Послесловие о Богоявленском монастыре

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Очерк истории Богоявленского монастыря
  • Богоявленский монастырь в Угличе -
    послесловие издателя.

    Предлагаемая читателям книга игумений Измарагды (Воскресенской) (1814-1894 гг.) «Угличский Богоявленский женский монастырь» была впервые опубликована в 1873 г. Работа была напечатана в виде серии статей в Ярославских епархиальных ведомостях (ЯЕВ. - 1873. - ч. неоф. - № 10-13), позднее вышла отдельным изданием. Книга является характерным примером так называемой «настоятельской историографии» и содержит основные сведения по истории обители, о храмах, святынях, основных зданиях, хозяйстве и наиболее примечательных предметах, хранившихся в ризнице, библиотеке и архиве.

    Для своего времени обычная справочная информация - нечто среднее между статистическим обозрением и путеводителем. Но прошли годы и в наши дни каждое слово этой и многих других подобных книг на вес золота. Читая пожелтевшие страницы, можно только сожалеть, что похожие книги в свое время не были написаны о каждом монастыре и приходе. Бурный XX век с его грубым наступлением на Церковь и национальные традиции слишком далеко оторвал нас от реалий предшествующего времени, лишил культурного стержня и многих исконных основ жизни. Слишком многое после гонений на веру, суетных исканий и разгула вандализма приходится собирать по крупицам и в этом деле непреходящую ценность имеют старинные издания, становящиеся словно открытыми окнами в мир не такого уж далекого прошлого, у которого нам стоит многому поучиться.

    Книга игумений Измарагды является одним из основных пособий по истории Богоявленского монастыря. Примечательно, что работа написана не простым автором, а настоятельницей, много потрудившейся на благо вверенной обители. Благодаря Измарагде (Воскресенской) и ее предшественнице и наставнице Еликониде (Муратовой) Богоявленский монастырь достиг высокого благосостояния, украсился прекрасными и величественными храмами, получил новые корпуса келий, ограду, образцово налаженное хозяйство. Он стал одним из значительнейших монастырей Ярославской епархии, стал пользоваться широкой известностью и почитанием.

    Примечательно, что немногим ранее, в 1870 г., вышла из печати книга архимандрита Антония (Павловского) «Угличский Покровский монастырь». Она очень близка по структуре и содержанию, поэтому нельзя исключить, что книга игумений Измарагды писалась по ее образцу. Кроме того, обе работы были изданы в Ярославле в типографии Г. Фалька и имеют аналогичное оформление.

    Работа игумений Измарагды позднее нашла продолжение. В 1891 г. была издана книга А.Н. Ушакова «Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии». Эти две книги на удивление близки по содержанию. Даже беглое сравнение показывает, что в их основе один текст. В чем причина такого странного соответствия текстов у двух разных авторов, сказать сложно. Нельзя исключить, что игуменья Измарагда предоставила свою книгу А.Н. Ушакову для некоторой переработки и дальнейшего повторного издания.

    Переработка в основном сводилась к изменению структуры текста и внесению дополнений. В частности, в первом варианте книга имела логичную и четкую структуру, где последовательно рассказывалось о возникновении и ранней истории монастыря, далее делался обзор современного состояния храмов, других зданий, наиболее примечательных предметов и др. В работе А.Н. Ушакова на первое место ставится Богоявленский собор, как главное средоточие трудов насельниц обители, а уже затем в установленном порядке рассматривается все остальное. Кроме того, автор местами оживляет текст, придает первоначально сдержанному повествованию повышенную экспрессию. Книга Ушакова во многом имеет парадный характер. Ее выход, очевидно, был обусловлен 25-летним юбилеем служения Измарагды в сане игумений Богоявленского монастыря, отмечавшимся в 1890 г. В повествовании и особенно в конце книги уделяется немалое внимание трудам на благо обители игумений Измарагды и ее предшественницы Еликониды. Кроме того, изданию книги могла способствовать важная для всех угличан крупная дата - 300-летие гибели царевича Димитрия, - которая, несомненно, вызвала повышение интереса к святыням и истории Углича.

    Возможно, А.Н. Ушаков принимал участие в написании и первого варианта книги, но достоверно установить это едва ли возможно, поэтому нет оснований подвергать сомнению обозначенное авторство.

    Книги игумений Измарагды и А.Н. Ушакова были снабжены приложением, содержащим ряд источников по истории монастыря. Это две грамоты инокини Марфы 1629 и 1630 гг., грамота царя Алексея Михайловича 1661 г. и копия выписи с обозначением владений монастыря из Писцовых книг Угличского уезда Северьяна Андреевича Давыдова и Осипа Трофимова 1629-1631 гг. В настоящее издание эти ценные документы не включены, поскольку были переизданы в 2003 г. в книге А.Н. Ушакова и в настоящее время вновь стали доступны исследователям, а также по причине популярного характера данного издания и недостатка объема.

    Для полноты раскрытия темы книга дополняется приложением, включающим ряд работ, связанных с историей Богоявленского монастыря. Первое приложение - это текст брошюры известного угличского краеведа священника Богоявленского монастыря Константина Михайловича Ярославского (1853-1937 гг.) «Краткие сведения о жизни и деятельности настоятельницы Угличского Богоявленского женского монастыря игумений Измарагды (Воскресенской) (1814-1890 гг.)», изданной в Ярославле в типографии Губернской Земской Управы в 1890 г. Данная брошюра ценна тем, что содержит подробную биографию игумений Измарагды, а также немало ценных фактов по истории Богоявленского монастыря и его зданий. Работа К.М. Ярославского также публикуется с некоторым сокращением - в настоящее издание не включены тексты речей и поздравлений, связанных с празднованием юбилеев 50-летия жизни в Богоявленском монастыре игумений Измарагды, 25-летия служения монастырю в звании настоятельницы и 25-летия возведения в сан игумений, отмечавшихся в 1887, 1889 и 1890-м гг.

    В связи с отмеченным сокращением, из текстов работ игумений Измарагды и К.М. Ярославского удалены ссылки на эти тексты.

    Второе приложение к данному изданию - текст брошюры, посвященной петербургскому купцу 1-й гильдии, потомственному почетному гражданину и известному благотворителю Василию Андреевичу Пивоварову, изданной Православным Братством Святителя Димитрия, в Ярославле, в 1885 г. в типографии Губернского Правления. В издании, к сожалению, не обозначено авторство - фамилия скрыта за литерой «Б.», принадлежность которой неизвестна.

    Возможно, это приложение не соответствует напрямую тематике книги, но некоторая связь есть. В.А. Пивоваров, коренной угличанин, сделал немало пожертвований Богоявленскому монастырю, был погребен около западной стены Богоявленского собора. Кроме того, издание книги о Богоявленском монастыре предоставляет удобную возможность опубликовать мало известный текст брошюры, давно ставшей библиографической редкостью. Она вновь должна стать доступной читателям, угличанам надлежит знать биографию и заслуги своего земляка. В настоящее время в распоряжении читателей имеется слишком мало доступных материалов о В.А. Пивоварове, - переиздавая брошюру, я стремлюсь исправить этот недостаток.

    Третье приложение - моя статья, посвященная архитектурному ансамблю Богоявленского монастыря, подготовленная на основе ранее составленной исторической справки. В ней дается целостный обзор постепенного формирования облика монастыря, особенностей его плана и отдельных зданий. Статья написана на основе работ А.Н. Ушакова, игумений Измарагды и К.М. Ярославского. Из них извлечено большинство фактов, которые здесь представлены в систематизированном виде, соответствующем потребностям архитектурного обзора. На эти работы в статье не делаются ссылки, в примечаниях отмечены цитаты и ссылки на другие работы. Надеюсь, что данная статья окажется полезной местным исследователям, экскурсоводам. В ней сделана первая попытка целостного изучения истории формирования архитектурного ансамбля и складывания территории Богоявленского монастыря. Правда, на основе известных и доступных фактов - надеюсь, что впоследствии удастся привлечь архивные материалы и подготовить более глубокое исследование по истории и архитектурному облику обители.

    При подготовке к переизданию старинные тексты были приведены к современным нормам орфографии, но в них максимально полно сохранены особенности стиля XIX века, в том числе заглавные буквы в написании отдельных титулов, названий учреждений. При обработке текстов сложным вопросом, не нашедшим точного ответа, оказалось написание имени игумений Измарагды, присутствующее в Двух вариантах - с буквами «с» и «з» в начале. В книге «Угличский Богоявленский женский монастырь» и в брошюре К.М. Ярославского сохранено имеющееся различное написание, в статье об аРхитектурном ансамбле монастыря и «Послесловии» использован более поздний вариант, который, очевидно, следует считать верным. Книга игумений Измарагды дополнена примечаниями, помеченными в тексте звездочками. В них пояснены отдельные сложные вопросы и отмечена дальнейшая судьба ряда описанных предметов. Многие вопросы, как, например, судьба монастыря и его зданий в XX веке, рассмотрена в статье «Архитектурный ансамбль Угличского Богоявленского женского монастыря» и поэтому не вынесены в дополнительные пункты примечаний.

    Книга снабжена иллюстрациями, которых не было в первых изданиях. Для них использованы старинные фотографии и чертежи, дающие хорошее представление об облике монастыря в период расцвета.

    На исходе 2010 г. произошло важное событие - началось возрождение Богоявленского женского монастыря, многие десятилетия пребывавшего в состоянии разрухи и небрежения. Будем надеяться, что история прославленной обители продолжится и больше никогда не прервется. Хочется верить, что пройдут годы, и мы вновь увидим Богоявленский монастырь во всем его прежнем величии - возрожденные сияющие благолепием храмы с дивными росписями и иконами, аккуратные келейные корпуса, благоустроенную территорию, ограду, охраняющую от мирской суеты покой святого места, вновь услышим могучий звон колоколов.

    Пожелаем успехов недавно прибывшим насельницам монастыря в их многотрудном и святом деле возрождения обители, прославленной трудами и духовными подвигами их высокочтимых предшественниц. Будем надеяться, что им удастся осуществить все планы, и Углич вновь обретет почитаемую и известную обитель. С уважением к читателям Е.А. Лиуконен

    К оглавлению: Очерк истории Богоявленского монастыря
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос