Христианство в Алании

Дата публикации или обновления 28.08.2021
  • К оглавлению: Аланский Свято-Успенский мужской монастырь
  • .

    Алания-Осетия — одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин — скифы, сарматы, аланы — были одними из первых, услышавшими благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол — Матфий, проповедовавший в Персии и Мидии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен в ее пределах.

    Судя по накопленным наукой данным, с появлением скифов в степях Северного Причерноморья и Кавказа в VII в. до н.э. началось длительное господство племен североиранского этноязыкового круга. В руки скифов перешел так называемый великий пояс степей, протянувшийся от Алтая до Дуная. Уцелевшие после бурных потрясений эпохи «великого переселения народов» остатки скифов и сарматов в письменных источниках раннего средневековья получили название аланы.

    Ареал их расселения в IV-VII веках в целом соответствует «великому поясу степей». Присутствие алан зафиксировано в Средней Азии, Северном Прикаспии, на Северном Кавказе от Тамани до Дербента, в Северном Причерноморье, Крыму, на Дунае, в Европе и Северной Африке. Однако главный регион обитания алан с первых веков нашей эры — равнины и предгорья Северного Кавказа, преимущественно в его центральной части, между верховьями Кубани и Терека. Эта территория в греко-византийских и иньк источниках получила название Алания, здесь формировался современный осетинский народ.

    Древняя Скифия состояла из двух частей — Малой Скифии и Тавроскифии. Первые семена христианства были занесены туда еще в I веке, уже в 40-ом году апостол Андрей проповедовал христианское вероучение среди предков осетин.

    В Малой Скифии была только одна епархия — Скифская, или Томитанская, а в Тавроскифии известно до пяти епархий, которые от запада к востоку по Черному морю располагались в следующем порядке:

    1) Херсонская,

    2) Готская,

    3) Сурожская,

    4) Фульская

    5) Боспорская.

    Резиденцией Скифской епархии был знаменитый торговый город Томь.

    Современник святого Иоанн Златоуста скифский епископ Феотим по своим архипастырским обязанностям, не страшась набегов гуннов, смело проповедовал среди своего народа христианство. Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, — узнавший от епископа Феотима, что скифы жаждут спасения души, но не имеют достаточно священников, послал к ним пастырей и учителей.

    По свидетельству Константина Багрянородного (византийского императора X века, при котором было Великое Крещение Алании в 916 году), в этих скифских землях Северного Причерноморья, занятых в X веке печенегами, посреди развалин городов еще находили останки скифских христианских храмов, кресты и другую церковную утварь.

    Еще Тертуллиан свидетельствовал о гонениях на христиан Скифии не только в третьем, но и во втором и даже первом столетиях. При императоре Диоклетиане (284-305), в дни его гонений на Христову Церковь, управлял и защищал Православие в Скифии епископ скифский Евангелик. С этого времени известны двенадцать скифских епископов. Не можем оставить без внимания некоторые свидетельства, которые определяют состояние благочестия в Скифской епархии.

    В первые века христианства, в дни гонений на Церковь Христову, скифские христиане не страшились вкушать смерть за Святую веру во Христа Иисуса. Скифы вместе с духовными пастырями всегда оставались твердыми в Православной вере, несмотря на все покушения различных ересей. На Церковь Скифскую указывали как на одну из образцовых по чистоте веры и внутреннему благоустройству.

    В VI веке (505) жители Скифии стеклись под знамена видного военачальника Виталиана, чтобы защитить Святую веру от злочестивого императора Анастасия, который, приняв евтихианскую ересь, искажал догматы Православия и преследовал истинных чад Церкви. В то же время упоминается и о благочестивом обычае скифов носить с собой во время войны походные церкви, где священники служили молебны до и после боя; крестили, исповедовали, причащали и отпевали скифских воинов.

    До 451 года, т.е. до Халкидонского Собора, скифские епископы были независимыми в управлении своей епархии. Этот Собор 28-м правилом подчинил Константинопольскому патриарху и скифскую кафедру, хотя скифские иерархи, подобно многим другим епископам восточных провинций, добровольно признавали над собой власть Константинопольского Патриарха из одного уважения к Константинополю.

    Отсюда и объясняется, почему Иоанн Златоуст мог принимать живое участие в просвещении верою скифов.

    Далее: Великое Крещение Алании

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос