Роспись центральной части

церкви Иоанна Богослова

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом
  • Роспись центральной части церкви Иоанна Богослова в Ростове

    В куполе церкви помещается поясное изображение «Отечества», а на стенах барабана — херувимы, фигуры праотцев и полуфигуры пророков в кругах. В основании барабана в парусах написаны фигуры евангелистов в портиках, в сопровождении обычных символов. Символические фигуры укрупнены по сравнению с фигурами евангелистов и обрамлены облачными полосами. Между евангелистами в замковых частях щек подпружных арок изображены Нерукотворный Образ, Богоматерь Знамение и ангелы.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Композиции на склонах крещатого свода иллюстрируют Символ веры — важнейшей христианской молитвы, в которой в сжатом виде изложены все основные истины и догматы, принятые православной Церковью. Первая часть его надписана у изображения Троицы, а расположение остальных композиций, в основном, соответствует порядку текста. Состав цикла иконографически сокращенный — изображение Троицы соответствует сразу нескольким членам Символа.

    Кроме того, в нем нет изображения Страшного Суда, иллюстрирующего в составе подобных циклов сразу три исповедуемых догмата — о втором пришествии, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, центральное место в программе цикла занимают изображения Страстей Христовых, соответствующие истории земного служения Христа, подробно изложенной в тексте Символа веры.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Необычным образом проиллюстрирован девятый член Символа («Во едину святую, соборную и апостольскую церковь») — в западных лотках свода представлена разделенная на две части композиция «Учение трех святителей». Десятому члену (о крещении) соответствует также необычное в данном контексте изображение «Крещения Господне».

    Традиционная иконография композиций росписи свода часто дополняется необычными деталями, обогащающими повествование или вносящими трепетную эмоциональную ноту в восприятие изображения. Так, в «Распятии» изображена панорама города с высокими ярусными башнями, но без городской стены, в одной из башен видны ворота с решеткой. В «Крещении» на заднем плане показан молящийся Иоанн Креститель в лесистой пустыне, а на противоположном берегу, в портике, - молящийся святитель. На берегах Иордана растут цветы, склоняющие к воде с двух сторон крупные белые головки.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    В «Преображении» крупные фигуры Моисея и Илии так близко придвинуты ко Христу, что перекрывают сияние славы, а упавшие в изумлении апостолы почти незаметны среди горок. На заднем плане показано, как ангелы на облаках несут Илию и Моисея к месту Преображения. За фигурой Илии, который был взят на небо живым, виднеется в облаках уголок райского сада, а позади Моисея, который приносится из царства мертвых — пропасть и открытый гроб.

    В участках стен под распалубками крещатого свода расположены: «Распятие» — на восточной стене, «Воскресение» — на северной, «Вознесение» — на южной и «Сошествие Святого Духа» — на западной. По своему расположению эти композиции выделяются в цикле иллюстраций Символа веры. Они отмечают в интерьере конечные точки крестообразно пересекающихся пространственных осей. Этим подчеркивается особое значение изображенных сюжетов.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Сходные по составу и местоположению группы композиций имеются во всех храмах Ростовского Кремля. В росписи церкви Иоанна Богослова такая группа включает все великие праздники пасхального цикла, чем приобретает более общий по сравнению с другими кремлевскими росписями характер.

    Именно в таком составе этот блок сюжетов воспроизводится позднее в ряде ростовских стенописей.

    Далее: Иконостас и сень церкви Иоанна Богослова в Ростове
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос