Архитектурный ансамбль

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Очерк истории Богоявленского монастыря
  • Архитектурный ансамбль Угличского Богоявленского женского монастыря. Е.А. Лиуконен.

    Богоявленский монастырь был основан примерно на рубеже XVI-XV1I веков. Первоначально находился на территории кремля, в юго-западной части, напротив Казанской церкви, где в настоящее время располагается парк. В 1609 г. монастырь был разграблен и разрушен польскими войсками, захватившими город. При этом были убиты настоятельница игуменья Анастасия «с тридесятью пятью сестрами и с двумястами честных дев и жен множеством». В 1620-х гг. монастырь был восстановлен по распоряжению великой старицы инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича).

    В 1661 г. при постройке новых крепостных стен кремля монастырь был выведен на посад, на Ростовскую дорогу, на землю, принадлежавшую ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, где до Смутного времени, находилась церковь Святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Так Богоявленский монастырь был размещен на современном месте.

    По сведениям Писцовых книг города Углича 1674-1676 гг. во вновь отстроенном монастыре находились две деревянные церкви — Богоявления Господня с приделом Иоанна Милостивого, а также «пресвятыя Богородицы Страстныя деревянная, с трапезою, теплая, об одной главе». Кроме того, были колокольня на столбах, келья игуменьи и двенадцать келий для монахинь. Монастырь был обнесен забором со Святыми воротами, на которых находился «образ Спаса в Деисусе поясном, на одной деке».

    На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство - в 1689-1700 гг. при игуменье Елене угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым, Иваном Кисельниковым и др. была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В ее нижнем этаже размещалась теплая церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находившейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел - в честь Воздвижения животворящего креста Господня.

    Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет. Своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. В рядной записи, заключенной с мастерами, было напрямую указано строить храм по образцу церкви Одигитрии Воскресенского монастыря. Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. При реставрации церкви в 1970-1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи. Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. Причиной разборки, несомненно, послужил наклон стен западной части церкви, отчетливо заметный в настоящее время. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Так, там сообщается, что в палатке под колокольней предполагалось сделать высоту от пола до замка свода 1,5 сажени (3,2 м), над палаткой сделать восьмерик высотой 1,5 аршина (1 м), над восьмериком столбы высотой 2 аршина (1,4 м), между ними перекинуть арки, выше соорудить шатер высотой 3 сажени (6,4 м), над ним барабан и главу (4). Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря.

    В интерьере храма первоначально находился пятиярусный вызолоченный иконостас, росписи отсутствовали. При возобновлении церкви в 1854 г. был установлен новый трехъярусный иконостас, у которого детали были вызолочены на полимент, а гладкие места покрыты красной краской под лак. В иконостас были помещены многие прежние иконы, выполненные в XVII веке. В этот период церковь была расписана - в храмовой части выполнены росписи на тему чудес от Смоленской иконы Божией Матери, а в Воздвиженском приделе на своде написано изображение Божией Матери и стих: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь». Живопись храмовой части, занимающая большую часть поверхности стен и состоящая из небольших клейм, заключенных в орнаментальные рамки, композиционно близка традиционным церковным росписям XVII-XVIII веков.

    Другие постройки монастыря на протяжении XVIII века оставались деревянными. Среди них по описанию монастыря 1763 г. известны: две настоятельские теплые и холодные кельи с сенями, одиннадцать келий для монахинь с сенями, представлявшие собой отдельные здания. В 1777 г. началось строительство каменной ограды. Очертания территории соответствовали прежнему средневековому плану города, сохранявшемуся до конца XVIII века. Территория монастыря концентрировалась вокруг Смоленской (в то время Богоявленской) церкви и имела неровную трапециевидную форму с выступом в северном направлении. Лицевой стороной была западная, вдоль которой со стороны крыльца церкви проходила большая Сарайская улица, шедшая от торговой площади к выезду из города на Ростовскую дорогу. С северной стороны от Васильевского крестца (одна из средневековых улиц) к монастырю подходил узкий переулок, через который был основной въезд.

    На рубеже XVIII-X1X веков, когда город преобразовывался по генеральному плану 1784 г. и создавались современные улицы и площади, территория монастыря подверглась изменениям, привязавшим ее к новому плану. Монастырь был включен в состав 23 землемерного квартала, ограниченного вновь проведенными Ростовской, Петровской (9 Января), Вознесенской (Первомайский) и Большой Богоявленской (Февральской) улицами. Сарайская улица была ликвидирована, и западная часть монастыря стала выходить внутрь квартала. Лицевой стороной оказалась восточная, обращенная к Ростовской улице, под которую отошел значительный участок территории. Взамен могли быть выделены земли с других сторон - в частности место ликвидированной Саранской улицы.

    Введение регулярного плана определило изменившееся основное звено территории монастыря, к которому, начиная с середины XIX века, стали добавляться новые участки. Новые границы были зафиксированы каменной оградой, об облике которой нет точных сведений на фотографиях и других изображениях представлена лишь лицевая сторона по Ростовской улице.

    В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство.

    Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек.

    Федоровская церковь была выполнена в классическом стиле и получила интересную композицию в виде квадрифолия (четырехлистника) - к основному крупному кубическому объему примыкают полукруглые выступы-полуротонды с четырехколонными портиками и фронтонами. Храм завершен пятью световыми барабанами-ротондами, увенчанными куполами, небольшими барабанами и вызолоченными главами. Западный фасад до постройки колокольни, возможно, имел оформление, аналогичное остальным.

    Колокольня была трехъярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека. За исключением утраты колокольни, Федоровская церковь хорошо сохранила свой облик, не подвергалась каким-либо перестройкам.

    Интерьер храма был расписан в 1822-1824 гг. артелью известного провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева, что известно из публикаций, а также из надписи на стене церкви. Росписи были выполнены в классической манере и в основном включали сюжеты на сводах и в центральном барабане. Поверхности стен были покрыты «живописной уборкой», представляющей иллюзорную имитацию архитектурных деталей. В отдельных небольших клеймах могли размещаться изображения святых. В алтаре на Горнем месте на фоне иллюзорной уходящей вдаль колоннады находилось изображение Тайной Вечери.

    Впоследствии, в 1862 г., росписи были поновлены ярославским мещанином Егором Дьяконовым и дополнены новыми сюжетами на тему чудес от иконы Федоровской Божией Матери. При этом была нарушена цветовая гамма росписей, колорит наполнился яркими красками, контрастирующими с участками, избежавшими поновления.

    Первоначальный иконостас храма был выполнен в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами. Вероятно, это был классицистический невысокий иконостас, оставлявший открытой верхнюю часть алтаря и не нарушавший единство интерьера. Его очертания отчетливо видны на восточной стене. В 1862 г. этот иконостас был заменен другим прямым трехъярусным, занявшим всю восточную стену и полностью закрывшим алтарную часть. Кроме того, по периметру стен были установлены киоты для двадцати икон. Многие образы были покрыты ризами из ткани, шитыми золотом, жемчугом, бисером, стеклярусом.

    Кроме возведения Федоровской церкви, в монастыре в тот же период строились каменные кельи. Так, в 1815 г. был сооружен двухэтажный восточный корпус по Ростовской улице, позднее в 1865 г. дополненный пристройкой с южной стороны. В нем размещались 23 кельи, школа и просфорня. По фасаду на нижнем этаже корпус был обработан лопатками, которые соответствовали оформлению ограды. Также не исключено, что он был пристроен к ранее выстроенной ограде, как, например, делалось в Алексеевском монастыре. На фасаде отсутствовали окна - были лишь небольшие арочные проемы, освещавшие проходивший вдоль улицы коридор.

    В советское время восточный корпус подвергся перестройке - на фасаде были пробиты окна, частично изменена планировка. Кроме того, был разобран, очевидно, обветшавший, северо-восточный участок стен и заменен новым без соблюдения прежних архитектурных форм и толщины кладки. На сохранившемся участке по какой-то причине был сбит нижний ряд междуэтажного пояса (ул. Ростовская, 22).

    В 1817 г. в центре территории монастыря построен двухэтажный настоятельский дом, в нижнем этаже которого находились трапезная, пекарня и казначейские кельи. Фасад здания был оформлен на основе одного из образцовых проектов, разрабатывавшихся столичными архитекторами для провинциальных городов. Он имеет девять осей, средний выступающий ризалит, тройные замковые камни над окнами нижнего этажа, прямые сандрики и многочастные веерные замковые камни над верхними. Своим обликом он близко напоминает строившиеся в то время в городе купеческие особняки, особенно дом № 5 по Пионерскому переулку и дом № 8 по Спасской улице. В 1837 г. настоятельский дом подвергся перестройке, а в 1885 г. к нему была сделана небольшая пристройка с северной стороны.

    В советское время здание использовали для размещения спортивного зала школы, что привело к перестройке интерьеров. Кроме того, были заложены некоторые окна. Находящийся в середине фасада широкий вход мог быть пробит в советское время, либо изначально являлся парадным входом (Студенческий городок, 3).

    В 1868 г. был построен корпус вдоль южной границы монастыря. В нем размещались 16 келий. Корпус хорошо сохранил первоначальную архитектуру, но в советское время со стороны Февральской улицы были пробиты окна, которых прежде не было (Студенческий городок, 6).

    На юго-восточном углу территории монастыря около Федоровской церкви в 1857 г. построен другой двухэтажный корпус. В его одной половине, обращенной внутрь монастыря, находились 6 келий, а в другой - служительские помещения. Судя по одной фотографии невысокого качества, здание имело высокую четырехскатную крышу. По переднему фасаду на втором этаже было примерно семь окон, ниже проходил междуэтажный пояс. На протяженном южном боковом фасаде окон не было - там находились маленькие арочные проемы. Углы здания были обработаны лопатками с филенками. По своему положению корпус эффектно оформлял юго-восточный угол территории монастыря.

    В советское время здание было превращено в жилой дом и до неузнаваемости перестроено. Его надстроили третьим этажом, при этом высота стен была увеличена в два раза, изменена внутренняя структура, высота перекрытий, на фасадах пробиты большие окна. Из первоначальных деталей уцелели только лопатки с филенками, повторенные и в надстроенной части (Студенческий городок, 4).

    Около Федоровской церкви и восточных ворот было построено небольшое одноэтажное здание для монастырской больницы. В советское здание было снесено. На фотографиях видна только верхняя часть, возвышавшаяся над оградой. Здание имело размеры 4x3,5 сажени (8,5x7,5 м).

    Все отмеченные постройки в разное время сооружались на основной, исконной, территории монастыря, обозначая ее периметр и большей частью примыкая к ограде. Важным этапом в истории обители стало расширение ее территории в северном направлении - до улицы Петровской (9 Января).

    В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

    В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумений Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника.

    Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

    19 октября 1843 г. на приобретенной территории, на углу Ростовской и Петровской улиц, был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.

    Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.

    11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября - левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил ректор семинарии архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.

    Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора середины XIX века Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, Большой кремлевский дворец и здание Оружейной палаты в Московском кремле, здания первых вокзалов в Санкт-Петербурге и Москве, Малый театр в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.

    Храм, очевидно, строился по индивидуально разработанному проекту, но за основу была взята церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге за Калинкиным мостом у Обводного канала (проект 1830 г., построена в 1831-1837 гг.), ставшая первой попыткой возрождения в церковной архитектуре национального русского стиля. За ней последовало несколько других храмов, выдержанных в так называемом русско-византийском стиле, среди которых самым выдающимся и известным стал Храм Христа Спасителя (церковь Св. Екатерины в Царском Селе, Введенская церковь Семеновского полка в Петербурге, Троицкий собор в Томске). Эти храмы отражали ранний период творчества Тона, для последующего было характерно более глубокое проникновение в особенности византийской и древнерусской архитектуры. В более позднее время возникло немало других церковных зданий, построенных другими архитектурами, близко повторявших постройки Тона раннего периода. Таковым был Казанский собор Сретенского монастыря в г. Кашине, построенный в 1866-1872 гг. по проекту архитектора А.В. Вишневского, почти точно повторявший угличский храм. Богоявленский собор г. Мологи (1882 г.) был близок по композиции.

    Все отмеченные храмы, спроектированные К.А. Тоном, имели многие общие черты, но содержали значительные отличия в деталях, объемном построении, сообщавшие им индивидуальные особенности, поэтому угличский Богоявленский собор нельзя считать уменьшенной копией Храма Христа Спасителя - между ними немало различий, что заметно даже при беглом сравнении. Но они и другие отмеченные церкви имели общую стилистическую основу, похожие композицию и схематичный набор деталей. Наиболее близким аналогом угличского храма является церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге, облик которой содержит наибольшее количество схожих черт, но есть и различия, придающие Богоявленскому собору индивидуальные черты. Авторство К.А. Тона не подтверждено документально, но достоверно известно, что он проектировал церковь для Углича, а таковой с наибольшей долей вероятности является Богоявленский собор.

    Храм имеет массивный кубический объем и традиционное для русской архитектуры деление стен на три прясла, завершенные килевидными кокошниками. В центре боковых фасадов небольшие выступы, с западной стороны примыкает паперть, являющаяся укрупненным аналогичным выступом. С востока храм завершают три крупные полукруглые апсиды, равные по высоте основному объему. Фасады четко делятся на два яруса. В нижнем ярусе помещены большие арочные окна (по одному в каждом прясле), а в верхнем узкие щелевидные окна, сочетающиеся с глухими нишами и лопатками с перехватами и архивольтами, повторяющими аркатурно-колончатый пояс древних храмов. Набор деталей немногочислен - он включает выступающий цоколь, угловые лопатки, карниз, тонкие лепные пояски и обрамления окон.

    Завершением храма служат пять глав, поднятых на массивные барабаны с основанием из полукруглых кокошников. Поверхности барабанов обработаны поясками, лопатками и глухими нишами. В их завершении присутствует слабо намеченный мотив машикулей-варниц, заимствованный из крепостной архитектуры. Собор имеет следующие размеры - высота от земли до креста 63 1/2 аршина (45 м), внутри длина с папертью 48 аршин (34 м), ширина 33 аршина (23,5 м), высота от пола до сводов 21 аршин (15 м).

    Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Его конструкция - незаурядное инженерное достижение, имевшее немало примеров в творчестве Тона. Столбы со срезанными углами и стены умеренной толщины способны поддерживать массивное завершение, не нарушают единство внутреннего пространства. В системе перекрытий в основном применено сочетание полуциркульных и сомкнутых сводов, опирающихся на подпружные арки. Средняя часть завершена невысоким куполом. Барабаны собора не являются световыми и отделены от внутреннего пространства, что происходило из необходимости отапливать храм. Эта черта отличает угличский собор от других построек Тона, где барабаны были световыми.

    Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов. С запада расположено небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.

    Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две - в промежуточных арках алтарей, за столбами.

    Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас - один из лучших в городе, несомненно, составлявший выдающееся художественное произведение. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г.

    У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой, размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге - святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.

    Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом, Роспись обычно датируется 1870-ми гг. или 1873 г., но вполне вероятно, что живописные работы были выполнены раньше - как только просохли стены. Дата росписей, очевидно, была взята из надписи на северо-западном столбе, к настоящему времени большей частью осыпавшейся и ранее находившейся в плохом состоянии. Если бы росписи были созданы в 1870-х гг., то их, несомненно, упомянули бы в списке дел на благо монастыря игумений Измарагды (Воскресенской), но они там не значатся, хотя присутствуют менее значительные вещи, так, например, в 1890 г. отмечены промывка и поновление иконостаса и стенного письма. Более вероятно, что собор расписывался при игумений Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г.

    Живопись храма близко напоминает другие сохранившиеся работы Д.Г. Буренина (в Воскресенском, Спасо-Преображенском соборах, церкви Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря и церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге»). Плоскости стен покрыты голубой краской, на фоне которой размещены клейма в фигурных обрамлениях, имитирующих лепнину. Роспись стен четко делится на два яруса, состоящие из больших прямоугольных клейм. Между ярусами проходит широкий пояс пышного рокального орнамента, под верхними окнами размещены небольшие клейма - по одному в угловых частях храма и по три в средине южной и северной стен. Местами на лопатках стен и на столбах написаны иллюзорные пилястры, тонированные под мрамор, подчеркивающие тектонику здания. На арках и на средних скосах столбов - рокальные орнаменты. Большие клейма в алтарных апсидах имеют арочные завершения.

    Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая - чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, в куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.

    В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии/ Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение. Среди произведений Д.Г. Буренина роспись Богоявленского собора, очевидно, занимала особое значение - была крупнейшей работой. Возможно, что Бурениным была также выполнена стенопись Смоленской церкви, но об этом нет сведений.

    Храм имел наружные росписи. Так, над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой (роспись частично повреждена, рама снята при недавней реставрации). 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери епископу Прохору и Святителя Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.

    Иконы в алтарных нишах были утрачены, вероятно, вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников частично сохранялись до реставрации рубежа 1980-1990-х гг., когда цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.

    Главы собора первоначально были полностью вызолочены - в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, очевидно, не имея возможности поддерживать позолоту, главы покрасили в голубой цвет и покрыли золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но не установлены.

    Богоявленский собор, в отличие от других аналогичных храмов, спроектированных К.А. Тоном, имел только один западный вход. Его лестница была уничтожена в советское время - от нее сохранился фундамент из бутового камня, на котором сооружена площадка из силикатного кирпича.

    Собор был построен на северо-восточном углу территории монастыря, расширенной в результате приобретения нового участка. Двумя фасадами; храм вышел к Петровской и Ростовской улицам, с южной и западной сторон к нему примкнула вновь построенная ограда, следы которой в настоящее время хорошо заметны.

    В 1851 г., к западу от храма, также в линии ограды, вдоль Петровской улицы был построен новый двухэтажный северный корпус с подвалами, в котором находились 9 келий. Здание было полностью перестроено в 1962 г. - надстроено третьим этажом, уничтожено оформление фасадов. По фотографиям возможно установить его первоначальный облик. Так, на главном фасаде, как и у других корпусов, отсутствовали окна - вместо них в каждом этаже было по пять небольших проемов. Нижняя часть стен являлась частью ограды и содержала примерно семь прясел с делением лопатками и завершающим карнизом. Выше был двойной междуэтажный пояс, венчал стены ступенчатый карниз. На торцевых фасадах, очевидно, было по четыре окна. Над вторыми окнами от ограды были арочные обрамления - над окнами верхнего этажа они повторяли обрамления окон подъездов южного корпуса - состояли из двух пилястр и архивольта с тонкими лепными тягами (ул. 9 Января, 3).

    Рядом с этим корпусом находился хозяйственный двор монастыря, на котором размещались каменные каретник (1875 г.), конюшня с коровниками (1875 г.) и баня, а также деревянные хлебный амбар, два погреба, кладовые и сараи для дров. Из них до наших дней сохранилась только баня, построенная в 1872 г., стоящая углом к улице 9 Января (Студенческий городок, 1). Здание в основном сохранило свой облик, но в советское время при приспособлении под магазин в стенах было пробито несколько окон. Внутри сохраняются перекрытия в виде рельсовых сводов.

    Во второй половине XIX века, после расширения территории монастыря, вдоль его западной границы были построены четыре деревянных дома, в которых также размещались кельи. Три дома сохранились (Студенческий городок, 8, 9, 10). Дом № 7 сгорел в конце 1990-х гг. На его месте построен особняк.

    Далее можно отметить особенности ограды, окружавшей монастырь. Как уже было отмечено, в нашем распоряжении нет ее качественных изображений, дающих полное представление о деталях, кроме того, нет каких-либо изображений западного участка ограды, выходившего внутрь квартала. Также по фотографиям сложно установить количество прясел на том или ином участке.

    Стены монастыря имели простое оформление, включавшее цоколь, лопатки и карниз, очевидно состоявший из двух рядов кирпича напуском. Выше было двухскатное железное покрытие. Внешняя стена восточного корпуса, по всей видимости, является участком ограды, другой участок, в перестроенном виде, находится в составе северного корпуса (под штукатуркой могут сохраняться следы сбитых деталей). Внешняя стена южного корпуса, возможно, тоже являлась оградой, но на ней отсутствует деталировка. Высота ограды и толщина устанавливаются по следам примыкания на стенах Богоявленского собора. Ограда на новом участке, около собора и по Петровской улице, строилась по аналогии с построенной ранее, но была более высокой. В 1888 г. старый участок вдоль Ростовской улицы на протяжении 33 сажен (70,3 м) был повышен на 1 аршин (0,71 м) и ограда приобрела единую высоту в 5,5 аршин (4 м). Прежняя ограда с северной стороны, после расширения территории монастыря, несомненно, была разобрана, хотя о таких фактах не сообщается.

    На данном этапе истории монастыря, в ограде было трое ворот - с восточной, северной и южной сторон. Главными и более ранними были восточные ворота, примыкавшие к келейному корпусу (от них сохранился один пилон), выходившие на Ростовскую улицу. В разные периоды их облик, очевидно, менялся. Так, на акварели В.И. Серебренникова 1840-х гг., представляющей вид Богоявленского монастыря, изображены ворота, выдержанные в классическом стиле. Они имели центральный арочный проезд и боковые калитки, разделенные рустованными лопатками. Над повышенным средним объемом был массивный полукруглый фронтон с раскрепованными боковыми частями. Детали ворот были выделены белым цветом, а плоскости, возможно, были желтыми или красными. Над воротами в тот период не было завершения в виде креста или главки.

    На фотографиях рубежа XIX-XX веков видна лишь верхняя часть ворот. При этом устанавливается, что они были перестроены в эклектичном стиле. Над воротами виден килевидный кокошник, над которым возвышался двухступенчатый аттик, над ним был крест, по сторонам кокошника размещались небольшие столбики, также завершенные крестами. Правая калитка ворот, очевидно, сохранялась, а на месте левой был построен небольшой упоминавшийся выше больничный корпус. До нач. 2000-х гг. сохранялся фундамент ворот, состоявший из массивных гранитных блоков, позволявший точно определить расположение и размеры проемов, но при прокладке газопровода через территорию монастыря они были выворочены из земли.

    Северные ворота, располагавшиеся между келейным корпусом и Богоявленским собором, были построены по аналогии с восточными. Фотографии позволяют установить их детали. Ворота имели калитку с левой стороны. У повышенной основной части были массивные пилоны с филенками, в тимпан килевидного кокошника была вставлена деревянная рама, под которой могла быть роспись. Завершением служили двухступенчатый аттик, небольшое яблоко и крест. Проем ворот имел прямую перемычку. Восточные и северные ворота были значительно выше ограды.

    На чертеже 1908 г. из собрания УФ ГАЯО представлены южные ворота, выходившие к Большой Богоявленской (Февральской) улице и соединявшиеся с ней небольшим проездом. Эти ворота, очевидно, использовались в хозяйственных целях. Правой стороной они примыкали к келейному корпусу. Из чертежа следует, что ворота имели форму стены, в которой были три арочных проема - средний проезд и боковые калитки. Над последними проходил карниз, размещавшийся на уровне основания повышенной центральной арки. Завершением служили три килевидных кокошника с кольцевидными вставками в тимпанах. Средний был более высоким и завершался столбиком с чашевидной главкой и крестом.

    Ограда монастыря имела четыре башни, но о них мало сведений. По фотографиям известна лишь одна, находившаяся на северо-западном углу территории, по Петровской улице. Она представляла собой тонкий круглый столб с фигурной крышей, возвышавшийся над оградой, и имела исключительно декоративное значение. Другие башни могли быть на углах ограды, выходившей внутрь квартала, но о них ничего не известно.

    В 1880-х гг. начался новый важный этап в формировании архитектурного ансамбля Богоявленского монастыря.

    В 1881 г. монастырь получил во владение завещанный купцом Дм. Скорняковым участок земли по Петровской улице площадью 504 кв. сажени. В 1886 г. по предложению городского общества был приобретен принадлежавший городу двухэтажный каменный дом с надворными строениями и участком земли площадью около 700 кв. сажен, находившийся на углу Петровской и Вознесенской улиц. Так во владении монастыря оказалась вся сторона 23 квартала по Петровской улице, а его территория достигла Вознесенской улицы, .где заняла половину длины квартала.

    Приобретенный дом своим обликом напоминал № 19/18 по ул. Ленина, находящийся на соседнем перекрестке. Обветшавшее здание было вскоре разобрано, а на его месте в том же 1886 г. начата постройка каменной двухэтажной жилой башни. В процессе строительства у игумений Измарагды возникло намерение разместить в башне церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Она обратилась за благословением к архиепископу Ионафану, владыка поддержал начинание, но заметил, что в Угличе уже есть Казанская церковь. Тогда было решено освятить церковь в честь иконы Божией Матери «Достойно есть...», которую в это время везли из Афонского Андреевского скита. Церковь разместили на втором этаже башни, для чего разобрали капитальную перегородку. 11 мая 1888 г. храм был освящен архиепископом Ионафаном. В нижнем этаже здания находились две кельи. Храм представлял собой кубическое здание и действительно имел форму башни. Он был выдержан в русско-византийском стиле и своим обликом напоминал Богоявленский собор. Два лицевых фасада, выходившие на Петровскую и Вознесенскую улицы, делились лопатками на три прясла и завершались килевидными кокошниками с росписями и кольцевидными вставками. Горизонтальные деления составляли несколько тонких поясков и венчающий карниз. В средних пряслах на двух этажах было по три узких щелевидных окна. В боковых пряслах на верхнем этаже по два окна, а в нижнем по одному большому с арочным завершением. Окна были разделены лопатками с перехватами и тонкими арочками. Другие фасады имели более простое оформление. Завершением храма служила шатровая крыша с небольшим барабаном и покрытой оловом чашевидной главой. Примечательно, что угловая башня до возникновения планов размещения в ней церкви имела тот же облик, только завершением главы должен был служить не крест, а вызолоченный овал, окруженный лучистым сиянием.

    В церкви находился небольшой иконостас, местами имелись росписи.

    Так, на своде были два клейма - «Взятие Божией Матери на небо» и икона Божией Матери «Нерушимая стена». Храм имел живописный представительный вид и эффектно оформлял перекресток двух улиц, он также удачно сочетался с Богоявленским собором.

    Одновременно с постройкой церкви Божией Матери «Достойно есть» на вновь приобретенном участке была построена ограда протяженностью 69 сажен (147 м). Эта ограда по внешнему оформлению значительно отличалась от строившейся ранее. Она также имела простой карниз, цоколь, но в пряслах между лопатками был размещен выложенный из кирпича орнамент в виде больших равноконечных крестов. Они имели прямоугольные филенки на концах и кольцо в средокрестии. Со стороны Петровской улицы новая ограда примкнула к прежней угловой башне и, таким образом, соединилась со старой оградой.

    Рядом с церковью со стороны Петровской улицы, через одно прясло, были построены четвертые монастырские ворота, вторые по северной стороне. Они имели средний арочный проезд и две боковые калитки, из которых правая, вероятно, была глухой. Над калитками имелись килевидные завершения, над высоким центральным проездом были фигурный аттик и килевидный кокошник с главкой и крестом. Своим обликом эти ворота несколько напоминали южные. Вдоль ограды, от церкви до северного келейного корпуса, тянулся крытый переход в виде коридора, соединявший здания монастырского комплекса.

    Участок ограды по Вознесенской улице также имел значительную протяженность - он шел от церкви до окончания современного здания Пенсионного фонда, построенного в 1970-х гг. на прежней монастырской территории. На углу ограды могла быть небольшая башенка, от которой стена шла вглубь квартала, в восточном направлении.

    В 1886-1887 гг. поблизости от церкви к ограде был пристроен небольшой келейный корпус, в котором находились восемь келий. Его освятили 5 сентября 1887 г. На главном фасаде по Вознесенской улице нижний этаж корпуса являлся участком ограды, а верхний, равный ограде по высоте, представлял собой глухую ровную стену с маленькими арочными проемами и карнизом. Корпус соединялся с церковью двухъярусным узким переходом, закрытым снаружи глухой стеной. Строительство здания имело целью создать дополнительные кельи для монахинь при сложившейся тесноте помещений монастыря, оно также могло служить покоями настоятельницы, в случае ее выхода на покой. В этом корпусе останавливался архиепископ Ионафан во время обозрения угличских храмов и монастырей 11-16 сентября 1887 г. С этого времени корпус и церковь было решено именовать «Киновией Богоматери «Достойно есть». Такому определению способствовало изолированное положение здания на дальнем конце территории обители за монастырским садом, лицом на тихую Вознесенскую улицу, от которой они были отделены глухими стенами.

    В советское время восточная часть территории монастыря подвергласызначительным изменениям - кроме разрушения ограды и ворот были подвергнуты перестройке церковь иконы Божией Матери «Достойно есть» и западный келейный корпус. Первоначально, после закрытия монастыря, с храма сняли главу и частично переделали окна. В корпусе были также пробиты оконные проемы. В этом виде здания еще сохраняли большинство элементов первоначальной архитектуры, но в 1954 г. храм и келейный корпус были подвергнуты кардинальной перестройке, превратившей их в один жилой дом с коммунальными квартирами.

    При этом церковь лишилась прежней крыши, венчающих кокошников, щелевидные и арочные окна были заложены и заменены обычными прямоугольными, сбито большинство декоративных деталей, одна лопатка со стороны Первомайской улицы. Келейный корпус и переход были увеличены в высоту и подведены под одну крышу с бывшей церковью. На фасадах пробиты равномерные оконные проемы. С участка ограды, входившего в состав нижнего этажа, сбиты все архитектурные детали - в неизменном виде сохранился только цоколь, а нижний этаж образовавшегося дома соответствует по высоте ограде. Со двора на месте перехода была сооружена пристройка, соединившая два здания.

    В результате образовалось протяженное баракообразное здание непонятной архитектуры. На фасадах был выполнен скромный декор, имевший цель придать дому сколько-нибудь приличный вид. Так, нижний этаж был обработан рустом, на втором выполнены лопатки, повторявшие аналогичные детали церкви, вверху выложен ступенчатый карниз. У объема церкви были сохранены белокаменный цоколь и один из лепных поясков (ул. Первомайская, 15/5).

    В более позднее время в Богоявленском монастыре продолжалось крупное строительство. Так, в 1890-х гг. был возведен значительный по размерам келейный корпус около настоятельского дома и Богоявленского собора. Строительство здания было начато в 1893 г., а завершено, судя по дате на кованом навесе входа, в 1898 г. Здание хорошо сохранило внутренний и внешний облик, за исключением разборки правого крыльца. В настоящее время здание занято СОШ № 2 (Студенческий городок, 2).

    Примерно в это же время, на рубеже XIX-XX был построен новый двухэтажный корпус по южной стороне, примкнувший с восточной стороны к корпусу, выстроенному в 1868 г. Здание также хорошо сохранило изначальный облик, в настоящее время занято Художественной школой (Студенческий городок, 5).

    Два новых корпуса были выдержаны в распространенном в то время «кирпичном» стиле, содержали скромный декор. Точное назначение зданий неизвестно - в них могли находиться не только кельи, но и школа, монастырская гостиница. Эти два корпуса были построены незадолго до октябрьского переворота и поэтому завершили формирование архитектурного ансамбля Богоявленского монастыря на том этапе истории, оборвавшемся насильственным закрытием обители. Нельзя исключить, что монастырь, переживавший период расцвета, планировал строительство и других зданий, дальнейшее переустройство и расширение территории.

    В качестве итога можно охарактеризовать границы территории монастыря и особенности его архитектурного ансамбля.

    К началу XX века обитель занимала более двух третей 23 землемерного квартала, имела протяженность ограды 378 саженей (805 м). Территория монастыря полностью охватывала стороны квартала по Ростовской и Петровской улицам и половину квартала по Вознесенской улице. На данном участке значительная часть территории отошла под здание Пенсионного фонда и его участок с прилегающими постройками (ул. Первомайская, 19). Далее по линии Вознесенской улицы, до угла с Большой Богоявленской были четыре частных дома (ул. Первомайская, № 21, 23, 25, 27/16), два из них снесены в нач. 1990-х гг. и заменены современными домами - № 21 и 23). По Большой Богоявленской улице было также несколько частных домов. За ними следовал проезд к южным воротам монастыря. Затем на перекрестке с Ростовской улицей было еще одно частное имение, неправильных очертаний, выходившее на треугольную площадь и прилегавшее к южным корпусам монастыря (ул. Февральская, 4). Монастырь непосредственно не соприкасался с Большой Богоявленской (Февральской) улицей - лишь соединялся с ней проездом.

    Если внешние границы монастыря не вызывают вопросов и легко могут быть определены, то границы внутри квартала вызывают большие сложности. Они могут быть точно установлены только на основе планов и соотнесения с современными границами владений. Можно лишь отметить, что южная стена монастыря, шедшая от келейного корпуса (Студенческий городок, 6) и ворот, имела небольшую протяженность и позади монастырских деревянных домов наискосок шла в северно-западном направлении, затем примерно напротив настоятельского дома она соединялась под углом со стеной, шедшей под прямым углом от Вознесенской улицы. Такая сложная конфигурация территории монастыря была следствием поэтапного расширения с приобретением соседних участков. Дальняя западная часть монастырской территории, между деревянными домами и Киновией, почти не была застроена - там находились сад и парк с прудом.

    Ансамбль Богоявленского монастыря был в основном сформирован в XIX веке, большинство построек принадлежало этому периоду и было выполнено в классическом и эклектичном стилях.

    Поскольку монастырь находился в центре города на ровной местности, он не мог получить такой замечательный живописный облик, каковым обладали созданные немногим ранее тоже сравнительно поздние ансамбли Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, Мологского Афанасьевского монастыря и Югской Дорофеевой пустыни.

    Своими архитектурными особенностями он более близок Ярославскому Казанскому монастырю и Ростовскому Рождественскому монастырю, также создававшихся в условиях тесной городской застройки.

    От Спасо-Яковлевского монастыря и Югской Дорофеевой пустыни Богоявленский монастырь отличали отсутствие единства стиля и строгий, аскетичный облик, выражавшийся в скромном декоре и простоте оформления большинства зданий. Ансамбль монастыря не был плодом труда изощренного архитектора, стремившегося продумать и согласовать каждую часть, - он складывался поэтапно, во многом случайно, исходя из утилитарных требований. При этом заботы настоятельниц, талант приглашавшихся архитекторов и мастеров из народа позволили придать ансамблю монастыря живописный и динамичный облик, стать ведущей доминантой срединной части города. Внушительные Богоявленский и Федоровский храмы видны почти из всех мест города, а небольшая Смоленская церковь дополняет строгие новые храмы праздничным и живым звучанием XVII века. Она, словно жемчужина, в обрамлении массивных и скромных построек, своим обликом подчеркивает древнюю историю обители. Достойным завершением ансамбля служила величественная выдержанная в классическом стиле колокольня, связывавшая воедино все нити ансамбля и тоже видимая отовсюду. Протяженные келейные корпуса и стены ограды связывали монастырь с обычной «низовой» застройкой и служили внешними границами обители.

    Помимо основной территории Богоявленский монастырь имел немало недвижимости и земельных владений в других местах.

    Так, ему после введения монастырских штатов в 1764 г., лишившего монастыри земельных владений, императором Павлом I в 1797 г. были возвращены пустоши Селиванцево и Луговская при реке Волге в 5 верстах от города (находились за селом Золоторучьем) площадью 37 десятин 280 кв. сажен., а также мельница на реке Улейме около деревни Тчаново (мельница служила для помола крупы, была ликвидирована в кон. XIX в.). При ней была 1 десятина земли. Кроме того, монастырю была пожалована рыбная ловля на реке Воржехоти, но она в поздний период не приносила дохода.

    В 1867 г. монастырем была приобретена огородная земля в количестве 1 десятины 600 кв. сажен с каменным двухэтажным домом и деревянными службами в 58 квартале на Волжском берегу (вероятно, в действительности 55 квартал). В настоящее время № 6 по Красноармейскому бульвару. Входивший в состав имения дом конца XVIII века, являвшийся интересным памятником раннего провинциального классицизма, был расселен в начале 1990-х гг., долгое время находился в руинированном состоянии, снесен весной 2008 г.

    В 1871 г. в г. Рыбинске в 25 квартале приобретена земля в количестве 800 кв. сажен. На ней в 1871-1872 гг. были построены каменный двухэтажный дом и часовня во имя Богоявления Господня. Также там находился деревянный одноэтажный флигель, в котором жили сестры, служившие при часовне. Подворье не сохранилось до настоящего времени. Оно находилось на углу Нижне-Новой и Вокзальной улиц, где в советское время было построено здание Городского театра кукол. Автором проекта часовни и здания подворья был ярославский губернский архитектор Яровицкий (12). В своем облике она имела отдельные общие черты с построенной позднее Церковью иконы Божией Матери «Достойно есть».

    В 1877 г. в 24 квартале г. Углича на углу Ростовской и Крестовоздвиженской (Октябрьской) улиц, напротив Богоявленского собора, был приобретен каменный двухэтажный дом и при нем 228 кв. сажен усадебной земли (ул. Ростовская, 21/2). В 1878-1879 гг. здание было приспособлено для помещения монастырского причта - протоиерея, двух священников, диакона и псаломщика. При этом с задней стороны к дому была сделана пристройка для кухонь.

    Здание сохранилось до настоящего времени, но было значительно перестроено в советское время - надстроено третьим этажом, уничтожены все архитектурные детали. К сожалению, в нашем распоряжений нет фотографий, характеризующих его облик в первоначальном виде. Оно, несомненно, было одним из крупнейших и интереснейших купеческих особняков города, обработка фасадов включала рустовку нижнего этажа, профилированный карниз, обрамления окон, со стороны двора был дополнительный антресольный этаж. В 1880 г. монастырем приобретены пустоши: Петровская, Сергейцево, Высоково, Никитино и Спихино, заключающие в себе 287 десятин 549 кв. сажен. Вместе с Петровской пустошью было приобретено сельцо Петровское, состоявшее из деревянного дома с мезонином и разных надворных служебных построек, прежде являвшееся помещичьей усадьбой. Помимо имевшихся зданий, там в 1889 г. был построен деревянный одноэтажный дом.

    Пустошь Высоково находилась в 3 верстах от города, Спихино в 12 верстах около Дивной горы. Обе пустоши были покрыты лесом, составляли 123 десятины 1194 кв. сажен земли; Петровская и Сергейцево в 3 верстах около Ростовской дороги, предназначались для сенокоса - 134 десятины 2355 кв. сажен земли. Пустошь Никитино отстояла в 8 верстах и была покрыта мелким лесом. Она находилась около деревни Марьино и Дивной горы и составляла 28 десятин 1800 кв. сажен. Всей земли при монастыре было 330 десятин 1039 кв. сажен, что составляет примерно 360 гектар.

    Сельцо Петровское находилось в 3 верстах от города по Ростовской дороге около деревни Гвоздеве Там в настоящее время размещаются коллективные сады.

    На этих земельных угодьях для обеспечения монастыря были заведены хлебопашество, огородное хозяйство, скотоводство и пчеловодство. Там находилась ферма, где содержалось 120 коров.

    В 1896 г. в сельце Петровском была построена каменная церковь Святого Иннокентия Иркутского с колокольней. В 1898 г. при церкви построена часовня. Там же было заведено новое монастырское кладбище. Таким образом, монастырем было создано крупное подворье, обеспечивавшее и хозяйство, и потребности монашеской жизни.

    О храме Иннокентия Иркутского сохранилось очень мало сведений - в нашем распоряжении нет его описаний, фотографий, чертежей, поэтому неизвестен его облик. В документальном фонде музея находится только чертеж иконостаса для храма, выполненного в русско-византийском стиле. Облик иконостаса и особенности расположения позволяют предположить, что церковь отличалась крупными размерами. Весьма вероятно, что храм был построен на средства известного благотворителя И.М. Сибирякова, который, как известно, пожертвовал Богоявленскому монастырю 147 тысяч рублей.

    В 1930-х гг. бывшее монастырское хозяйство использовалось Волгостроем. В период Великой Отечественной войны на месте сельца Петровского был построен грунтовый аэродром, который использовался до начала 1990-х гг. для пассажирских рейсов и обслуживания колхозов. В 1990-х гг. аэродром был ликвидирован, и на его месте размещены коллективные сады. Кроме того, в сер. XX века в этих местах существовала подсобное хозяйство местной тюрьмы, которое явно занимало часть бывшего монастырского подворья. Храм Иннокентия Иркутского и другие постройки могли быть разрушены в 1930-1940-х гг. В наше время, из-за значительного изменения топографии местности при строительстве аэродрома, практически невозможно определись их местоположение и границы монастырских владений.

    Во второй половине XIX - начале XX веков Угличский Богоявленский монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее значительных монастырей Ярославской епархии. По степени обеспеченности и известности он стоял в одном ряду с ярославскими Толгским, Казанским, ростовскими Спасо-Яковлевским монастырем, Борисоглебским монастырем и Югской Дорофеевой пустынью.

    В нач. XX века монастырь имел капитал в процентных бумагах, составлявший 194,957 р., с которого получались средства на содержание сестер, храмов и причта. По своему положению Богоявленский монастырь являлся третьеклассным и потому получал небольшое содержание от государства в сумме 337 р. 43 к.

    В монастыре были приходская школа для девочек с классом рукоделия, школа грамоты, больница на десять кроватей и странно-приимная комната для приема приходящих богомольцев. Число насельниц монастыря составляло примерно 250 человек. Расцвет монастыря, прочное благосостояние и внушительный облик во многом являлись заслугой игумений Еликониды и Измарагды, положивших немало трудов на благо обители.

    На территории монастыря, очевидно, вскоре после перемещения из кремля в 1661 г. было устроено кладбище для насельниц, которое существовало около полутора веков. В 1770-1800-х гг. правительство во избежание развития эпидемий предприняло ряд мер по запрещению проводить захоронения в черте городов при приходских церквах и в монастырях. Все прежние кладбища. существовавшие на протяжении нескольких веков, были постепенно ликвидированы. В XIX веке на территории Богоявленского монастыря было запрещено производить захоронения.

    В 1883 г. игуменья Измарагда сделала 500-рублевый вклад на вечное время в Алексеевский монастырь за право пользования монастырским кладбищем для погребения тел умерших манатейных монахинь. Прочие сестры монастыря погребались на городском кладбище у церкви Царевича Димитрия «на поле» . Позднее, в конце XIX века, как упоминалось, для монастыря было устроено отдельное кладбище в сельце Петровском при церкви Иннокентия Иркутского.

    В 1930-х гг. кладбища в Алексеевском монастыре и сельце Петровском были уничтожены. На городском кладбище у Царевской церкви, вероятно, отсутствуют обозначенные могилы монахинь монастыря.

    На территории обители по особому разрешению хоронили только особенно заслуженных людей. Так, небольшой комплекс захоронений существовал около южной стены Богоявленского собора, вероятно, около алтарных апсид и ограды. Там была похоронена строительница собора игуменья Еликонида, скончавшаяся в 1865 г. Рядом была похоронена монахиня Еванфия, скончавшаяся в 1864 г. на 104 году от рождения. Над ними был установлен один памятник из черного гранита, увенчанный крестом. Вероятно, рядом находилась могила игумений Иннокентии (ум. в 1916 г.) с памятником из красного гранита.

    Эти могилы, по рассказам старожилов были разграблены в 1930-х гг., но памятники оставались на местах. Позднее там были построены сараи. Когда их снесли в 1980-х гг. памятники оказались в открытом виде. Из опасений за сохранность их сняли с мест и перенесли в подвал Богоявленского собора. В конце 1990-х гг. их перевезли на территорию кремля и поместили в парке. Туда перевезли и памятник купцам Хорхориным с Воскресенского кладбища, также уничтоженного в 1930-х гг. После открытия Федоровской и Смоленской церквей эти памятники были перевезены в монастырь и помещены около Федоровского храма. Около церкви был обнаружен опрокинутый и вросший в землю памятник купцу Перхуловскому (ум. в 1894 г.), который, вероятно, был похоронен в том месте. К Федоровской церкви также был перевезен из кремля небольшой фрагмент распиленного неизвестного памятника, долгое время лежавший под крыльцом церкви Царевича Димитрия «на крови». Памятники игуменьям Еликониде и Иннокентии, вероятно, могут быть установлены на свои места, так как в земле должны сохраняться их каменные основания.

    Другой комплекс захоронений существовал около паперти Богоявленского собора. Там с северной стороны были погребены петербургский потомственный почетный гражданин купец 1-й гильдии Василий Андреевич Пивоваров и его супруга Евдокия Васильевна (скончались в 1860 и в 1861 гг.). Над могилой Пивоваровых был установлен памятник из белого мрамора с пятью вызолоченными главками. В советское время он был уничтожен, а могилы вскрыты, но до сих пор сохраняются кирпичные стены и своды склепа, в котором могут находиться останки. Рядом с В.А. Пивоваровым были погребены его племянница Александра Ивановна Гласкова, являвшаяся попечительницей богадельни, и мать супруги Анастасия Ожегова.

    В советское время Богоявленский женский монастырь разделил судьбу большинства других обителей - он был закрыт примерно в 1930 г. Уничтожение монастыря составило сложную задачу для большевистской власти, поскольку он пользовался большой поддержкой и уважением жителей, наряду с Покровским монастырем был главным духовным центром Углича.

    Уже начиная с 1918 г. происходило постепенное отчуждение зданий. Келейные корпуса стали использоваться под квартиры, учебные заведения, детский дом. После окончательного закрытия монастыря началась активная перестройка зданий в соответствии с новыми нуждами. В храмах были уничтожены иконостасы и другое убранство. Основной этап разрушения связан с Волгостроем, начавшим свою деятельность в Угличе с конца 1935 г. Вероятно, при его участии в 1930-х гг. была разрушена колокольня Федоровской церкви, полностью снесена ограда с воротами.

    Но в целом Богоявленский монастырь, также как и Алексеевский, пострадал меньше, чем приходские церкви, половина которых была разрушена в 1930-х гг. В монастыре уцелели три основных храма и большинство келейных корпусов. Наиболее серьезно были повреждены юго-восточный, северный келейный корпуса и Киновия с церковью иконы Божией Матери «Достойно есть». Кроме искажения этих зданий, самыми значительными утратами являются колокольня и ограда. В ряде келейных корпусов были размещены общежития Педагогического училища, поэтому территория монастыря получила название - Студенческий городок, сохраняющееся до сих пор. Храмы использовались в качестве складов, при этом они не подверглись каким-либо искажениям. Только у Богоявленского собора было уничтожено крыльцо, а под левым окном западного фасада пробит люк (заложен в 2009 г.).

    В 1970-1975 гг. Смоленская церковь была отреставрирована по проекту архитектора СЕ. Новикова. При этом были восстановлены утраченные фигурные наличники окон и покрытие глав из поливной черепицы. Федоровская церковь реставрировалась в 1980-х гг. При этом вновь вызолочены главы, отремонтированы фасады и заменена кровля.

    Реставрация Богоявленского собора была начата на исходе 1980-х гг., но большей частью ограничилась постановкой лесов вокруг всего храма. В этот период был только выполнен серьезный ремонт глав. С конца 1990-х гг. на храме велись небольшие работы, заключавшиеся в постепенной замене кровли и установке нескольких крестов. Позднее, в 2005-2007 гг. была полностью покрыта крыша, покрашены главы и проведен полный ремонт фасадов.

    Склады из храмов были выведены в конце 1980-х гг. После этого они лишились присмотра, и началось активное разрушение росписей - в Федоровском и Богоявленском соборах в тот период они находились в значительно лучшем состоянии.

    В 2003 г. в Федоровской церкви стали вновь совершаться богослужения, вскоре началось восстановление Смоленской церкви. В этот период они стали приходскими храмами - в Федоровской церкви службы совершаются летом, а в Смоленской - зимой. Так началось восстановление Богоявленского монастыря, и возникла надежда на полное возрождение женской обители, которое начинается в наше время.


    Е.А. Лиуконен

    Далее: Очерк истории Богоявленского монастыря. Послесловие издателя
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос