Русское

паломничество в Риме

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • Оглавление: Ветхий Рим. Путеводитель по святыням Вечного Города.
  • Русское православное паломничество в Риме.

    Соприкосновение русского паломника с Римом необыкновенно интересно, так как представляет собой встречу православного религиозного сознания с иной реальностью во всех ее религиозных, культурных и политических аспектах.

    Италия, изобилующая христианскими святынями, всегда была вожделенной целью богомольцев-католиков из Европы, особенно после учреждения папством института Юбилейных (Святых) лет. Иначе относились к этой стране некатолики. Если протестанты в результате Реформы вообще утратили почитание святых, икон и мощей, то православные, имея его в полной и даже в более глубокой форме, нежели католики, долгое время не посещали Папское государство. Палестина, Афон, Константинополь всегда были дороги сердцам православных пилигримов, (хотя эти места и находились в руках мусульман), в то время как Италия, пусть и обладательница великих раннехристианских святынь, сильной тяги у русских странников не вызывала. Частое вмешательство понтификов во внутренние дела Московского государства и обширная антикатолическая литература, воспринятая от византийцев, создавали атмосферу недоверия в православных кругах, поэтому паломничества на Запад были единичны, выбиваясь из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX-XX веков, причем их авторам приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению вселенских святынь.

    Однако к началу XX века естественное влечение православных христиан ко множеству реликвий, находящихся на итальянской земле, привело к созданию здесь соответствующих структур, в том числе — странноприимных домов, а также особой церкви для паломников в Бари.

    Первое документированное упоминание об итальянских святынях принадлежит членам московской церковной делегации на объединительном Соборе 1438-1439 годов, проходившем сначала в Ферраре, а затем во Флоренции. В целом это путешествие («хожение») нельзя назвать паломничеством — его задачи были преимущественно политическими, — но в силу своих религиозных интересов русские участники Собора оставили подробное описание увиденных ими храмов, мощей, икон. Всего сохранилось четыре документа, являющихся к тому же первыми русскими описаниями Западной Европы. Самый значительный из них принадлежит перу архиепископа Симеона Суздальского, подписавшего церковную унию с католичеством, но впоследствии отказавшегося от своей подписи и резко осудившего униональный («разбойничий») Собор. Его произведение — это, по сути дела, полемика, в то время как три остальных текста, авторство которых не установлено, предвосхищают собственно паломническую литературу, бурно расцветшую впоследствии. Путешественники, в частности, подробно описали свой визит в Венецию, где остановились для поклонения частице мощей св. Николая Чудотворца, хранящейся в Никольской базилике на острове Лидо.

    Падение Константинополя было воспринято на Руси как божественная кара за отступничество от православия на Ферраро-Флорентийском Соборе, и это убеждение, конечно, еще более ограничивало стремление богомольцев к итальянским святыням.

    Из ранних паломничеств наиболее ярким и известным стало «пешеходство» Василия Григоровича-Барского в 1740-х годах. Его описания святых мест на долгое время стали своеобразным путеводителем и образцом для подражания.

    Стольника П. А. Толстого, сподвижника Петра, конечно, нельзя назвать богомольцем, однако, судя по его дневнику, он был человеком набожным и посему уделял большое внимание увиденным храмам и святыням2. Его подход к религиозной жизни Италии характерен и для последующих описаний православных авторов: сдержанно, без излишних обличений, Толстой все же ясно дает понять, что посещает инославные храмы (где хранятся православные святыни). Этот конфликт между «чужим» и «своим» останется основополагающим для паломнической русской литературы по Италии.

    Необыкновенной, наряду с многолетним богомольем в зарубежье Барского, но менее известной стала поездка по Европе крестьянина К. И. Бронникова. К числу паломничеств, но с оговорками, можно отнести поездку А. С. Норова на Сицилию.

    Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стал визит сюда и последующее его описание А. Н. Муравьева. Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл, впрочем, не как простой пилигрим: его влияние в русском обществе было настолько велико, что в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Церкви. Он и сам сознавал это, называя себя ни много ни мало как «наблюдательным оком Православия». Писатель был хорошо подготовлен к диспуту с «латинянами»: накануне своей поездки он выпустил основательный антикатолический труд, подводивший определенные итоги многовековой полемике между Восточной и Западной Церквами («Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих кафедрах», 1841). Стержнем книги служило богословское обоснование вселенского характера Православия, его «кафоличности». Особенно важным был труд Муравьева, как и сам его визит в Рим, в свете грядущего посещения Папского государства Николаем I в 1844 году.

    Отношение Муравьева к Риму лежало в русле традиционной полемики, им хорошо изученной.

    По его мнению, русский богомолец ради основных целей своего паломничества должен тут «на время заглушить <...> самое чувство Православия». Много внимания в своих описаниях, как и полагается жанру, он уделил святыням, в первую очередь мощам, но и здесь он не жалел красок на критику католических обычаев, в частности отсутствия возможности прикладываться к мощам, столь важной для православных. В Ватиканской базилике Св. Петра, например, он был огорчен тем, что не мог поклониться мощам апостола Петра. Муравьев задавался вопросом, откуда в Италии столь необыкновенное множество святынь христианского Востока, и сам на него отвечал: они попали сюда в результате «лукавства и хищений». Из восемнадцати «Римских писем» собственно Риму автор посвятил пятнадцать писем (с первого по четырнадцатое и последнее). Легкой для чтения речью и не без стилистического мастерства Муравьев описал свыше сорока римских храмов, трое катакомб, Пантеон, Колизей и Мамертинскую темницу.

    Вне сомнения, он, как и при сочинении своих предыдущих книг, предполагал, что ею воспользуются в будущем как путеводителем и подробно изложил сведения о святынях, включая легендарные и исторические, не оставляя при этом своего критического подхода и предостерегая будущего паломника от увлечения внешним блеском католичества. Писатель не мог умолчать о тревожившем Русскую Церковь (и правительство) обстоятельстве — о переходе из Православия в католичество нескольких видных представителей высшего общества (графа Григория Шувалова, княгини Зинаиды Волконской, князей Федора Голицына и Ивана Гагарина и др.). По мнению Муравьева, виною тому было порочное образование, с детских лет искоренявшее («у некоторых») любовь к родине и к вере предков.

    Чуть позднее Муравьева Италию посетил другой образованный богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, обращавшийся к книге своего предшественника и высоко ее ценя: «Муравьев одарил нашу духовную литературу своими "Римскими письмами"». И он вторит Муравьеву в своей критике: «Пасхальная служба (в соборе св. Петра. — М. Т.) была не столь благоговейной, а пышною. <...> Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце».

    В тон предшественникам вторит другой паломник той эпохи, Преосвященный Софония (Сокольский), архиепископ Туркестанский и Ташкентский: собор св. Петра «так мало соответствует идее храма, что я рассеянно остановился, не доверяя себе». Папа, по мнению русского епископа, был чересчур «величественный»; все происходило с необыкновенной помпой, однако и без должного благочестия: паломника особенно неприятно поразило поведение национальной гвардии и горожан, заходивших в собор даже с собаками. В целом критика избыточной роскоши римских храмов, не соответствующей принципам христианства, стала на долгие годы одним из главных мотивов в русской паломнической литературе.

    Важнейшие свидетельства о Риме оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший тут в 1854 году и встретившийся с папой Пием IX. Официально он отправился в обычное паломничество, в действительности же должен был собрать сведения религиозно-политического характера для правительства: свои корреспонденции из Италии он отправлял российскому посольству в Константинополе, бывшему «форпостом» России во время Восточного кризиса. Епископ принадлежал к когорте священников, давно служивших в зарубежье: он был настоятелем в посольской церкви в Вене и главою русской духовной миссии в Иерусалиме. Его взгляды отличались определенным либерализмом, и суждения епископа Порфирия о католицизме стоят несколько особняком от традиции, установившейся после «Римских писем» Муравьева.

    Просвещенного Владыку интересовало светское искусство Рима, которому он уделил много внимания. Епископ не оставил в стороне и судьбы Православия на Апеннинах, особенно значительным показался ему как византинисту феномен Греческой Церкви в Венеции: ей посвящена отдельная глава, основанная на переведенных им на русский язык греческих источниках. О современных ему русских церквях в Италии епископ Порфирий практически ничего не рассказывает (хотя и посещал римский храм, упоминая об этом в воспоминаниях): очевидно, на фоне общей религиозно-культурной жизни это явление ему показалось настолько маргинальным, что не заслуживало особого описания.

    Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В. В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Его книга содержит в себе описание свыше 80 римских церквей и находящихся в них вселенских святынь, а также описание крепости Св. Ангела, Колизея, Мамертинской темницы и почти всех известных к тому времени катакомб. Мордвинова отличал сдержанный стиль, без впадения в обличение. Этот первый опыт «путеводного» описания Рима для православных богомольцев стал удачным, и пилигримы на рубеже XIX-XX веков им охотно пользовались.

    Инициатива Мордвинова родилась весьма вовремя: именно 1880-е годы стали организовывать массовые паломничества в Италию. Как и прежде, эта страна не лежала в русле популярных русских богомолий, но, тем не менее, многие странники, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Рим (и Бари).

    Организацию этих паломничеств взяло на себя учрежденное в 1880 году Императорское Палестинское Православное общество, в руководство которого вошли представители Дома Романовых (тем самым ИППО изначально получило полугосударственный статус) и влиятельные священники Петербурга и Москвы.

    Наибольшее внимание Палестинское общество уделяло, «по определению», Палестине, и долгое время нужды паломничества в Италии не попадали в сферу его интересов. Однако все возраставший поток богомольцев в Италию поставил перед ИППО и эту задачу.

    Для ее разрешения в 1890-х годах были призваны дипломатические силы в Риме, а„ именно посол А. И. Нелидов. Этот дипломат с крепкими православными традициями (в отличие от своего предшественника барона К. К. Икскуля, лютеранина по вероисповеданию и посему холодно относившегося к православным инициативам) прежде служил в Константинополе, где ему пришлось в полной мере столкнуться с вопросами организации паломничества.

    Для богомольцев в Риме, как это везде практиковало Палестинское общество, в первую очередь подыскивался странноприимный дом и оказывалась помощь в осмотре римских святынь. Нелидов, которому в этом деле помогал настоятель посольской церкви архимандрит Пимен (Благово), нашел остроумный выход. В Вечном Городе начиная с XVII века существовала резиденция польских кардиналов, так называемый Дом св. Станислава. Под предлогом того, что Польша являлась частью Российской империи, посол вынудил польских хозяев-католиков предоставлять безвозмездное гостеприимство православным богомольцам. Принимались на постой не все русские посетители Рима, а лишь предъявители книжек ИППО. Наличие приюта в Риме позволило (Палестинскому обществу официальным образом включить столицу Италии в маршруты российского паломничества: его членам выдавалась книжка (III класса) именно для желающих посетить Рим (и Бари).

    Пребывание в Доме св. Станислава имело свои неудобства, и немалые, так как его официальными хозяевами оставались польские католики. На рубеже XIX-XX веков приютом, например, заведовал иезуит, родом из Киева, иеромонах Иулиан (Остромов). Паломники, большинство которых было воспитано в русле антикатолической полемики, с удивлением узнавали, что их богомольем в Риме заведует соотечественник-иеузит. Вне сомнения, на этой почве возникало немало богословских споров, когда, весьма возможно, брал верх просвещенный о. Иулиан. Известно, что ИППО было недовольно такой ситуацией, грозившей соблазном для богомольцев, вплоть до случаев совращения в униатство. Тем не менее паломники ценили новую возможность и охотно ею пользовались: свои положительные впечатления о визите в Рим изложил анонимный русский богомолец, путешествовавший в зарубежье с книжкой Палестинского общества.

    Следующую, после В. В. Мордвинова, попытку методично изложить маршруты пилигримов в Италии (и вообще в зарубежье) предпринял П. Петрушевский. Составитель базировал свое описание римских святынь целиком на книге Мордвинова, повторяя порой и его неточности и ошибки. Лишь составленная им справка о базилике св. Климента и вводная статья «Исторические замечания о судьбе православия в Италии» были им не позаимствованы (вводная статья, в основных своих положениях, повторяла тезисы Муравьева, высказанные полувеком ранее). Одновременно с трудом Петрушевского, вероятно как следствие все возраставшего потока богомольцев в Италию, вышла книга, без указания имен авторов, «Рим и его святыни» (М., 1903). Это был уже откровенно компилятивный труд, повторявший описания Муравьева и Мордвинова, которые были дополнены рядом сведений, почерпнутых из англоязычных источников.

    Вершиной дореволюционной паломнической литературы следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912), вышедший из-под пера настоятеля посольского храма архимандрита Дионисия (Валединского), будущего предстоятеля автокефальной Польской Церкви. Его автор, на практике изучив нужды паломников, а также всю предшествовавшую литературу, создал образцовый труд, где всевозможные полезные сведения о маршрутах в Вечном Городе были соединены с агиологическими рассказами и со сведениями исторического и практического характера. В «Спутник» о. Дионисия вошли справки о более чем 40 храмах и о других святых местах Рима.

    Автору, вслед за предшественниками и самими пилигримами, пришлось проделать кропотливую работу по отделению вселенских святынь от чисто католических.

    Выполняя пастырский долг, о. Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Предостерегал он и против католической живописи и скульптуры: «Чужды православным христианам и те позднейшие живописные изображения и скульптурные изваяния, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий", которые, вопреки 100-му правилу VI Вселенского Собора, находятся во многих римских церквях». Однако, несмотря на солидную работу, проделанную над материалом, произведение о. Дионисия ждала несчастливая судьба: через два года после выхода «Спутника» вспыхнула Первая мировая война, за ней последовала революция, и в итоге книга попала в руки лишь небольшого числа паломников.

    О пилигримах из предреволюционной России оставила интересное свидетельство М. В. Волошина (Сабашникова): «В середине Великого поста перед Пасхой (1908 г.) я пошла в русскую церковь и, к своему удивлению, увидела, что она полна крестьян и крестьянок в национальных одеждах — со всех концов России. Они приехали из Палестины, были в Бари — поклониться мощам св. Николая, теперь приехали в Рим ко гробу Апостола Петра и других Святых. Я ходила с ними по Вечному Городу. Они шагали по римским улицам так же уверенно, как в своей деревне...» Как курьез, но одновременно как и свидетельство о конфликте православной культуры с западной светской культурой звучит рассказ Волошиной об одной монашенке: «Ей особенно хотелось увидеть Тиберия <…> и она одна пробралась в Ватиканский музей. "И что же, милочка, — с ужасом говорила она, с каждым словом втягивая в себя воздух, — что ж ты думаешь, ведь он стоит там совсем голый!"». Так что предупреждения архимандрита Дионисия о пагубности «скульптурных изваяний» были вовсе не напрасны...

    Среди паломников находились не только простые крестьяне и горожане. Вероятно, самым культурным и образованным в ту эпоху являлся Владимир Эрн, выдающийся представитель философского крыла русского Серебряного века. И ему были свойственны переживания предшественников: «Чувству православного, привыкшего к святой трезвости и простоте родного благочестия, ничто так не чуждо в Риме, как эти позирующие фигуры святых с воздетыми руками и закатившимися глазами». Исследования Эрна касались в первую очередь раннего христианства, в том числе катакомб, где он обретал веские аргументы в пользу Православия.

    Свидетельства Эрна о христианском Риме принадлежат к числу последних в этом жанре. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, поток русских паломников надолго пресекся, возобновившись уже только в начале 1990-х годов.

    Новое освоение Вечного Города в наши времена порождает и соответствующую литературу, в которую, надеемся, полнокровно войдет и рассказ о Риме, написанный русской римлянкой, графиней Д. В. Олсуфьевой. В отличие от всех вышеупомянутых текстов, это повествование «изнутри», согретое теплотой любви к Вечному городу постоянной жительницы берегов Тибра, нашедшей тут, вместе с семейным счастьем, высокое вдохновение и творческую силу.

    Оглавление: Ветхий Рим. Путеводитель по святыням Вечного Города.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос