Стенопись церкви Иоанна

Богослова в Ростове

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом
  • Стенопись церкви Иоанна Богослова в Ростове

    Сразу после постройки церковь Иоанна Богослова была украшена стенной росписью. История этой церкви сложилась так, что стенопись просуществовала без поновлений до 1860-х годов. В ходе ремонта церкви, организованного И.И. Храниловым, была прописана живопись нижних ярусов стен четверика (к счастью, это коснулось главным образом фонов) и забелена роспись паперти.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    В период реставрации Кремля в 80-е годы XIX века стенные росписи, украшавшие церкви, воспринимались лишь как памятники церковной старины. Их стремились прежде всего очистить от поздних записей. В первую очередь это касается росписи паперти церкви Иоанна Богослова, забеленной при возобновлении в 1860-х годах. О раскрытии росписи паперти упоминается в отчете Кремлевской Комиссии 1885 г., затем И.А. Шляков опять упоминает о раскрытии, произведенном Н.М. Сафоновым в 1887 г. Наконец, в 1900 г. вновь отмечено «совершенное разрушение» росписи паперти, и на этот раз восстанавливать ее берется М.И. Дикарев.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    При реставрации церкви в 1889-1890 годах в планы Комиссии входила расчистка от записей фресок четверика, однако, эти планы так и не были осуществлены. После разрушительного смерча 1953 г. стенопись церкви Иоанна Богослова обследовалась реставраторами, однако, и тогда реставрация проведена не была. Только в 1980-е годы развернулись реставрационные работы в галереях церкви Иоанна Богослова.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Одним из главных видов разрушения ростовских фресок является выпадение штукатурки над шляпками левкасных гвоздей. Создателями росписи была выбрана технология, при которой для лучшего крепления на стене фресковой штукатурки — левкаса — использовались забиваемые в стену металлические гвозди с широкими шляпками. Таких гвоздей в стенах ростовских церквей необыкновенно много. При перепадах температуры воздуха, особенно частых осенью и весной, металлические гвозди расширяются или сжимаются значительно быстрее, чем кирпичная кладка и фресковый грунт.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Эта неравномерность вызывает появление трещин левкаса вокруг шляпки гвоздя. К тому же над шляпками гвоздей конденсируется влага, которая, замерзая, увеличивает трещины. Постепенно участок штукатурки над шляпкой гвоздя вспучивается, отделяется от стены и выпадает. Этот процесс идет особенно быстро, если кладка и левкас увлажнены. Поэтому утрат такого рода очень много в тех местах, где протекает кровля. В галерее церкви Иоанна Богослова, долгие годы простоявшей без крыши, с разрушенными сводами, все стены были испещрены такими утратами.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Перед реставраторами стояла задача не просто устранить уже имеющиеся повреждения, а найти способ предотвратить появление подобных повреждений в будущем. Для этого нужно было обнаружить те места, где под штукатуркой находились металлические гвозди, и извлечь их из стены. Был сконструирован специальный инструмент, при помощи которого над шляпкой гвоздя выпиливали круглый участок левкаса, который после удаления гвоздя укреплялся на прежнее место. После этого на стене оставался тонкий кольцеобразный след от пропила.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Реставрационные работы 1980-х годов ограничились лишь галереями храма, и в настоящее время церковь Иоанна Богослова — единственная в ансамбле Ростовского Кремля, где не проведена реставрация стенописи четверика.

    Первый исследователь стенописи церкви Иоанна Богослова Н.В. Покровский обратил внимание, прежде всего, на ее содержание, иконографию и особенности системы росписи. В 1900 году В.В. Суслов опубликовал текст настенной летописи церкви Иоанна Богослова, обнаруженный за иконой Спасителя в 1891 г. при установке новых местных икон. Таким образом, стала известной точная дата создания стенописи.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Художественные качества росписи были оценены позднее, с началом эпохи открытия древнерусской живописи. Уже после реставрации Ростовского Кремля была написана книга Б.Н. фон Эдинга, в которой впервые были отмечены особенности стиля фресок церкви Иоанна Богослова — живописность, мягкость, обилие криволинейных очертаний и сложных поворотов фигур. Б.Н. Эдинг также впервые сформулировал основную идею росписи как идею торжества христианства над язычеством, отождествляемым с демоническим миром.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Отдельные сюжеты и мотивы Иоанно-Богословской стенописи упоминаются в работе Б.И. Пуришева и Б.В. Михайловского , посвященной истории древнерусской монументальной живописи — они включены авторами в широкий контекст монументального искусства XVII века.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    В 1950-е годы, после смерча, все ростовские стенописи были вновь обследованы специалистами и получили научные характеристики, соответствующие уровню развития искусствознания того времени. В эти годы впервые было высказано предположение об авторах росписи церкви Иоанна Богослова. В.Г. Брюсова и С.С. Чураков считали, что она была исполнена теми же мастерами, что работали в церкви Воскресения, при этом одним из руководителей коллектива мастеров был назван ярославский иконописец Дмитрий Григорьев. Стенописный ансамбль церкви Иоанна Богослова состоит из трех крупных комплексов, соответствующих основным частям храма — росписи алтаря, церкви и галереи.

    Далее: Роспись алтаря церкви Иоанна Богослова в Ростове
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос