Жизнь села после революции

Дата публикации или обновления 17.06.2021
  • Оглавление: Книга «Храм Святой Троицы: прошлое и настоящее»
  • Жизнь села после революции.

    После Октябрьской революции и принятии декрета «О земле» советская власть наделила сельских крестьян дополнительно землей. В тоже время обрабатывая землю крестьяне не получали ожидаемых плодов от своего труда. Повсеместно царил голод, а в месте с тем различного рода недовольствия. Хлебные карточки за трудодни были порой единственным спасением от голода. Божий гнев проявился во всех сферах жизни обманутого большевиками народа, прельщенного лживыми обещаниями устройства земного рая.

    Тяжелая жизнь, больше похожая на выживание, постоянно испытывала людей. Одна жительница с. Троицкое рассказала, как она однажды, будучи семилетней девочкой, ходила получать дневную норму хлеба на семью. Получив ее, она, идя домой, испытывая голод съела и, придя домой, созналась в этом. Родители не стали ее ругать, но слезы невольно полились из их глаз. Таких примеров было множество.

    Не смотря на все трудности, жизнь в селе Троицкое продолжалась, кроме сельского хозяйства в нем работали промышленные предприятия и кузница. На востоке от храма, где сейчас плещутся воды канала, располагался завод Цыганова, состоявший из двух зданий. В нем изготавливались подносы, которые затем на телегах возили на другой берег реки Клязьма в Жестово и там расписывали. Позднее это предприятие полностью было перенесено в Жестово.

    Первым коммунистом в селе Троицком был Гайдамаков, он же был один из первых председателей сельсовета, — еще до образования колхоза.

    В 1925 г. в селе Троицком при прядильно-суконной фабрике образовалась ткацкая артель, которой долгие годы руководил ее создатель Альфред Яковлевич.

    Эта артель размещалась в двух этажном здании, причем первый был каменный, а второй деревянный. В конце 20-х годов второй этаж сгорел. В артели работало более 100 человек. Производили в ней различного рода шнур, тесьму и шелковые ленты, а во время войны шинельные ремни, противогазную тесьму и парашютный шнур.

    В доме Рябушинских размещалось ФЗО (фабрично-заводское обучение), где обучались беспризорные дети различным ремеслам, а летом это здание использовалось под пионерский лагерь.

    Некогда образованная Троицкая волость просуществовала до 1924 года, с центром в селе Троицкое.

    Позднее, с 1924 года с. Троицкое вошло в Коммунистическую волость Московской губернии (С 1929 г. Московскую область), имея у себя здание волостного управления и тюрьму, которые размещались за современным продовольственным магазином, на западе от храма.

    В 1935 году в здании тюрьмы был организован клуб, а на месте магазина в то время была площадка. На ней ближе к храму размещалась трибуна и проводились различные торжественные мероприятия.

    В последующее время в здании клуба была образована столовая, в которой 3 раза в день бесплатно кормили колхозников. В 1950-х годах клуб вновь открыл свои двери для жителей с. Троицкое и близлежащих селений.

    До 1928 года на территории села располагалось лесничество, к которому относились кроме села Троицкое, селения: Новосельцево, Александрово и Чиверево.

    В селе Троицком имелась и школа с начальным обучением, в которой до революции размещалась церковно-приходская. Место расположения ее было в 100 метрах к западу от храма, на перекрестке дороги. До 1929 года в ней обучал детей грамоте настоятель Троицкой церкви протоиерей Петр Холмогоров вплоть до своего ареста. До него этим Божиим делом занимались его предшественники, обучая детей «Закону Божию», чтению и писанию, а также другим наукам. Так было на Руси в большинстве сел, где священник был не только пастырем словесных овец; но и учителем во всех отношениях. Священнослужители являлись порой единственными грамотными людьми в селах, поэтому и брали на себя кроме своих пастырских обязанностей еще и обязанности учителя.

    Здание, в которой размещалась школа, было поделено на две части, в одной половине находилось два класса, а в другой жили преподаватели. После ареста отца Петра ее перенесли в дом, где он проживал, и последующие священники, служившие в Троицком храме, более в нем не жили. Хозяйство, имевшееся у о. Петра забрал колхоз. Благодаря школе дом священника уцелел, и многие годы поддерживался в надлежащем состоянии. В бывшем же здании школы образовали детский сад, первой заведующей которого была Прасковья Алексеевна Лобик.

    На новом месте, в здании дома священника школа имела не два, а уже четыре класса и обучались в ней около 100 детей. С 1937 года в школе ученики смогли получать пятилетнее образование. Одним из первых директоров школы была Арбенина Мария Михайловна.

    В 1927 году началась в селе Троицком с образованием колхоза «Красная Горка», всеобщая коллективизация. Этот колхоз в последствии был преобразован в более крупное объединение — «Красный Октябрь», просуществовавший до 1948 года. Вспоминая прошлые годы, Слесарев Иван Андреевич, бывший директор Троицкой школы, преподаватель физики, математики, черчения и рисования и его жена Слесарева Надежда Матвеевна — преподаватель русского языка и литературы, рассказывали; как в 1927г. в Троицком объединились 5-7 домов и на добровольной основе образовали колхоз «Красная горка». Всего в деревне было около 50 домов. В 1929г. уже почти все село было в колхозе.

    Насильно никого не загоняли, просто в колхозе было легче трудиться. Колхозные земли занимали то место, где сейчас располагается пансионат «Клязьма» (на месте Кашинского оврага был ручеек). В колхозе была столовая, куда приходили питаться все от мала до велика. Однажды у колхозников возникла идея сделать в столовой водопровод, с водонапорной башней на колокольне. Это были первые мысли о ненужности храма и о «полезном» его использовании. Идея осталась нереализованной.

    Первые колхозники приводили в колхоз самое ценное — лошадей. На конном дворе был конюх, но каждый хозяин приходил к своей лошадке и кормил ее чем-нибудь вкусным. Сделали конюшню на 40 лошадей. В 27 г. колхозу подарили американский трактор «Фордзон». Своих тогда еще не выпускали.

    Еще один трактор появился, когда встал вопрос о межах, люди дрались на полосах за землю. Надо было делать новые поля — посевной клин. Ландшафт села составляли луга, кустарники и овраги.

    Обрабатывать землю, на которой в изобилии рос кустарник, было очень сложно. Тогда и появился в селе этот второй мощный трактор-гигант. Чтобы его завести приходили 3-4 мужика и раскачивали два громадных маховика. У него были огромные колеса, напоминавшие каток, и 6 лемехов. Пускали трактор по межам и кустарникам. Он убирал кустарник с корнем. Грохот стоял неимоверный.

    После лошадей в колхоз повели и другой оставшийся скот: коров, овец, но не надолго, вскоре в колхозе появилось свое стадо — 60 коров и 100 свиней. Свиноматки достигали 1.5 метров длины и приносили до 22-х поросят. Конюшни, курятник, свинарник — все это располагалось там, где сейчас находится мини-маркет.

    Когда не было колхоза, люди боялись, что зерна не хватит на зиму (были большие семьи), а взаймы на селе давать было не принято. Также лошадь было очень сложно содержать, ведь она кормилица.

    Трудно выживать в одиночку. Единственно помогали друг другу в покосе. Луга были общие, делили на каждую семью. Надо было за лето накосить на лошадь, овец, коров, а также посеять, вырастить и обмолотить рожь. Болеть было нельзя.

    Ранее до большевистской революции, когда не хватало чего либо для содержания собственного хозяйства, на помощь крестьянину всегда приходили владельцы тех земель, на которых они проживали.

    Все сложности связанные с содержанием личного хозяйства были специально устроены советской властью и поэтому, находясь в этой безысходности, крестьяне шли в колхоз.

    Кроме скота, когда образовывался колхоз, обобществляли и имущество. Этим занимались комсомольцы — активисты. В селе Троицком таковым неблагодарным делом занимался секретарь комсомольской организации Хрунов Михаил. В 1930 г. ему было 18 лет.

    Очень непросто было отбирать у бедных и многодетных людей им самим необходимые вещи. Человек он был совестливый, заставлять людей, обирать своих же односельчан ему было крайне тяжело.

    К тому же он влюбился в учительницу, которая была старше его и не отвечала взаимностью. Все это вместе взятое подвигло Михаила покончить жизнь самоубийством. Молодой человек застрелился.

    Это было событие, потрясло все село. Хоронили его очень пышно, так как он занимал высокую должность, а его брат Иван был председателем сельсовета. Гроб стоял в бывшем доме священника и при всей парадности похорон, висели лозунги, осуждающие его поступок.

    В 1929 году колхоз стал называться в честь убитого первого секретаря комсомольской организации — им. Павлова, (убийство которого и послужило предлогом ареста о. Петра Холмогорова).

    В 1930-х годах особенно усилилось гонение на церковь но, не смотря на это храм Святой Троицы, всегда был полон прихожан. Старожилы рассказывают, что на Богослужение как на демонстрацию шли люди со всех сторон из соседних селений. Свою торжественность они подчеркивали внешним видом, одеваясь в самые лучшие одежды. Храм жил полноценной приходской жизнью. Совершались Богослужения и, преодолевая заслоны властей, священнослужителям и прихожанам удавалось совершать крестные ходы с иконами по соседним селам, пробуждая в людях отеческую веру.

    Далее: Строительство канала имени Москвы
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос