекала в это время довольно сильно. Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас пока еще с бумажными иконами, песочными подсвечниками, аналоем, приобрели богослужебные книги. На Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.

    В первую неделю Великого поста, 20 марта 1997 года, инокиня Неофита приняла в Толгском монастыре монашеский постриг с именем Павлы, в честь Апостола Павла (память 12 июля), который совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей.

    Из-за аварийного состояния Рождественского собора, с благословения владыки Михея, в одном из помещений, где ранее размещался Центр занятости населения, была устроена и освящена домовая церковь во имя Апостолов Петра и Павла, где и совершается суточный круг богослужений.

    Сегодня уже проведены первые противоаварийные работы по спасению Рождественского собора — инъектирование фундаментов. Утвержден проект восстановления собора и колокольни. Постепенно обустраивается быт монастыря: келий для насельниц обители, комнаты для паломников, для приема родственников, мастерские, столярная и швейная, казначейство, собирается библиотека.

    Нелегко слабыми женскими руками возродить храмы, наполнить их святыми образами, восстановить духовную жизнь в монастыре, в стенах которого проживает около 40 семей, уничтожить мерзость запустения в Доме Пресвятой Богородицы, наладить хозяйство. Обители нужны и рабочие руки, и денежные средства, и добрые советы — любая помощь, чтобы возродить ее в былой красоте.

    В 1920 году, в день празднования перенесения мощей святителя Николая, состоялось торжество по случаю 175-летия каменного храма. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), проживавший в то время в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. Ему сослужили священники Ростовских храмов: благочинный Борисоглебский отец Василий Поройков, священник девичьего монастыря отец Александр Василевский (ранее бывший священником Подозерского храма), из Успенского собора отец Аполлоний Дьяконов, протодиакон Иоанн Рождественский и хор певчих. Еще при встрече митрополита Агафангела священник Никольской церкви отец Сергий Розов сказал, что со дня освящения храма в 1745 году митрополитом Арсением служение митрополита Агафангела является вторым случаем митрополичьей молитвы в сем храме. На Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году оба этих святителя были причислены к лику святых. Так, начало служения в Никольском храме в XVIII веке и последние службы в XX веке были исполнены святителями Арсением и Агафангелом. Очевидно, их святительские молитвы не дали окончательно разрушить храм, хотя от него остался почти один остов и придется приложить немало сил для восстановления этого храма.

    В 1999 году монастырю был передан храм святителя Николая на Подозерке, расположенный с юго-западной стороны обители. Как и все, что передается Церкви, Никольский храм требует больших капиталовложений. Пока Рождественский собор находится в аварийном состоянии, а в Тихвинской церкви располагается библиотека, богослужебная жизнь должна переместиться в храм святителя Николая, где сегодня проходят восстановительные работы.

    Летопись Рождественского монастыря

    1390-1395 — Основан святителем Феодором, архиепископом Ростовским (-1395).

    1649 — В обитель прислана грамота царя Александра Михайловича о выдаче хлебной руги Рождественскому монастырю из дворцового села Вощажниково.

    1653 — В обитель прислана грамота царя Алексея Михайловича о том, чтобы выдавать жалование игумений Прасковий 16 алтын и 4 деньги, сестрам по 10 алтын из таможенных доходов ежелетно.

    1668 — В обитель прислана грамота царя Алексея Михайловича о выдаче игумении Ираиде с сестрами и церковными причетниками хлебной руги не из села Вощажникова, как прежде, а из села Великого.

    1684 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича об увеличении территории монастыря.

    1686 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, по которой монастырю пожалована на реке Могзе мельница со многими угодиями близ дворцового села Вощажникова.

    1687 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, по которой монастырю пожалован остров на озере Неро в числе двух десятин удобной сенокосной земли и одной неудобной.

    1680-е — На месте деревянного здания собора Рождества Пресвятой Богородицы митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем) построено каменное.

    1690 — Обители пожаловано 13 пустошей в Ростовском уезде.

    1702 — В монастыре 90 монахинь.

    1707 — 21 декабря святитель Димитрий, митрополит Ростовский, сделал вклад в обитель — «Жития святых».

    1715 — При игумений Наталии (Тяпкиной;1682— 1723) расписаны стены и своды Рождественского собора.

    1725 — По резолюции архиепископа Георгия (Дашкова) монахини Рождественского монастыря перемещены были в Ростовский Троицкий, что у Варниц, монастырь, обращенный тогда на несколько лет в девичий монастырь.

    1731 — По указу Преосвященного Иоакима монахини переведены в прежний свой Рождественский монастырь.

    1736 — Архиепископ Иоаким отменил крестный ход с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.

    1742 — По прошению игумении Евдоксии митрополит Арсений (Мацеевич) возобновил крестный ход со святыней обители —Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.

    1744 — На нижнем этаже Рождественского собора возобновлен и освящен храм во имя преподобного Алексия, человека Божия.

    1764 — В Рождественский монастырь переведены монахини упраздненного Троицкого, что на Бору, девичьего монастыря.

    — Согласно реформе распределения монастырей по разрядам, Рождественский монастырь становится штатным монастырем третьего класса.

    1772 — В Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по ее завещанию возобновлен придел во имя Космы и Дамиана и переосвящен в честь Троицы.

    — Запрещено умерших монахинь погребать в стенах Рождественского монастыря, как находящегося внутри города, а хоронить их в Троице-Варницком монастыре, или Петровском монастыре, или в Богоявленском монастыре.

    1794 — На нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца.

    1810 — Построено крыльцо, объединяющее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора.

    1817 — На месте обветшалой колокольни построена новая над папертью Рождественского собора.

    1818 — 10 мая обитель посетила императрица Мария Феодоровна.

    1835 — В северо-западном углу монастыря построена монастырская гостиница.

    1847 — 7 сентября в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) устроен храм тщанием игумений Павлы (Шатиловой) на средства монастыря и ростовского купца Максима Михайловича Плешанова.

    1852 — К Тихвинскому храму пристроено двухэтажное здание с трапезной на втором этаже.

    1854 — 3 декабря в трапезной освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары.

    1856 — 15 января в трапезной освящен второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери.

    1883 — Поновлены настенные росписи Рождественского собора.

    1894 — 19 июля обитель посетил святой праведный Иоанн Крондштадтский.

    1907 — 21 мая Божественную литургию в Тихвинской церкви служил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (1907—1913), будущий Патриарх Московский и всей России.

    1926 — Закрытие монастыря. Рождественский собор передан музею. В Тихвинской церкви расположилась библиотека, в келиях квартиры горожан.

    1926 — В Рождественском соборе разместился городской архив.

    1960-е — Разобрана колокольня Рождественского собора.

    1989 — Ввиду аварийного состояния Рождественского собора городской архив выведен, собор передан в ведение музея.

    1992 — В помещениях бывших келий разместился Центр занятости населения.

    1997 — Рождественский монастырь в аварийном состоянии возвращен Русской Православной Церкви; в Тихвинской церкви размещена городская детская библиотека; в бывших келиях проживает 40 семей.

    — 17 февраля здесь поселились первые насельницы обители вместе с настоятельницей инокиней Неофитой, принявшей через месяц монашеский постриг с именем Павла.

    7/20 — В Вербное воскресенье в Троицком храме Рождественского собора состоялась первая Божественная литургия.

    1998 — Освящен домовый храм во имя Апостолов Петра и Павла.

    1999 — Церковь святителя Николая передана Рождественскому монастырю.

    2001, Пасха — Настоятельница монастыря монахиня Павла возведена в сан игумении.

    Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы с Божией помощью восстанавливается малыми силами насельниц обители во главе с монахиней Павлой. Не обделил Господь обитель и благотворителями, о которых в монастыре возносятся каждодневные благодарственные молитвы.

    В начало


     
    Rambler's Top100