Евангельский цикл.

Церковь Иоанна Богослова

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом
  • Евангельский цикл.
    Церковь Иоанна Богослова в Ростове

    Южная, западная и северная стены четверика разделены на шесть ярусов, не считая полотенец и орнаментальной полосы над ними. Два верхних яруса занимает евангельский цикл из девятнадцати сюжетов. Верхний ряд цикла непрерывный, а нижний состоит из сцен, расположенных в простенках окон. Своеобразен порядок прочтения евангельского цикла: составляющие его два яруса читаются как одна строка — при этом композиции в простенках окон как бы выносятся из верхнего ряда.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Цикл открывает «Проповедь Иоанна Предтечи о Христе», иллюстрирующая начальный сюжет Евангелия от Иоанна. Эта сцена не только представляет собой «предисловие» к рассказу о деяниях Христа, но и обозначает их связь с ветхозаветной эпохой Священной истории, и даже более того — с началом бытия мира. Кроме того, в первой же сцене цикла обозначается тема проповеди и крещения, которая получит дальнейшее развитие в нижних регистрах росписей четверика.

    На южной стене в двух ярусах цикла представлены ранние чудеса Христа — «Брак в Кане», во время которого Христос претворяет воду в вино, знаменуя явление нового и совершеннейшего учения, «Беседа с самарянкой», в которой Христос впервые прямо называет себя Мессией, «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление расслабленного в Капернауме», показавшее, что Христос имеет власть прощать грехи. Эту тему продолжает ряд исцелений от телесных и духовных недугов, представленных на западной стене — исцеления расслабленного у Овчей купели, отрока сотника, дочери хананеянки, а также «Прощение грешницы» и «Обращение Закхея».

    Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом.

    Кроме того, в эту часть цикла включается изображение Христа среди апостолов — когда Христос впервые посылает учеников на проповедь и дает им дар исцелять и изгонять бесов (Лк. 9, 1 -2).

    Сюжеты росписи северной стены напоминают о последних днях земной жизни Христа и Его Воскресении. Открывает эту часть цикла «Вечеря в доме Симона», на которой Мария из Вифании помазала миром ноги Христа. «Беседа Христа с фарисеями» и «Притча о неимущем одеяния брачна» иллюстрируют последние поучения Христа.

    «Воскрешение сына вдовы Наинской», на первый взгляд, нарушающее порядок повествования, в действительности обозначает тему Воскресения Христова. Такую интерпретацию подтверждает и завершающая цикл «Трапеза в Еммаусе», на которой Христос уже после Воскресения был узнан учениками.

    Евангельский цикл церкви Иоанна Богослова, несмотря на свою краткость, достаточно полно охватывает период общественного служения Христа. Из Его чудес показаны, главным образом, сцены исцелений, прощений и воскрешений, знаменующие обновление человека и приобщение его к спасительной благодати Сына Божия. Эти сцены составляют более половины всех композиций цикла.

    Почти нет в цикле сцен проповедей самого Христа. Вместе с тем, сквозной темой цикла оказывается тема проповеди о Христе, начатая в изображении Иоанна Крестителя и развитая в «Отослании апостолов на проповедь» и «Трапезе в Еммаусе». При этом последняя сцена, завершая евангельский цикл, намечает переход к следующей части росписи.

    Далее: Житие Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова в Ростове
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос