История начала почитания святого Георгия

Дата публикации или обновления 28.08.2021
  • К оглавлению: Аланский Свято-Успенский мужской монастырь
  • .

    История же начала почитания святого Георгия восходит к началу IV века, когда на Кавказ по Божиему произволению для проповеди христианства среди алан (осетин), абхаз, Иверов и других народов прибыла святая равноапостольная Нина.

    Она из Каппадокии, была по отцу родственницей св. Георгия Победоносца. В своих проповедях среди алан и иверов рассказывала о жизни и мученичестве св. Георгия за Христа.

    Благодаря ей наши предки и стали почитать великомученика Георгия и его страдания как мужественного и отважного воина Христова. И особенно чтят осетины день его колесования — Джеоргуыба (10 ноября — по старому, 23 ноября — по новому стилю) — как Торжество Православной веры, победы христианства над язычеством. В 303 г. по Р.Х. по приказу императора Диоклетиана великомученика Георгия за отказ поклониться языческим идолам и отречься от Христа привязали к колесу, под которым были положены доски с железными острыми прутьями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого.

    Во время колесования вокруг все потемнело, грянул гром, и святому мученику явился Бог и сказал: «Не бойся, Георгий, Я с тобой», и воссиял дивный свет, и Георгий в тот момент исцелился от ран Божией благодатью.

    Именно святому Георгию соответствует нартский небожитель Уастырджи. Имена и некоторых осетинских христианских личностей также можно встретить в нартском эпосе. Приведем выдержки из научных трудов великого ученого, сына осетинского народа В.И. Абаева, основанных на глубоком анализе трудов таких ученых, как Ж. Дюмезиль, Д. Лаврова, древнеармянского историка Моисея Хоренского и других.

    Имя Шатана отождествляется с именем аланской принцессы Сатеник, которая, согласно армянским историческим источникам, записанным Моисеем Хоренским, стала женой армянского царя Арташеса (II век н.э.). Эта идентификация безоговорочно принята Ж. Дюмезилем и В.И. Абаевым. В историческом плане вспомним, что и другие центральные герои нартского эпоса — Сослан и Батраз — носят имена реальных христианских персоналий осетинской истории Давида-Сослана и Ос-Багатара. «Считать такие совпадения случайными — значит возлагать на случай совершенно непосильное бремя».

    «Нужно быть во власти какой-то навязчивой тенденции, чтобы оспаривать сближение: «Шатана — Сатеник, Сослан-Давид — Сослан, Батраз — Ос-Багатар, Уастырджи — Св. Георгий», — считает В.И. Абаев. Далее он пишет: «Каким же образом реальные исторические личности не очень древних эпох стали героями этих, поражающих своей древностью мифов, сюжетов и мотивов? Что тут произошло?»

    Как считает В.И. Абаев, «произошло то, что постоянно наблюдается в истории эпоса. Реальные исторические личности, если они произвели сильное впечатление на историческую судьбу и воображение народа и оставили яркий след в его памяти, становятся центрами притяжения древних эпических циклов.

    Им приписываются чудесное рождение, чудесные подвиги, чудесная смерть. Александр Македонский, персидский царь Кир, гуннский царь Аттила — вот некоторые примеры. Аланская принцесса Сатеник, Давид-Сослан, Ос-Багатар, св. Георгий были теми личностями осетинской истории, в которых народная память нашла особенно благодатный материал для эпической героизации. К ним народ привязал и вокруг них циклизовал мифы и легенды, которые намного древнее любого из этих персонажей».

    Св. Георгий становится наиболее почитаемым у алан христианским святым, в силу своей веры в Бога и мученичества за Него, являясь примером доблестного воина. Как пишет В.И. Абаев, «древнейшая форма Wastyrgi (иронский) состоит из: Was — святой, Sryr — великий и Gergi — Георгий; Wasgergi (дигорский) — из: Was — святой, Georgi — Георгий». У осетин, как и у русских и грузин, св. Георгий стал наиболее почитаемым христианским святым. А его образ всадника на коне, поражающего копьем змия, означает победу христианства над язычеством; победа христианина над драконом греха и страстей в человеческом сердце.

    Как начинался «золотой век» Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ Тимура и Чингинсхана, истреблявших наших предков, рушивших храмы и монастыри, безжалостно убивавших аланское духовенство, огнем и мечом насаждавших в христианской Алании чуждую ей религию. Почти пятивековое существование великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих христианских святынь, потомки алан — осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления (население Алании сократилось с нескольких миллионов до нескольких тысяч), перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские святыни.

    Нашествие полчищ хромого Тимура опустошило Осетию. После этого несчастья она еще раз на какое-то время получает самостоятельность и обретает цветущий вид. В конце XII века в Алагирском ущелье родился Ос-Багатар в древнем аланском роде.

    Как сам Ос-Багатар, так и его братья получили воспитание в христианском духе. Видя своих соотечественников в сильном угнетении от Тимура, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и соединить осетин в одно государство. Чтобы успеть в этом, он расположил своих братьев Исаака, Романа и Василия принять монашество и посвятить себя миссионерскому делу, зная, что только христианская идея свяжет осетин братской любовью, внесет в жизнь благоустройство, порядок и патриотизм, вдохновит всю нацию встать под знаменем свободы, поднятым Ос-Багатаром для освобождения Отечества от врагов.

    Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар, Исаак, Роман и Василий действительно скоро успели соединить осетин в одно государство, ослабленное давлением Орды Тимура и соседей. В записи Ос-Багатара, сделанной в Нузальской часовне в 1320 году, сказано так:

    «Нас было десять братьев Царазонта — Цахилта: Ос-Багатар, Давид-Сослан, боровшиеся с четырьмя царствами; Феодорос, Джадарос, Сокур и Георгий, грозно нападавшие на врагов; Трое наших братьев — Исаак, Роман и Василий были преданными рабами Христа. Мы занимаем узкие дороги, идущие в четыре стороны... Имея крепость в Касара и заставу в Нузале... Веруя в загробную жизнь, хорошо устроился в этом мире... Золотоносного и серебряного песку подобно воде, много имею. Покорил я Кавказ, воевал с четырьмя царствами...»

    Первым делом они воздвигли в Цейском ущелье монастырь во имя Пресвятой Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен во имя архангела Михаила и архангела Гавриила в Касарском ущелье. По всей Осетии были восстановлены разрушенные полчищами монголо-татар церкви и построены новые, и осетинское духовенство силою Слова Божиего залечивало нравственные раны Осетии.

    Таким образом, Осетия вновь сделалась на некоторый период единой и счастливой. В ней предания о тех славных временах родной истории сохранились не только в народных песнях и сказаниях, но и исторической надписью на стене Нузальского храма с изображением осетинских царей.

    Далее: Песнь об Алгузе

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос