Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа

Дата публикации или обновления 28.08.2021
  • К оглавлению: Аланский Свято-Успенский мужской монастырь
  • .

    Монашество есть преодоление земного притяжения.

    «Свет для монахов - ангелы, а свет для всех людей - монашеская жизнь, поэтому да стараются иноки быть добрым премером во всем»

    Иоанн Лествичник

    Истинный монах - это произведение святого духа

    Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха.

    Монашество становится для человека источником раскрытия его внутреннего потенциала. У монаха есть возможность сосредоточиться на самом главном и если он ориентирует свою жизнь на это главное — на то, что является «единым на потребу», то есть на Самого Бога, его приобретения могут быть очень велики. Он может познать Бога или, как говорил старец Софроний Сахаров, цитируя слова апостола Иоанна Богослова, «увидеть Бога, как Он есть», и достичь святости. Конечно, путь к святости открыт для каждого человека вне зависимости от того, монах он или мирянин.

    Но монашество создает для спасения особые условия. На пути монахов лежат другие препятствия — те искушения, которые не знакомы людям, живущим в миру. Это особая борьба, особый подвиг.

    Монашество есть жизнь внутренняя и сокровенная. Монах уходит не от мира как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках. Уходит не из ненависти к миру, не из гнушения миром, но из любви, потому что вне мира может накопить в себе тот духовный потенциал, который потом реализует в служении людям.

    Молитва, которую монахи возносят за людей, ценнее многого из того, что люди совершают в миру для пользы ближних. «Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели народный хлеб даром, но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру, — пишет преподобный Силуан Афонский. — Монах — молитвенник за весь мир, и в этом его главное дело... Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва, и в этом — польза для всего мира. И что может сделать монах руками? Заработает он за день какой-нибудь рубль; что это для Бога? В то же время одна мысль, угодная Богу, творит чудеса.

    Сергий Радонежский постом и молитвою помог русскому народу освободиться от татарского ига. Серафим Саровский мысленно помолился, и Дух Святой сошел на Мотовилова. И это есть дело монахов... Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир; а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится. Мир стоит молитвами святых».

    Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Уходя в пустыню на пять, десять, двадцать тридцать лет, отшельники приобретали «дух мирен», тот внутренний мир, которого так не хватает живущим в миру. Но потом они возвращались к людям, чтобы поделиться этим миром с ними.

    И действительно, тысячи людей спасались вокруг таких подвижников. Конечно, было множество подвижников, которые ушли из мира и не вернулись, умерли в неизвестности; но это не значит, что их подвиг был тщетным, потому что молитвы, которые они возносили за ближних, многим помогли.

    Достигнув святости, они стали ходатаями и заступниками тысяч людей, которые были спасены их молитвами.

    Принимая постриг, монах дает три основных обета: нестяжания, целомудрия и послушания. В подвиге нестяжания он добровольно отказывается от всех земных благ, от всякой собственности. Обладая теми или иными материальными благами, относится ко всему, что имеет, так, будто это взято взаймы. Монах и к жизни должен относиться так, будто она дана ему взаймы.

    В «Лествице» и других памятниках аскетической литературы говорится о добродетели странничества, когда человек понимает, что не имеет здесь, на земле, «пребывающего града, но грядущего взыскует», потому что духовная родина — Небесный Иерусалим. И именно к нему устремлен духовный взор монаха. Обет целомудрия не сводится только к безбрачию. «Целомудрие» — славянское слово, которое несет в себе очень глубокий смысл. Оно говорит о том, что человек должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше», которая есть Сам Христос.

    И, наконец, послушание. Монах всегда должен помнить, что его жизнь уже не принадлежит ему, она отдана Богу, Церкви и людям. Послушание — это вслушивание в Волю Божию. И монах — это тот, кто добровольно отрекается от своей воли, передавая всю свою жизнь в Руки Божий. Монах должен стремиться достичь столь полного слияния своей воли с Волей Божией, чтобы уподобиться Иисусу Христу, Который в Гефсимании взывал к Своему Отцу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). В этих словах проявились, с одной стороны,

    Его человеческая воля и естественный для всякого человека страх перед страданиями, а с другой — полная преданность Воле Божией и всецелая готовность вверить Свою жизнь Богу.

    Далее: «Философия» монашества

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос