Богоявленский соборный

зимний храм

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Очерк истории Богоявленского монастыря
  • Богоявленский соборный зимний храм.

    Углич, Богоявленский монастырь.

    А) Наружный вид храма.

    Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм Богоявленского монастыря, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Устроенный игумениею Еликонидою, он составляет в настоящее время по своей красоте лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича. Зодчество этой церкви современного направления. За образец, конечно, взяты древние церковные постройки, но в деталях храм представляет новейшее изящество, нет в общей массе здания старинной тяжеловатости. По цоколю из белого камня, кирпичные стены его утверждены на сводах, образующих подвалы. Размеры церкви следующие: от земли до креста 63 1/2 аршина, внутри в длину с папертью 48 аршин, в ширину 33 аршина, от полу до сводов 21 аршин. С восточной стороны храма выдаются три полукружия, принадлежащие алтарям. Стены всего здания оштукатурены и выбелены. Верх здания покрыт листовым железом, окрашенным медянкою; над кровлею возвышается на восьмигранных каменных трибунах, покрытых железными куполами и окрашенных медянкою, пять вызолоченных глав, в которые водружены железные позолоченные кресты. Над входом изображено Богоявление Господне.

    Основание храму положено 19 октября 1843 года, по благословению Евгения, архиепископа Ярославского и Ростовского, каменная кладка начата 11-го июня 1844 года. Ревностная настоятельница, руководимая промыслом Божиим и ревностию к благолепию дома Божия, неусыпно пеклась об устроении храма, начатого без всякой видимой помощи и без средств, с одною верою в Бога и надеждою на помощь Царицы небесной. В течение целых семи лет теперешняя игумения, тогда бывшая еще простой монахиней, жила на заводе с сестрами монахинями, делая кирпичи, сами возили кирпич с завода на место церковной постройки, сами собирали камень под бут церкви, возили песок, расчищали землю. Удивлялись каменноздатели и все граждане города неутомимым и неусыпным трудам настоятельницы и сестер, и Господь видимо удивлял на них свою милость и благословил святое дело их, предпринятое для прославления имени Его. Работа шла успешно, храм и по архитектуре вышел великолепный. В 1853 году церковь совершенно была окончена и освящена в октябре месяце 17 и 18 чисел. Освящение главного Богоявленского и придельного Толгской Божией Матери престолов совершено тем же преосвященным Евгением архиепископом, а другой придел во имя святого Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого освящен ректором семинарии, архимандритом Никодимом, бывшим впоследствии епископом Енисейским и Красноярским.

    Б) Внутреннее устройство храма.

    Храм делится на три части. В первой западной, отделенной от церкви капитальною стеною, находится паперть, освещенная двумя окнами. Над нею помещается ризница. Во второй, средней части здания, - собственно церковь. В ней четыре столпа, поддерживающие куполы храма. Отступя от двух передних столпов к алтарю, стоят клиросы, и возле правого столпа игуменское место. Двери в храме одне на западной стороне. Окон в стенах 18-ть. Солея и амвон возвышены над церковным полом на три ступени и отделены от внутренней части храма железною решеткою. Третью часть храма занимают алтари, расположенные на одинаковой высоте с солеею. Они делятся двумя арками на три части, и каждый из алтарей освещается двумя окнами. Пол во всем храме чугунный, узорчатый.

    Главное благолепие храма составляет четырехъярусный иконостас, уже при первом на него взоре поражающий всякого своею красотою и благолепием, которого не скрывают и четыре столпа, поддерживающие своды громадного здания. Царские врата - резные, с изображением Благовещения пресвятой Деве и четырех евангелистов; на них венцы серебряные, позолоченные; над царскими вратами помещено символическое изображение Святого Духа в сиянии. По сторонам врат с правой стороны икона Рождества Христова в серебряной ризе, с левой - Владимирской иконы Богоматери с чудесами, в серебряной ризе.

    Весь иконостас и царские врата вызолочены на полимент червонным золотом.

    В нижнем ярусе иконостаса с правой стороны царских врат помещены следующие иконы:

    1) храмовая икона Богоявления Господня, древнего и очень высокого письма, перенесенная из прежнего монастыря, в серебряной позолоченной ризе;

    2) икона, архангела Михаила на южных дверях;

    3) икона Воскресения Христова в серебряной ризе;

    4) икона Вознесения Господня в серебряной ризе;

    5) икона Живоначальной Троицы в серебряной ризе;

    6) икона св. архидиакона Лаврентия на южных дверях, ведущих в придел;

    7) храмовая для придела икона Толгской Божией Матери, в ризе, низанной жемчугом с камнями, с венцом и окладом, серебряными позолоченными. Эта икона - список с чудотворного Толгского образа, как свидетельствует и надпись, сделанная на ней: «Истинное подобие и мера с самого чудотворнаго образа пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Толгския, яже близ города Ярославля за шесть поприщ. Явися той чудотворный образ Трифону, архиепископу Ростовскому и Ярославскому, в лето 6722-е августа в 8 день, и празднуется в той же день». Она со всем украшением пожертвована в монастырь московскою купчихою Татьяною Степановной Будининой в 1852-м году;

    8) икона Спасителя с поднятой благословляющей десницей; риза серебряная;

    9) икона Сретения Господня в серебряной ризе.

    С левой стороны от царских врат находятся иконы:

    1) Феодоровской иконы Богоматери в серебряной ризе; она на зимнее время переносится в летний храм, а на место ее поставляется чудотворная из летнего храма;

    2) икона архангела Гавриила на северных дверях;

    3) Тихвинская икона Божией Матери с чудесами, в серебряной ризе;

    4) икона Успения пресвятой Богородицы в серебряной ризе;

    5) икона святителя Иоанна Милостивого с его житием и чудесами, в серебряной ризе;

    6) икона святителя Николая Чудотворца с чудесами, в серебряной позолоченной ризе, а чудеса в апплике, пожертвованная петербургским купцом Матфеем Тимофеев. Бриховым в 1852 году;

    7) икона Нерукотворенного Спаса с чудесами, в серебряной ризе;

    8) икона Богоматери, Неопалимой Купины, в серебряной ризе;

    9) икона св. первомученика архидиакона Стефана на северных дверях. Во всем этом ряду устройство риз на иконах, за исключением ризы на иконе Богоявления Господня, принадлежит усердию игумений Еликониды.

    Над местными образами в этом же ярусе иконостаса, под карнизом, находится 18-ть икон, из которых 15-ть изображают главные праздники.

    Второй ярус иконостаса представляет взору следующие образа: над царскими вратами икона Спасителя, а ниже ее в полукружии икона святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, апостола Иакова, брата Господня, в серебряных ризах; по сторонам сих икон находится по шести икон с ликами апостолов. Над этим рядом икон, в средине иконостаса, образ Тайной Вечери в серебряной ризе, по сторонам его две иконы, изображающие страсти Господа, тоже в серебряных ризах, со сторон их находится по восьми икон, изображающих пророков.

    В третьем ярусе поставлены образа: в средине образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, а с боков иконы праотцев в серебряных ризах; по сторонам сих икон находится по 10-ти икон, изображающих страдание Господа нашего Иисуса Христа; вверху же над царскими вратами водружено увенчивающее иконостас резное распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом в серебряных позолоченных венцах.

    Нижнему ярусу иконостаса соответствует вызолоченный с резьбою иконостас, устроенный около каждого из четырех столпов. На каждой стороне каждого из столпов, кроме восточной, помещено по большому образу, обставленному другими образами, уже небольшого размера. Между этими небольшими образами обращают на себя благочестивое внимание:

    1) Корсунская икона Божией Матери. Она помещается в иконостасе, у правого переднего столпа. По устному преданию в 1848-м году, во время свирепствовавшей и в Угличе холеры, одна женщина, проживавшая в селе Заозерье, Угличского уезда, сделалась очень больна. 19 июля, на день пророка Илии, когда домашние ее ушли за всенощную службу, больная, оставшись одна, просила в молитвах неусыпающую Богородицу, чтобы облегчила ее болезнь и даровала здравие, и когда в таком молитвенном расположении духа она заснула, то в тонком сне услышала голос, повелевающий ей сходить в Богоявленский девичий монастырь и указать священникам забытую всеми Корсунскую икону Божией Матери, стоящую в Смоленской церкви на невидном месте и потом поновить ее. Благочестивая женщина повеленное ей исполнила с великою верою и усердием и от болезни исцелилась. В чувстве глубокой благодарности к Богоматери за свое исцеление она сделала на икону ее серебряную позолоченную ризу. И доныне от этой иконы, особенно чтимой набожными жителями Углича, истекают исцеления с полною верою и усердною молитвою просящим благодатного заступления Богоматери: молитва таких людей не бывает тщетна.

    2) Икона Божией Матери Троеручицы, стоящая в иконостасе у левого переднего столпа. По преданию, по молитве пред этой иконой получила исцеление больная женщина, не владевшая руками. В избытке благодарности к Заступнице рода человеческого за Ее неизреченные милости, излиянные на нее, женщина эта с помощию благотворителей сделала на икону серебряную ризу. И доныне Предстательница всех скорбящих не оставляет без утешения прибегающих с верою ко святому Ее образу.

    3) Икона Страстной Богоматери. О ней сказано выше. Она помещается в иконостасе у правого заднего столпа; риза на ней серебряная, венец с короною и цатою позолоченные; перенесена из прежнего монастыря.

    4) Икона святителя Иоанна Милостивого с его житием и чудесами, стоящая у левого переднего столпа на западной стороне. Она, как говорит предание, переходящее из века в век, была храмовой до перемещения монастыря на посад. Богатая серебряная позолоченная риза сделана усердием настоящей игумений Исмарагды Воскресенской.

    5) Икона св. великомученика Иоанна воина, пред которой издревле город Углич и его окрестности в минуты горького испытания от татей изливают свои молитвы, прося заступления св. великомученика. И ныне с верою прибегающие не отходят тщетны, но все получают просимое. Риза на ней аплековая, сделанная в 1805 году доброхотными дателями при игумений Маргарите.

    6) У правого переднего столпа на западной стороне стоит вызолоченный на полимент футляр с плащаницею под оным, шитою золотом по малиновому бархату; работана сестрами Арзамасской Алексеевской общины в 1840 году; над нею устроена бронзовая позолоченная сень, очень хорошей и изящной во всех частях отделки. Это образцовое произведение Санкт-Петербургского фабриканта серебряных и золотых дел почетного гражданина Верховцева, пожертвованное неизвестным благотворителем в 1871-м году.

    7) У левого переднего столпа на западной стороне поставлена гробница с серебряным в оной ковчегом, заключающим в себе часть мощей святителя Иоанна милостивого. Гробница эта, вызолоченная на полимент, пожертвована Московской губернии, Дмитровского уезда помещиком Гавриилом Павлов. Головиным, в поминовение рода его, в 1845 г. Над нею устроена резная сень, вызолоченная также на полимент.

    8) У правого клироса помещается в иконостасе большого размера икона Страшного Суда, местно чтимая. Пред нею в неделю мясопустную совершается молебен. На сей иконе следующая надпись: «Срисован сей святый образ с древле писаннаго образа во граде Угличе при церкви апостола Филиппа в Богоявленский девич монастырь иконописцем Васильем Куткиным, подаянием доброхотных дателей при игумений Павле 1762 года».

    Пред иконами находятся лампады и свещники, а посреди церкви висит прекрасное паникадило. Свещники и лампады храма вполне соответствуют благолепным украшениям, какими усердие настоятельниц облекло иконы.

    К довершению украшения сего соборного храма, стены и своды его расписаны священного содержания картинами из евангельской истории. Стены и своды покрыты голубою краскою с живописною уборкою. С правой стороны храма нарисованы чудеса от Толгской иконы Божией Матери; с левой чудеса святителей Николая чудотворца и Иоанна милостивого, на паперти изображение Страшного Суда.

    Храм нагревается четырьмя изразцовыми печами.

    Далее: Феодоровская летняя церковь
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос