Житие Иоанна Богослова.

Церковь Иоанна Богослова

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом
  • Житие Иоанна Богослова.
    Церковь Иоанна Богослова в Ростове

    Наиболее обширным циклом росписи четверика является храмовый цикл жития Иоанна Богослова. Он насчитывает 36 композиций и занимает три яруса, верхний из которых размещается в простенках окон. Распределение сцен по ярусам отражает трехчастное деление цикла, которое, вероятно, соответствовало подобному же делению житийного текста, лежавшего в основе изобразительного повествования. Литературный источник житийного цикла — «Житие и хождение апостола Иоанна Богослова», составленное, по преданию, его учеником Прохором.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    В первом ярусе цикла представлены предыстория и завязка действия: после того, как Иоанну выпадает жребий проповедовать учение Христа в Азии, апостол приплывает на корабле в знаменитый город Эфес, нанимается работником в баню (разумеется, житийная «баня» — это античные термы) и совершает первое чудо, воскрешая отрока, погубленного бесом в этой бане. Этот ярус завершает композиция, иллюстрирующая момент, когда хозяйка бани Романа приводит Иоанна к телу мертвого юноши.

    Чудо воскрешения отрока, потрясшее жителей Эфеса, стало началом апостольской проповеди Иоанна. Сцена воскрешения открывает уже второй ярус житийного цикла, отведенный рассказу об апостольских трудах Иоанна Богослова — он проповедует, крестит, разрушает идолов, исцеляет больных и изгоняет бесов, терпит побои и гонения. Апостолу везде сопутствует его ученик Прохор — автор жития своего учителя, всюду изображаемый с книгой. Этот ярус завершается изображением изгнания апостола на остров Патмос. Наконец, третий ярус цикла отведен иллюстрации одного из важных чудес жития — истории «прения» Иоанна Богослова с языческим волхвом Кинопсом. Многие годы Кинопс жил отшельником, и жители Патмоса почитали его как бога, называя хранителем и покровителем острова.

    К нему приходили за советами и прорицаниями, и он имел власть повелевать бесами. Видя успех проповеди Иоанна, жрецы Аполлона обратились к Кинопсу. Тот вначале посылал подвластных ему бесов погубить Иоанна, однако все эти бесы были изгнаны апостолом с острова. Тогда Кинопс, впервые оставив пустыню, сам явился в город. Его появление потрясло жителей, и они во множестве собрались послушать его поучения. По обычаю античности, любой спор мог быть разрешен в соревновании, поединке или диспуте, и поэтому Кинопс вызвал Иоанна на состязание в чудотворении. Иоанн вызова не принял, следуя примеру Христа, который отказывался творить чудеса напоказ для искушавших его фарисеев. Тогда апостола схватили, а Кинопс стал показывать необычайные чудеса с воскрешением давно умерших людей, возвращением пропавших без вести или утонувших в море.

    Однако, как тут же поясняет житие, чудеса эти были ложными. По заклинаниям Кинопса являлись не сами умершие люди, а принявшие их облик бесы. В конце концов, Кинопс желая потрясти всех невиданным чудом и окончательно посрамить Иоанна, погрузился в пучину моря. И тогда апостол изгнал с острова всех бесов. Тут же исчезли все мнимо воскрешенные. Исчезли, покинув Кинопса, и те бесы, с помощью которых он погружался на морское дно. Разумеется, Кинопс утонул. Не желая поверить в гибель Кинопса, народ долго ждал его на берегу моря, и люди начали умирать от зноя и голода. Тогда апостол вновь проповедовал им Христа и воскресил всех умерших. На этот раз проповедь была принята и люди уверовали. Завершает ярус и весь житийный цикл сцена преставления апостола.

    Примечательно, что в цикле жития Иоанна Богослова получает особое значение тема неприятия проповеди, столкновение истиного и ложного учения. При этом создатель цикла видит причину враждебности людей в действии злых сил, и настоящими противниками апостола в конечном счете становятся бесы, направляющие действия гонителей.

    Обилие изображений бесов в основном помещении церкви является уникальной особенностью стенописи церкви Иоанна Богослова. Бесы становятся персонажами каждой композиции в последней части цикла жития Иоанна Богослова и ряда композиций в цикле жития Авраамия Ростовского. Уникальна и иконография, в которой изображаются бесы. Фигуры и одежды их вполне человеческие, а ростом и силой они даже превосходят людей. Смешиваясь с толпой, бесы почти неразличимы в ней. Бесовскую сущность выдает только неестественный — белый, багровый или серо-зеленый — цвет лица, искаженного злобной гримасой, и короткие крылья. В изображении бесов нет и оттенка юмора. Это страшные и сильные враги, которых, однако, смиряет и побеждает благодатная сила Бога.

    Далее: Житие Авраамия Ростовского. Церковь Иоанна Богослова в Ростове
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос