Протоиерей Н.П. Сперанский

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Протоиерей Н.П. Сперанский. (Некролог)

    13-го июля с. г. в 8 ч. утра, после продолжительной болезни скончался на 71 г. от роду настоятель Успенской, села Гжели, церквей, Бронницкаго уезда, протоиерей Николай Павлович Сперанский.

    Почивший о. протоиерей священствовал 49 лет и был ставленником митрополита Филарета. По окончании курса в Вифанскской духовной семинарии с званием студента, он с 24 июня 1853 года 24 августа 1863 года священствовал при Троицкой, в с. Троицком, на Москве реке, церкви, Звенигородского уезда, откуда тем же митрополитом был переведен в село Гжель, где и умер. С 1877 года 1890 год о. протоиерей состоял благочинным, каковую должность оставил вследствие состоявшего и, по прошению, отмененного перемещения к Тихвинской, г. Богородска, церкви, а в 1894 году бы избран духовником благочиния.

    Почивший о. протоиерей за свое учительское и о церкви попечительское служение, был лично известен митрополиту Филарету, который и наградил его в 1859 году набедренником, каковая награда, как известно, очень им ценилась и давалась достойным.

    За труды по народному образованию он имел орден св. Анны 3 степени, а пред смертию за построение на собственные средства церковно-приходской школы в деревне Фениной, своего прихода, награжден был тем же орденом 2 степени.

    Свои учительские труды он не оставлял почти до самой смерти, и только тяжкая болезнь, постигшая его с начала текущего года, удалила его от детей, которых он всегда любил и для которых много потрудился. Своими педагогическим приемами и учительскими трудами он был известен Училищному Совету и не раз получал от него благодарности и чрез Епархиальное начальство награды.

    Много трудов почивший о. протоиерей положил и в заботах о своем приходском храме. Храм села Гжели - однопрестольный - он почти вновь перестроил и сделал три престола в ряд, отчего храм стал вмещать без тесноты всех молящихся своего двухкомплектного прихода. В это же время к храму была пристроена очень высокая и величественная колокольня с прекрасным звоном и двумя часовнями по бокам. Затем весь храм внутри был расписан живописью, а три очень прекрасной работы иконостаса и все киоты покрыты позолотою. Утварь церковная была им приобретена вся массивная, а ризница составлена очень богатая. Все это было делом его рук и забот, а также и собственных средств. Все последующее время он заботился о том, чтобы храм не упадал, а находился в первоначальном своем благолепии и чистоте, чего и достигал, умея привлечь к этому прихожан и расположить добрых людей.

    Что касается административной деятельности, то она еще у всех сослуживцев его в памяти. Благодаря своему природному уму и наблюдательности, он умел сразу видеть корень дела и дать всегда добрый совет и полезное наставление, благодаря чему и Епархиальное Начальство не обременялось излишнею перепискою. За такую полезную деятельность в должности благочинного он и был в 1899 г. мая 3 дня награжден саном протоиерея.

    Как духовный отец, он, благодаря своей житейской опытности, богословской и святоотеческой начитанности был незаменим. Исповедь у него - это беседа любящего отца с заблудшим сыном; по выходе от него всякий всегда чувствовал себя бодрым и спокойным душою, унося в сердце твердую надежду на безграничную милость Божию. Вечный покой и царство небесное и его доброй и любящей душе!

    Большую потерю понес в лице почившего Гжельский приход, что w выразили прихожане, единодушною молитвою у его гроба.

    Похороны о. протоиерея происходили 16 июля, а накануне он был вынесен в храм ко всенощному бдению.

    Божественную литургию и отпевание совершал благочинный с. Маркова священник И. М. Казанцев в сослужении второго священника с. Гжели А. С. Рождественского, с. Ашиткова - священника Ф. С. Некрасова, с. Малахова священника А. И. Соколова, с. Алешина - священника С. Н. Владычинского с прибывшим диаконами.

    Слово, посвященное памяти покойного, говорил за литургией священник с. Речиц, который участвовал и в отпеванй вместе со священником села Игнаткова, (так в тексте) Богородского уезда, Н. Троицким и внуком покойного - священником Век Ефим. Соболевым, который за отпеванием также произнес глубоко-прочувственное слово, охарактеризовав в нем почившего деда как человека твердых правил, ревнителя о славе дома Божия и просвещения народа, борца за правду и любящего пастыря и отца.

    Прихожане, переполнявшие храм, слушая горячие слова молодой пастыря об их любимом старце - настоятеле и духовном отце, вспоминая его долгую жизнь у них, плакали и горячо молились о упокоении со святыми его и его супруги, умершей в 1899 году.

    Многие из его духовных детей и сослуживцев, вследствие дождливой погоды накануне и плохой дороги, не смогли прибыть на его погребение.

    Мир праху твоему, добрый пастырь Христова стада и честный труженик на ниве Его!

    Духовный сын».

    Вместе с о. Николаем служил священник Дмитрий Семенович Рождественский (род. в 1842 г.). К сожалению, остается на известным, когда и откуда он был переведен в гжельскую церковь Успения Божией Матери. Впервые в документах о нем упоминается только в 1884 г.

    Зато сохранились сведения о наградах отца Дмитрия и его послужной список после 1884 г. В 1884 г. он был награжден за заслуги по духовному ведомству бархатной фиолетовой скуфьей. В 1890 г. священник Дмитрий Рождественский назначен законоучителем Гжельского земского училища, в 1898 г. - законоучителем Григоровского начального земского училища в 1899 г. - попечителем Гжельского начального училища.

    В 1891 г. ко дню Священной Коронации Их Императорских Величеств награжден камилавкою. 14 мая. 1897 г. за труды в народном образовании от Святейшего Синода награжден наперсном крестом.

    5 сентября 1908 г. о. Дмитрий умер, не оставив наследников (видимо, к тому времени скончался и его сын (р. 1869 г.), состоявший священником при Тихвинской церкви села Душенова Богородского уезда).

    В 1902 г. на место умершего протоиерея Николая Сперанского в Успенскую церковь назначен священник Александр Орлов, переведенный из Никольской церкви погоста Пятикрестов Коломенского уезда. В 1892 г. за службу он был награжден набедренником. 25 апреля 1900 г. по ходатайству Совета Кирилло-Мефодиевского Братства резолюцией Его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского Владимира награжден бархатной фиолетовой скуфьей.

    12 мая 1909 г. о. Александр, по утверждению митрополита Московского и Коломенского Владимира, был назначен на должность настоятеля Успенской церкви, на которой и оставался вплоть до 1929 г. В 1919 г. за труды по «Епархиальному ведомству» настоятель Успенского храма был награжден саном протоиерея.

    12 сентября 1908 г. распоряжением Московского Епархиального начальства на вакансию священника из Никольской церкви села Лужково Рузского уезда переведен Иоанн Архангельский. Первым местом служения о. Иоанна была Покровская церковь села Мазы Макарьевского уезда Нижегородской епархии, откуда он был переведен в Никольскую церковь в 1906 г. 6 мая 1912 г. за усердие и труды на поприще просветительской и пастырской деятельности о. Иоанн был награжден набедренником, а в 1918 г. - бархатной фиолетовой скуфьей. О. Александру и о. Иоанну выпало служить в начале XX в., в быстро меняющемся мире. То, что раньше казалось устойчивым и привычным, подвергалось резким изменениям. Новые реалии требовали от священнослужителей все большей вовлеченности в административную жизнь губернии. Наиболее ярко это проявилось в истории с отчуждением церковной земли в польз) Люберецко-Арзамасской железной дороги.

    Село Гжель располагается вдоль Егорьевского шоссе, которое когда-то называлось Касимовским трактом. Тогда это был единственная дорога к городу Касимову на Оке, обеспечивавши выход на новые рынки сбыта. По тракту шли купеческие обозы как на Касимов, так и на Москву, и путь продолжался не один день. А предприимчивые жители придорожных деревень и сёл строили постоялые дворы, харчевни, чайные и питейные заведения, куда непременно заглядывали путники. В середине XIX i в Гжели было две лавки, три питейных дома, пять постоялых дворов, две харчевни.

    И это был один из источников дохода гжельцев. Все меняется во второй половине XIX в., когда в России начинают строить железные дороги. И через Гжель проходит одна ветвь, соединяющая Москву с восточными окраинами страны. По ней пошел основной грузопоток. Егорьевская дорога утрачивает свое значение, все заведения, обслуживающие путников, были закрыты, а местным жителям пришлось искать другие заработки.

    И, наконец, в 1912 г. железной дороге понадобился водопровод для подачи воды на станцию Гжель. Для этого планировалось отчуждение участка земли площадью в 2 десятины (чуть больше 2 га).

    19 августа 1912 г. причт гжельской церкви написал прошение в Московскую Духовную Консисторию: «При Успенской церкви с. Гжели земли церковной значится только 38 десятин и то в двух участках. Один участок в 30 десятин находится близ деревни Обуховой в двух верстах от церкви. другой участок в 8 десятин, разделяющийся речками Гжелкой и Царповкой на три неравные части, находится близ церкви. Отсюда ясно, что земли церковной при двухкомплектном причте слишком недостаточно (Обычно, при церкви с одним причтом было положено иметь не менее 33 десятин земли).

    В добавление к сему Правление Люберецко-Арзамасской железной дороги крайне нуждается в воде для станции Гжель, устроило для сей цели водопровод на речке Карповке в 2 верстах от станции и отчуждено под сею нашей церковной земли 1 десятину и 2365 квадр. саж. в два раза. В прошлом году 173 квадр. саж. и в нынешнем 1 десятина 2192 квадр. саж. Эти 2 десятины, как не лежащие около церковной усадебной земли, крайне нам нужны и мы объявили цену земли по 3 рубля за 1 квадр. саж., желая хоть сколько-нибудь вознаградить себя и будущие принты за лишение крайне нужной земли. Уполномоченный от Общества железной дороги не согласился с нами на эту сумму.

    Опасаясь, что нужды железной дороги с годами растут и со временем, может быть, железной дороге понадобится и весь этот участок, мы снимаем с себя всякую ответственность и осмеливаемся просить Московскую Духовную Консисторию защитить интересы наши и будущих принтов нашей Успенской церкви.

    Кроме того, на речке Карповке находится колодезь с ключевой водой, почитаемый цельбоносным, и к нему стекается много богомольцев в день Успения Божией Матери, и если этот колодезь зальется водой, как и предполагается инженерами железной дороги, и средь наших крестьян, а также и приходящих богомольцев подымутся ропот и возмущение. Церковь и причт лишатся доходов от богомольцев.

    Приняв все это во внимание, мы покорнейше просим Московскую Духовную Консисторию постоять пред

    Обществом железной дороги, что принт Успенской церкви с. Гжели может уступить землю под водопровод только на следующих условиях:

    1 -е) Причт может уступить землю никак не дешевле 3 рублей за 1 квадр. саж.

    2-е) Общество Люберецко-Арзамасской железной дороги обязуется гарантировать целость помянутого колодца, устроив вокруг нею каменное ограждение в виде бассейна с сохранением над колодцем сени в виде часовни и к нему путь, чтобы к нему можно было ходить и с крестным ходом и богомольцам.

    Прошение подписали:

    настоятель Успенской церкви с. Гжели Александр Орлов,

    священник Иоанн Архангельский,

    диакон Василий Зверев,

    псаломщик Феодор Соболев,

    псаломщик Николай Руднев».

    При этом прошении внизу благочинный 6-го округа Бронницкого уезда погоста Дорков священник Николай Протопопов написал: «...свидетельствую, но думаю, что при отчуждении земли под Государственные надобности, плату за отчуждаемую землю назначает особая утвержденная Комиссия...»

    Что, вероятно, можно понять, как «полностью вас понимаю, готов войти в положение, но, боюсь, что с государством не поспоришь».

    31 августа 1912 г. указом № 14976 Московская Духовная Консистория распорядилась: «...разъяснить причту, что для защиты интересов церкви ему надлежит пригласить опытного присяжного поверенного...»

    12 октября 1912 г. причт Успенской церкви написал в Mocковскую Духовную Консисторию прошение с просьбой выдать надлежащее уполномочие помощнику присяжного поверенного Михаилу Евграфовичу Смирнову на ведение дела по отчуждению участка их церковной земли под Люберецко-Арзамасскую железную дорогу...

    К сожалению, сейчас уже невозможно сказать, чем завершилось дело, но источник тот сохранился по сей день, и так же почитаем, как и много лет назад.

    Во многом благодаря священникам, служившим здесь последние годы перед революцией 1917 года, Успенский храм был очень богатым. На 13 августа 1912 г. его среднегодовая доходность за последние 10 лет составила 618 рублей - самая высокая в 6-м округе Бронницкого уезда и одна из самых высоких в Бронницком уезде и в Московской губернии.

    Далее: Век XX. Лихолетье
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос