Святая благоверная царица Тамара, дочь осетинской царевны Бурдухан

Дата публикации или обновления 28.08.2021
  • К оглавлению: Аланский Свято-Успенский мужской монастырь
  • .

    Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара. В конце XII — начале XIII веков в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии.

    С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.

    Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии.

    Созидая святые храмы, царица Тамара не жалела средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви Осетии церковной утварью и богослужебными книгами.

    Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, кроме Осетии, о ней знала вся Грузия.

    Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский и грузинский языки и все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

    Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

    Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли.

    Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

    Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами. Вот что пишет грузинский летописец, современник Тамары, об осетинах: «Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ.

    Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших».

    В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви.

    Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар наши предки пережили очень трудные в своей судьбе времена и были на грани полного уничтожения иноплеменниками. В отсутствии духовенства христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями.

    Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

    В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню — икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, и свет этот не переставал сиять всю ночь.

    Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но, несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

    Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий Токаов, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. Позже, в 1797 году, для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

    С тех давних пор ежегодно, с Пасхи до Успения Богородицы, совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области.

    Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов так писал своему брату Петру, занимавшему в то время пост ставропольского губернатора: «Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными.

    Многие магометане, пораженные чудесами, совершающимися при иконе, питают доверие и к христианству. Икона — апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями». Перед святыней коленопреклоненно молился последний Российский Император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он, возвращаясь с турецкой границы, посетил Владикавказ.

    Специально по этому случаю в Михаило-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память Императору была подарена копия иконы Богородицы. Царя очень тронул неподдельный патриотический прием осетин. В годы разгула воинствующего атеизма и богоборчества потери, понесенные Православной Церковью, были велики и трагичны. В 30-х годах XX века исчезла и Иверская-Моздокская икона Божией Матери.

    Мы — монахи святой Аланской обители — верим, что в свое время чудотворная икона — Апостол Кавказа, вернется в Куртатинское ущелье — удел Пресвятой Богородицы.

    Далее: Чем является по своему замыслу монашество

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос