Эмоциональный стресс

Дата публикации или обновления 17.03.2021

Эмоциональный стресс - когда отрицательные эмоции непрерывны, их воздействия начинают суммироваться

Когда же отрицательные эмоции непрерывны, тогда их воздействия начинают суммироваться. Специальные химические механизмы переводят их в разряд устойчивых возбуждений мозга, и влияние их на различные функциональные системы становится постоянным. Деятельность этих систем становится более напряженной, что может привести к нарушениям в работе отдельных составляющих их органов. Сначала эти нарушения легко компенсируются. Но затем механизмы компенсации могут сдать, особенно если отрицательные эмоции накапливаются в условиях длительных конфликтных ситуаций. Конфликт может привести к тем же результатам и остро, то есть человек может «внезапно» тяжело заболеть и даже умереть.

Особенности воздействия конфликтных ситуаций тоже изучались на животных.

Так, в экспериментах советского исследователя Д. И. Миминошвили с сотрудниками конфликтную ситуацию у обезьян моделировали путем нарушения стадной иерархии и изоляции животных в клетке.

От вожака стаи гамадрилов отняли его любимую самку и поместили в клетку, расположенную напротив, к рядовому самцу. В результате у вожака развился эмоциональный стресс, который сопровождался относительно быстрым формированием устойчивой артериальной гипертенэии и резко выраженными изменениями в деятельности сердца. Это, по существу, был первый эксперимент, показавший возможность формирования устойчивой артериальной гипертензии у животных.

Американский исследователь Дж. Генри помещал в специальный лабиринт экспериментальных мышей, причем каждое животное имело персональную камеру, которая сообщалась с общим местом кормления. И в камере и в зоне кормления одновременно могло находиться только одно животное. Затем в лабиринт помещали дополнительно одного-двух животных, которые немедленно занимали или камеры, как только та или иная мышь отправлялась на кормежку, или место кормления, когда оно освобождалось. Лабиринт создавал, таким образом, постоянную конфликтную ситуацию в среде экспериментальных животных, то есть постоянный психоэмоциональный стресс. В результате уже через месяц у большинства подопытных животных формировалась устойчивая артериальная гипертензия, хронические нефриты, атеросклеротические изменения в аорте и коронарных сосудах.

Нетрудно заметить, что экспериментальная модель Дж. Генри во многом имитирует социальные конфликты, встречающиеся и у человека.

Однако интереснее другое. Эксперименты выявили чрезвычайно важную закономерность: были обнаружены особи, устойчивые к нарушениям физиологических функций в условиях эмоционального стресса и предрасположенные к ним. А это сразу же выдвинуло на первый план задачу направленного повышения устойчивости к эмоциональным стрессам. Конечно, надо стараться не доводить дело до конфликтных ситуаций в быту, семье, между отдельными членами производственных коллективов. Это должно стать заботой не только медиков, но и администраторов, общественных организаций и вообще каждого человека. Но совсем исключить конфликты из жизни невозможно. И тогда подавить неприятные эмоции помогут следующие несложные способы.

Так, очень важно переключение взволнованного человека на другой вид деятельности, в частности на интенсивную мышечную работу. Отрицательная эмоция может быть значительно ослаблена ездой на велосипеде, бегом, даже просто несколькими энергично проделанными физическими упражнениями. Важным путем повышения устойчивости к эмоциональным стрессам могут служить температурные закаливания. Великолепна в этом плане, например, баня с хорошей парилкой и прохладным бассейном: многократное чередование высокой температуры с холодными купаниями в бассейне — отлично укрепляет организм и тренирует нервную систему.

Другой путь — переключение на любимое занятие, от которого человек получает удовлетворение, например, рукоделие, слушание музыки, рассматривание любимой коллекции и т. п. Такие занятия служат своеобразным убежищем от неприятностей, причем постоянным и надежным. Зная об этом, человек чувствует себя увереннее и... спокойнее реагирует на внешние влияния.

Все это помогает формировать у человека постоянные приятные ощущения, которые обычно называют хорошим настроением. А эти ощущения оказывают прямое влияние на обмен веществ в клетках и тканях организма и создают ту необычную физическую легкость, которая весьма эффективно снимает последствия эмоциональных напряжений.

Все названные способы управления эмоциями касаются уже развившихся неприятных ощущений. Воспитание же эмоций в глубоком смысле должно заключаться в умении не столько подавлять или «разряжать» уже возникшую эмоцию, сколько не позволить ей возникнуть вообще.

Важную роль в таком воспитании играет наша социалистическая действительность.

Совпадение личных и общественных интересов, условия для всестороннего развития личности, наилучшие возможности выбора профессии по душе, конституционные гарантии права на труд, отдых, благоустроенное жилище, возможность участвовать в общественной жизни — все это способствует развитию сознательности, дисциплины, воли, общественной активности.

В таких условиях методы управления эмоциями могут быть наиболее эффективными.

Если ребенку с первых лет жизни прививают такие качества, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, уважение к людям, умение подчинять личные интересы общим, то из него вырастает человек, не только уважаемый окружающими, но и умеющий владеть собой в любых обстоятельствах жизни. Его меньше будут одолевать тоска, печаль, уныние, мелкособственнические интересы, он будет всегда желанен в любом коллективе, так как по складу характера меньше всего будет стремиться к конфликтам с окружающими.

Важно научить ребенка умению контролировать свои поступки и желания. Ребенок, приученный с самого раннего детства вести себя спокойно, находить общий язык с другими детьми, и будучи взрослым сдержанно ведет себя в напряженной, нервной обстановке. И, напротив, у людей, с детства не обладающих соответствующей подготовкой, должными трудовыми навыками, самодисциплиной, и в зрелом возрасте проявляется неумение сдерживать себя и склонность к всевозможным конфликтам с окружающими людьми.

Ребенка нужно научить спокойно реагировать на всякие травмирующие моменты, привить умение делать из всего правильные выводы и избирать соответствующую месту и времени тактику дальнейшего поведения.

Словом, надо воспитывать оптимистическое отношение к жизни в каждом человеке. Это, пожалуй, самая надежная защита от современных эмоциональных перегрузок. Все названные методы повышения устойчивости человека к эмоциональным перегрузкам имеют немалое значение. Однако ведущей линией защиты здоровья сегодня должно стать его изучение в реальных условиях труда и отдыха — полноценная диагностика здоровья с целью профилактики заболеваний.

Далее: Диагностика здоровья.


По статье «Могучие силы здоровья» члена-корреспондента АМН СССР К. Судакова, опубликовано в журнале «Наука и жизнь», № 1, 1983 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос