Третья кража в Успенском храме с. Гжель

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • С 11 января 1824 по 1825 г. Дело о похищении из Успенской церкви 530 рублей. Третья кража в храме.

    11 января 1824 г. церковный староста церкви Петр Петров и священноцерковнослужители написали «...благочинному священнику села Павлова, Вохны тож, Вохонской десятины, Димитрию Иванову Кунаеву объявление: Сего 1824 года января с 10 на 11 число в 21-м часу по полуночи объявил нам церковный сторож села Гжели крестьянин Антон Артемов, что боковая северная дверь церкви разломана. Мы, священноцерковнослужители и оного села крестьяне, сошедшись увидели, что железный забор с пробоями снаружи, и закладные крючья из внутри порваны.

    И, вошед в церковь, увидели, что сундук, стоявший в олтаре, запертый тремя замками, и запечатанный двумя священническими печатями, разломан. Суммы же в оном находилось разною монетою 830 рублей, из числа коей похищено золотом и серебром 530 рублей, а медных 300 рублей остались в целости. Так же разломана еще церковная месячная кружка, в которой сколько находилось с 1 января денег, неизвестно, найдена пуста. Прочее же все в целости. О чем вам благочинному и доносим.

    К оному объявлению за неумением грамоте вместо церковного старосты Петра Петрова руку приложил вместо него по его прошению деревни Речиц крестьянин Владимир Амитриев

    священник Иоанн Алексеев

    священник Платон Николаев

    диакон Василий Васильев

    дьячок Василий Степанов

    дьячок Симеон Иванов

    пономарь Александр Иванов

    пономарь Наум Васильев».

    В 1824 г. духовный депутат и священник церкви Иоанна Предтечи села Новорождествена (ныне территория г. Жуковского) Петр Алексеев, которому было поручено дознание по этому! объявлению, написал рапорт: «Из похитителей никто не нашелся. Священноцерковнослужители показали, что в оную ночь, когда случилась покража, было слабое смотрение церковного сторожа того села крестьянина Антона Артемьева, за что он был взят в городе, посажен в тюрьму и находится теперь под судом. У дьячка Василъя Степанова, у коего были от боковых дверей церковные ключи, при обыске найден в доме его собственный замок, который церковным ключом отпирался, а его ключ от своего замка показывал он, что потерян. С того дьячка взят был допрос, в коем он себя оправдывал, но ничего подозрительного о нем не показали в разных селениях».

    9 февраля 1825 г. в Московской Духовной Консистории при рассмотрении дела о краже в 1824 г. из Успенской церкви 530 рублей было решено: «...отрешить церковного старосту той церкви Антона Артемьева от должности из-за слабого смотрения за церковью и избрать нового церковного старосту».

    Похищенные уже в третий раз из храма деньги не были найдены.

    Но за всеми неприятностями, выпавшими на время служения в Успенской церкви священников Иоанна Алексеева Терновского и Платона Николаева Покровского (о еще больших неприятностях речь впереди), церковная и хозяйственная жизнь продолжалась. Документы донесли до нас свидетельства постоянной заботы духовенства и простых гжельцев о своем храме.

    Как мы уже знаем, никакие ремонтные работы были невозможны без санкции Святейшего Правительствующего Синода. И весной 1824 г. был составлен следующий документ.

    «Святейшего Правительствующего Синода и Комиссии духовных училищ члену, Высокопреосвященнейшему Филарету Архиепископу Московскому и Коломенскому и Свято Троицкия Сергиевы Лавры Священно Архимандриту и разных орденов Кавалеру Бронницкой округи, Вохонской десятины, Успенской, что в селе Гжели, церкви священноцерковнослужителей и приходских людей

    Всепокорнейшее прошение Означенная Успенская церковь каменного здания, олтаръ и настоящая покрыты тесом, а трапеза железом, во внутри же имеет потолок деревянный: но как наше желание и усердие прихожан есть, ежели Ваше Высокопреосвященство соблаговолите, вместо деревянного во внутри церкви потолка зделатъ деревянный же кумпол, покрыть настоящую и алтарь железом, и как снаружи, так и во внутри оштукатурить.

    Почему, Ваше Высокопреосвященство, Милостивейшего Оть и Архипастыря всепокорнейше просим о сем нашем прошении учинить милостивейшее решение.

    К сему 1824 года марта дня.

    Прошению Успенской, что в селе Гжели церкви, священник Иоанн Алексеев руку приложил.

    К сему прошению тоя ж церкви священник Платон Николаев руку приложил.

    К сему прошению тоя ж церкви диакон Василий Васильев руку приложил.

    К сему прошению тоя ж церкви дьячок Василий Степанов руку приложил.

    К сему прошению тоя ж церкви дьячок Симеон Иванов руку приложил.

    К сему прошению тоя ж церкви пономарь Наум Васильев руку приложил.

    К сему прошению вместо старосты церковного села Гжели крестьянина Петра Петрова и вместо приходских людей... того села Гжели крестьянский сын Иван Васильев руку приложил».

    Староста Петр Петров был, как мы помним, неграмотным. За него подписывался кто-либо из односельчан. Но это обстоятельство не мешало ему исправлять должность, в которую входили и некоторые «представительские» функции.

    В частности, указ с положительным решением по приведенному прошению от 25 апреля 1824 г. был отдан именно старосте Петру Петрову.

    Таким образом, в 1824 г. было получено разрешение на замену деревянного потолка в церкви деревянным куполом. Предполагалось также покрыть церковь и алтарь железом, а затем отштукатурить храм внутри и снаружи. Все ремонтные работы проводились за счет прихожан.

    В сентябре 1825 г. от священника церкви Гжели и приходских людей, и церковного старосты Петра Петрова поступило прошение к архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету, в котором было написано: «...20 сентября 1825 г. Успенской церкви диакон Василий Васильев волею Божиею помре; на место коего мы избрали тоя ж церкви дьячка Симеона Иванова, который жизни честной, трезвой и по должности рачительной. Просим произвести его к нашей церкви во диакона...».

    10 октября 1825 г. дьячок Симеон Иванов был допрошен в Московской Духовной Консистории и показал: «...от роду ему 32 года, женат первым браком на девице, обучался в Московской славяно-греко-латинской академии до Синтаксического класса...»

    11 октября 1825 г. дьячок Симеон Иоаннов, производящийся во диакона, был исповедан и к присяге приведен в домовой церкви преподобного Сергия, что на Троицком Сухаревском подворье.

    11 октября 1825 г. дьячок Успенской церкви Гжели Симеон Иванов был посвящен во диакона Высокопреосвященнейшим Филаретом архиепископом Московским и Коломенским в Московском Большом Успенском соборе.

    «11 октября 1825 г. на место у мершего диакона Василия Васильева по прошению оной церкви священника Платона Николаева с приходскими людьми дьячок Успенской церкви с. Гжели Симеон Иванов был произведен к сей же церкви во диакона».

    18 октября 1825 г. экзаменатор - священник Московской Успенской церкви, что в Бражках, Терентий Константинов Соколов написал: «...определенный на должность диакона к Успенской церкви с. Гжели дьячок Симеон Иванов испытан мною, силу Закона Божия и православного учения веры разумеет довольно хорошо».

    Что же касается умершего диакона Василия Васильева, то по поводу его смерти мы нашли любопытный документ, свидетельствующий о том, какое внимание оказывала церковь родственникам покойного. В этом документе, правда, указана иная дата смерти диакона, но, думаем, что это несущественно.

    Далее: 13 октября 1825 г. - март 1826 г. Дело о смерти диакона В. Васильева
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос