Троицкое-Шереметево

Дата публикации или обновления 17.06.2021
  • Оглавление: Книга «Храм Святой Троицы: прошлое и настоящее»
  • Троицкое-Шереметево.

    Шереметевы — древний русский боярский род. Предком Шереметевых считался Андрей Кобыла, упомянутый в летописи под 1347 годом при дворе Московского князя. Сын Андрея Кобылы Федор Кошка был боярином у великого князя Димитрия Ивановича Донского. Потомки Ф. Кошки — Беззубовы получили фамилию Шереметевых. Представители рода Шереметевых занимали видные государственные и военные должности, активно участвовали в политической жизни Русского государства. Так Иван Васильевич Большой Шереметев, сын Василия Андреевича Шереметева, был боярином при Иване IV Васильевиче. Впервые его имя упоминается в разрядах под 1540 г., когда он ходил воеводой против татар.

    В 1542 г. Иван Васильевич участвовал в заговоре в пользу Шуйских и был одним из содействующих ему в этом перевороте. Дальнейшее падение Шуйских никак не отразилось на Шереметеве.

    В 1548 г. он был пожалован молодым царем Иоанном Грозным в окольничие.

    В 1550 году он участвовал в походе на Казань, где был ранен. По приезде в Москву был пожалован в бояре и приближен ко двору благодаря свойству с царицей Анастасией Романовой и собственным заслугам перед государством.

    В 1555 году И.В. Шереметев начальствовал над семитысячным русским войском в битве с Девлет-Гиреем, которое два дня удерживало стотысячную татарскую рать, и только после того, как Шереметев был ранен, русские вынуждены были отступить, не выпустив однако из своих рук огромного татарского обоза.

    В начале Ливонской войны Иван Васильевич был воеводой передового полка, а с 1562 г. вместе с Басмановым был в передовом полку над Полоцком. Курбский назвал его «мужем зело мудрым и острозрительным и со младости своея в богатырских делах искусным». Но И. В. Шереметева ждало впереди серьезное испытание: вернувшись в Москву после второго ранения в январе 1563 года, он попал в опалу и был заключен в тюрьму. Позднее его выпустили, и в 1570 г. он удалился на Белоозеро в Кириллов монастырь, где постригся с именем Ионы.

    Умер Шереметев в 1577 году.

    Его брат Иван Васильевич Меньший Шереметев был пожалован в бояре в 1559 г. за ратные подвиги: он участвовал во всех Ливонских походах, где и погиб 1577 году.

    Сын Ивана Меньшего Шереметева — Федор Иванович Шереметев принимал в своем доме на Никольском Крестце Антиохийского патриарха Иоакима, который посещал Москву в июне 1586 года .

    После смерти царя Федора Ивановича в 1598 году Ф.И. Шереметев подписал избирательную грамоту Борису Годунову, но затем примкнул к враждебной Годунову партии Романовых, с которыми по тете состоял в родстве.

    Разгром Романовых слегка только коснулся его: он лишился части имущества и был отправлен главным воеводой в Тобольск, где пробыл до 1603 г. После появления самозванца был послан к Кромам, где засел донской атаман Корела; осада шла неуспешно. После избрания на престол Василия Шуйского «Шереметев служил ему честно.

    В 1607 г. занял Астрахань и двинулся вверх по Волге, очищая ее от изменников. В начале 1610 г. Шереметеву удалось соединиться со Скопиным в Александровской слободе и затем освободить Москву.

    После смерти Скопина и низложения Шуйского Шереметев стоял в думе, вместе с патриархом Гермогеном, за русского кандидата, но позже высказался за королевича Владислава и, находясь в числе 7 бояр (семибоярщине), участвовал в посольстве к Жолкевскому с предложением короны Владиславу.

    С этих пор он постоянно держался Владислава и обращался к Сапеге с просьбой наградить его деревеньками. Вместе с поляками выдержал осаду и вышел из Москвы только по освобождении ее Пожарским.

    Принимал большое участие в избирательном соборе 1613 г., находился в переписке с патриархом Филаретом. Шереметевы и весь их род были очень близки к Михаилу Федоровичу особенно до приезда патриарха Филарета и после его смерти. Шереметев участвовал во всех важных событиях этого царствования. В 1615 г. он ходил с войском освобождать от шведов Псков.

    В 1617 г. заведовал разбойным приказом. Принимал участие в посольских съездах под Москвой, закончившихся Деулинским перемирием. Впоследствии был одним из деятелей по заключению вечного Поляновского мира.

    В 1649 г. принял иноческий постриг и назван был Феодосием; в начале 1650 г. скончался.

    Представитель другой ветви Шереметевых — Борис Петрович (умер в 1650 г.) участвовал в земском соборе 1613 года, на котором подписал грамоту об избрании царя Михаила Федеровича; был воеводой в Свияжске, а потом в Архангельске; с 1646 года ему пожалован титул боярина; умер в 1650 году.

    Василий Петрович Шереметев 27 марта 1642 года водил осля под патриархом Иосифом, когда святитель на третий день после своего избрания совершал традиционный обряд «шествия на осляте» по Москве.

    Шереметевы впервые в России получили графский титул, он был дан Петром I в 1706 году генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719). Вместе с титулом Шереметев получил от царя земельные владения.

    Сын его Петр Борисович Шереметев (1713-1788), впоследствии обер-камергер, генерал-адъютант, в 1743 году, как уже было сказано выше, женился на единственной дочери князя Алексея Михайловича Черкасского и получил в приданое Осташково и все огромное имение Черкасских, в том числе и село Троицкое. Земельные владения и большие денежные доходы позволили Шереметеву развернуть строительство дворцов и создать парки в подмосковных имениях (Кустово и Осташково), применяя труд крепостных архитекторов, художников и различных мастеров. У Шереметевых были крепостные театры, хоры, оркестры. Петр Борисович был известен своею любовью к искусствам, роскошным образом жизни и богатством.

    Большинство сведений о Шереметевых находятся в их «поместно-вотчинном архиве и в Российском государственном историческом архиве (РГИА Спб.), однако, в связи с плохим состоянием документов (плесень), пользование этим фондом строго ограничено. Поэтому информацию о Троицкой церкви в с. Троицком приходится собирать по крупицам. Из архива Московской Синодальной конторы мы узнаем, что « 9 июля 1756 года от стряпчего графа Петра Борисовича Шереметева поступило прошение о том, что в вотчине графа, в селе Троицком Селецкой десятины, имеется каменная церковь о двух апартаментах: нижняя во имя святителя Афанасия и Кирилла Александрийских, да при верхней церкви придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Эти два придела уже освящены. Верхняя же церковь Живоначальной Троицы за неимением ранее иконостаса и икон не была освящена, а ныне готова к освящению…» . На ремонт и подготовку к освящению Церкви села Троицкого были выделены деньги и строительные материалы, о чем имеется подробная ведомость 1755 года 23 августа 1756 года верхнюю Троицкую церковь было разрешено освятить.

    28 июня 1751 года у Шереметевых родился сын Николай Петрович Шереметев. 1 июля маленького графа крестили в домовой церкви святой великомученицы Варвары в Фонтанном доме Санкт-Петербурга.

    Николай Петрович получил прекрасное домашнее образование, завершившееся четырехлетним заграничным путешествием. Вернувшись домой, граф обратил свое внимание на крепостную актрису Прасковью Ивановну Ковалеву (1768-1803). Дочь кузнеца очень понравилась Николаю Петровичу, он даже сменил ее отцовскую фамилию на театральный псевдоним — Жемчугова. После смерти отца, в 1788 году, Н. П. Шереметев унаследовал все его состояние. Он переехал вместе с Прасковьей Ивановной в Фонтанный дом, где жил до 1795 года, после чего переселился в Петербург. Прасковья Ивановна получила вольную, еще через три года были отпущены все ее родственники, а отец записан в Московские купцы третей гильдии. Но обвенчался Николай Петрович с Прасковьей Ивановной лишь в феврале 1801 года в Москве в приходской церкви Симеона Столпника.

    При Н. П. Шереметеве в 1782 г. была сделана опись всего движимого и недвижимого имущества Троицкой вотчины , а в следующем 1783 году заготовлены материалы для строительных работ по дому и церкви.

    3 февраля 1803 года у Шереметевых родился сын Димитрий, названный в честь Димитрия Ростовского. В связи с этим знаменательным событием граф Николай Петрович Шереметев приподнес иконе Тихвинской Божией Матери семикилограммовую золотую лампаду работы Франца Дюваля, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами. Эту икону род Шереметевых издревле считал своей покровительницей. Спустя 40 лет уже сын графа Дмитрий Николаевич Шереметев изготовил для этой иконы громадный подсвечник из серебра весом около 50 килограммов.

    Через три недели после рождения сына от туберкулеза скончалась Прасковья Ивановна. Умирая, она просила свою подругу Татьяну Васильевну Шлыкову, бывшую танцовщицу Шереметевского театра, не покидать ее сына. И Татьяна Васильевна выполнила обещание, данное подруге. Прасковью Ивановну похоронили в Александро-Невской Лавре.

    После смерти супруги Николай Петрович Шереметев, выполняя волю умирающей, посвятил свою жизнь благотворительности. Согласно завещанию Прасковьи Ивановны он жертвует часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также устраивает в Москве Странноприимный дом. Впоследствии (с 1923 года) этот дом стал институтом скорой помощи им. Склифосовского, а затем научно-исследовательским центром «Медицинский музей».

    Николай Петрович скончался 2 января 1809 года в доме графини Потемкиной на Фонтанке и был похоронен в Александро-Невской Лавре. Наследником Шереметевских владений стал шестилетний Дмитрий Николаевич. Также как и его отец он стал меценатом и взял на себя попечение о Странноприимном доме: через год после смерти Николая Петровича состоялось его торжественное открытие.

    При Дмитрии Николаевиче Шереметеве в с. Троицком была построена колокольня. В Российском Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга в деле 2276 это событие значится под 1815-1821 гг. В «Памятнике усадебного искусства есть сведения, о постройке колокольни в 1783 г. «Колокольня четырехгранная, двухъярусная 1783 года с позднейшей обработкой верха». Однако эта дата, значительно расходится с архивными материалами.

    Сохранился раппорт, поданный священником Николаем Матвеевым в Московское деловое правление из Троицкого выписного прихода: «Во исполнении резолюции оного Правления на отношение села Троицкого церкви Живоначальной Троицы священника Николая Матвеева с причетники в поправке на церкви ветхостей и в даче награждения из милости Его Сиятельства Троицкое Правление честь имеет представить для описания ветхостей церкви и сочинения плана на постройку колокольни нужен быть архитектор, поелику в Троицкой вотчине таковых знающих людей нет, а потому домовое правление благоволили прислать знающего архитектора.

    Распоряжением домового управления было поручено архитектору Орденову отправиться в село Троицкое для осмотра ветхостей церковных и доставить бы как описание оным, равно и исчисление потребных материалов, план и фасад колокольни, равно и исчисление потребным материалам. Июнь 10 дня 1817 года». С этого года начинается работа над постройкой колокольни. Документ сохранил и имя архитектора — Орденов Косьма Саввич (1762-1839). Он происходил из дворян. Воспитанник Академии художеств в Петербурге. С ноября 1808 года — коллежский регистратор, жил в собственном доме в приходе церкви Воскресения Пречистенского сорока.

    В марте 1810 года — губернский секретарь. В сентябре 1811 — апреле 1812 года наблюдал за строительными работами в подмосковной усадьбе Кусково (ремонт плотины, укрепление берегов большого пруда и другие). В начале XIX в. им были подписаны чертежи по усадьбе Кусково это павильон Уединение, в Гаях, фасад и план Мыльной, а также фасад и план птичников и многое другое. Сохранился его чертеж Бельведера в регулярном парке Кусково (1816).

    28 июля 1817 года Косьма Савич посетил Троицкую вотчину, осмотрел церковь, но плана и описания фасада колокольни не составил, о чем имеется сообщение Троицкого вотчинного правления.

    31 декабря 1818 г. из Троицкой церкви поступил отчет, из которого мы узнаем, что с «прихожан по их усердию, кто сколько возможет <...> собрано на поправку ветхостей церкви 1314 рублей, церковной суммы мнится и означать бы было не нужно, впрочем явствуется ниже понеже как та собранная с прихожан употреблена на поправку церкви некоторых весьма нужных ветхостей, куплен к сему потребный материал и за работу мастеровым заплачено, что стоило 3000 рублей и теперь же исправлено следующее: на церкви купол, святые алтари, два придела и трапеза покрыты железом. Остаются же ныне неисправленными колокольня, над папертью крыши и осыпающаяся вокруг всей церкви штукатурка <...>, а прочие ветхости поправлены, а теперь осталось сделать каменную колокольню, вокруг церкви снаружи стены подштукатурить, над папертью ветхие деревянные крыши покрыть железом, на что должно употребить не малую сумму, которой в приходе не имеется».

    Архитектору Орденову 17 января 1819 года было направлено письмо, в котором говорилось, что «прошлого 1817 года от 18 августа сообщалось Вам дабы благоволили Вы доставить в домовое правление по селу Троицкому план и смету назначенной вновь к построению колокольни».

    22 января 1819 года Орденов ответил, что «по резолюции правления съездил в село Троицкое и осмотрел ветхости церкви <…> и сделал вновь колокольни план и исчисление сколько потребно материалов и при сем ныне план и числения прилагаю».

    «Ныне же, — читаем мы далее в документах Российского Государственного Исторического Архива, — имеется и вышло от Его Преосвященства дозволение дабы выстроить новую колокольню и сия начинается и кладется, на сооружение оной каменной колокольни долженствует быть в употреблении немалая сумма, состоящая из 5000 рублей, церковной же суммы найдется не более 500 рублей, а прочий недостаток суммы зависит по усердию прихожан».

    Когда было начато строительство колокольни точно не известно, но условно эту дату можно считать от момента подачи в правление проекта колокольни, выполненного К. С. Орденовым 22 января 1819 года.

    Через полгода 1 июля 1819 года в Троицкое вотчинное правление было донесено, что «церкви Живоначальной Троицы священник Николай Матвеев с прихожане подали в тамошнее Троицкое правление раппорт, в коем прописывали, что в прошлом 1818 году в декабре месяце вышло от Его Преосвященства дозволение, дабы при церкви выстроить колокольню, которая строением уже и начата, на сооружение же ее потребна немалозначущая сумма, но как на лице находится только 500 рублей, а прочий недостаток зависит от усердного подаяния прихожан, то и просили довести сие до сведения высшего начальства и просили не соблаговолено ли будет сделать из сумм Его Сиятельства какое либо вспомоществование».

    Из переписки Троицкого села с домовым управлением видно, что приходских средств на строительство колокольни значительно не хватало.

    Из письма священника Николая Матвеева видно в каком положении оказалась Троицкая община, не способная содержать ветшающую церковь одновременно со строящейся колокольней. 31 октября 1819 года просимые средства были частично получены. Они были потрачены на поддержание храма и на выдачу каменщику за кладку колокольни 1500 рублей. При этом «домовое правление требовало от прихожан оной Троицкой вотчины ручательства в возвращении просимых 1500 рублей».

    5 февраля1820 года по резолюции графа Дмитрия Николаевича Шереметева на построение в селе Троицком каменной колокольни была отпущена из доходов единовременно 1000 рублей.

    К этому времени юному графу было уже 17 лет.

    Из архивных данных также не ясна дата окончательной постройки колокольни. Из прошения приходских крестьян, поданного графу Д. Н. Шереметеву , видно, что к июлю 1821 года строительство еще не было закончено, поэтому остается признать официальную дату — 1821 год — указанную в Российском Государственном Историческом Архиве. Заявленная в этом документе дата — 1815 год — как начало строительства, по-видимому относится к постройке колокольни в Осташково, которая велась параллельно со строительством в Троицком.

    «Среди листов архива мы обнаруживаем чертеж фасада и план колокольни в селе Троицком, — пишет архитектор Петр Петрович Пинчуков, — колокольня изображена двухъярусной. Купол прорезан итальянским окном-слухом и увенчан шпилем. Чертеж колокольни сходен с обликом колокольни в селе Осташково, но более изящен по прорисовке подробностей деталей. Сохранившийся ярус колокольни в Троицком почти похож на архивный чертеж, за исключением отсутствия пристройки объема винтовой лестницы с запада. Примечательно, что лестницы входа на колокольню в чертеже выполнены открытыми. В Троицком же их надстроили крытыми папертями».

    Из переписки священника Николая Матвеева с Московским домовым управлением мы узнаем так же, что в селе Троицком находилось «господское деревянное жилое и нежилое строение и двор, в коем жительство имел прежде бывый священник Матвей Андреев более 30 лет, а ныне живет в оном сын его, поступивший на отцовское место священником же, Николай Матвеев; строение пришло в совершенную ветхость, так что к перестройке неспособно и более никуда не годно, как только ежели употребить на дрова».

    По всей видимости дом, о котором идет речь, был когда-то господскими покоями, в которых могли останавливаться хозяева Троицкого. Это можно понять из справки, в которой говориться, что «в 1808 году от Троицкого священника Матвея Андреева о даче ему из заказных рощей на поправку двора около господского покоя им занимаемого лесу и о прибавке дров на отопление покоев, в просьбе сей отказать велеть довольствоваться священнику на постройку себе строения лесом из своего кошта, и дровами, что прежде определено».

    Эти обветшалые господские строения хотел продать священник Николай Матвеев с публичного торга в феврале 1816 года . Однако, разрешение на продажу не было получено, а отцу Николаю было определено: «служит более для общества и от его сиятельства получает половинную ругу, почему <...> ветхое строение, в коем имеет жительство священник, с принадлежащим к оному строением исправить работою на счет общества (28 июня 1816 года)».

    Помощник архитектора Василий Оконни осмотрел священнический дом в селе Троицком и составил описание ветхостей и смету для его ремонта.

    В техническом паспорте от 28 сентября 1972 года инв. № 36 находится описание деревянного строения в с. Троицком, рядом с которым был построен в 1890 г. протоиереем Петром Холмогоровым священнический дом.

    По рассказам внучки о. Петра, Татьяны Сергеевны Гавриловой (Холмогоровой), о. Петр Холмогоров хотел еще в то время при постройке каменного дома снести этот ветхий деревянный дом, но оставил его нетронутым. Дом был бревенчатый на деревянных сваях с тесовой крышей. В XIX в. в нем находилась кухня, в XX в., когда в доме располагалась школа, в нем была чайная и раздевалка. В 2000 году по причине совершенной ветхости дом был полностью разобран. Можно сделать предположение, что описанный дом и господские покои, упомянутые священником Николаем Матвеевым, представляют собой одно и тоже строение; хотя в селе Троицком во второй половине XX столетия был еще цел дом Шереметевых, от которого теперь почти ничего не осталось.

    Граф Дмитрий Николаевич Шереметев в 1837 г. женился на своей далекой родственнице Анне Сергеевне Шереметевой. Первый их сын Николай прожил всего четыре года и умер в 1843 г. от скарлатины. 14 ноября 1844 года родился второй сын Сергей Дмитриевич. Анна Сергеевна прожила еще три года после рождения сына и скончалась в 1849 году.

    Граф Сергей Дмитриевич получил прекрасное образование; почетный член Академии наук, член государственного совета, председатель археологической комиссии и общества любителей древней письменности и ревнителей русского просвещения в память императора Александра III. Он своей любовью к науке был обязан своему учителю истории Михаилу Петровичу Мосягину. С. Д. Шереметеву принадлежит ряд трудов исторического и историко-археологического характера.

    В 1821 году 12 сентября умер в своем кабинете в Кусково Дмитрии Николаевич Шереметев. Сергей Дмитриевич стал в 27 лет владельцем всех отцовских имений, в том числе и Троице-Шреметевым. Из указателя селений Московской губернии, составленного К. Нистрем, мы узнаем, что к 1852 году село Троице-Шереметево было разделено на два стана, в которых было всего 25 дворов крестьян: 44 души мужского пола, 51 — женского; дворовых людей — 26 мужчин и 26 женщин, а в 1874 году в Троицком было уже 112 дворов, в которых проживало 657 мужчин и 777 женщин.

    Благодаря сведениям, находящимся в Московских епархиальных и церковных ведомостях, мы узнаем имена священников, служивших в Троицкой церкви. В связи с постройкой колокольни уже упоминается священник Николай Матвеев (с 1815 года) и его отец священник Андрей Матвеев (с 1778 по 1815 гг.).

    После почти шестидесятилетнего промежутка упоминается священник Иоанн Архангельский (с 1871 года). Его наградил скуфьей император Александр II Николаевич 3 апреля 1871 года , через два года 3 февраля 1873 года император наградил о. Иоанна орденом святой Анны 3-й степени. В 1874 году о. Иоанн архангельский назначен благочинным Троицкой церкви села Шереметева. В том же 1874 году упомянут и диакон Иван Преображенский, который служил в Троицком, но в декабре был рукоположен во священника и переведен в село Смоленское Верейского уезда.

    Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий наградил священника Иоанна Архангельского камилавкой в марте 1876 года и, видимо, в том же месяце в 1876 году о. Иоанн был почислен за штат. «7 марта 1876 года на священническое место в Троицкую церковь был определен выпускник Вифанской духовной семинарии Петр Константинович Дмитриевский.

    Родился он в 1848 г. в семье дьячка (псаломщика) в селе Пятницком-Берендееве Звенигородского уезда и по окончании курса наук в Вифанской духовной семинарии, в 1874 году, был определен на место законоучителя в земское народное училище в село Всехсвятское Московского уезда.

    1 декабря 1881 года митрополит Московский и Коломенский Макарий наградил священника Петра Дмитриевского набедренником.

    В 1887 году о. Петр, отвечая на вопросы Императорской Академии Художеств, составил метрику. К сожалению в документе о. Петр не называет ни года основания церкви, ни ее архитектора. Не указывает он в метрике архитектора и год постройки колокольни. Само описание носит поверхностный характер и ограничивается лишь общими ответами на вопросы Академии Художеств.

    В 1888 году 5 января указом Святейшего Синода № 49 был утвержден причт Троицкой церкви в составе священника, дьякона и псаломщика. В связи с учреждением однопричтового состава Троицкой церкви упоминается заштатный священник Иоанн Архангельский, которому назначено единовременное пособие , это значит, что о. Иоанн в 1889 году был еще жив.

    Из села Кутач Дмитровского уезда был переведен в село Троицкое в 1891 году дьякон Алексий Соколов.

    В 1892 году митрополит Московский и Коломенский Леонтий наградил священника Петра Дмитриевского скуфьей.

    Под 1893 годом мы узнаем имя старосты Троицкой церкви села Троицкого-Шереметева, крестьянина деревни Хлебниково Федора Корягина. 1897 он был утвержден на должность старосты на очередное девятое трехлетие . Это значит, что старостой Корягин трудился 27 лет с 1870 года. Император Александр III наградил Ф. Корягина серебряной медалью «за усердие» в 1893 году 25 февраля. 15 сентября 1898 года умер дьякон Петр Соболев . На освободившееся место был определен учитель Дмитрий Саввинский.

    «7 марта сего 1901 года исполнилось 25 лет служения в священническом сане священника Троицкой церкви, села Троицкого-Шереметева, Петра Константиновича Дмитриевского. 29 апреля, с разрешения преосвященного Нестора, епископа Дмитровского, состоялось чествование о. Петра местным причтом, прихожанами и духовенством бывшего Осташковского благочиния, в котором о. Петр состоял и состоит духовником.

    Торжество началось божественной литургией, которую совершал местный о. благочинный, священник села Соколова, Московского уезда, А.А. Никитский, соборне с 8 священниками, во главе с виновником торжества о. Петром, при пении хора певчих из прихожан, причем некоторые песнопения очень стройно исполнялись учениками и ученицами только что открывшейся церковно-приходской школы, под управлением учителя П.П. Холмогорова. Храм был переполнен молящимися. После запричастного стиха священником села Курова о. М. Казанцевым было произнесено слово о трудности пастырского служения. После литургии о. диаконом Московского Вознесенского монастыря В.Н. Соколовым был прочитан указ Московской духовной Консистории о дозволении поднести священнику Петру Дмитриевскому от духовенства и прихожан святые иконы. Первым приветствовал о. Петра от лица священнослужителей Осташковского благочиния священник села Витенева о. Д. Боголепов глубоко прочувственною речью, в которой выразил благодарность всего духовенства к своему духовному отцу, после сего священником села Тропарева о. В. Глаголевым была поднесена юбиляру св. икона 7 мучеников, празднуемых 7 марта, в серебряно-вызолоченной ризе.

    От прихожан был прочитан адрес, в котором было подробно охарактеризованы выдающиеся заслуги отца Петра, как доброго и ревностного пастыря, и выражены сердечные пожелания, чтобы благотворная деятельность о. Петра еще много лет продолжалась на благо прихожан. В знак своей любви и благодарности от лица прихожан юбиляру поднесена одним из прихожан Н.Е. Цыгановым икона св. Троицы и прочих престольных праздников в серебряно-вызолоченной ризе, украшенные эмалью, и таковая же лампада. От псаломщиков бывшего Осташковского благочиния был поднесен в роскошном бархатном переплете служебник.

    Последними приветствователями о. Петра были ученики и ученицы местной церковно-приходской школы во главе с своим учителем П.П. Холмогоровым, поднесшие о. Петру св. Библию.

    О. Петр благодарил всех за приветствия и приношения. Торжество было завершено благодарственным молебствованием, в конце которого, кроме обычных многолетий Царствующему Дому, Высокопреосвященному Митрополиту, преосвященному Нестеру, было провозглашено особое – достопочтимому о. юбиляру и всем прихожанам. Из храма духовенство и некоторые избранные прихожане, в преднесении св. икон и при пении тропарей святых храма, отправились в дом о. Петра. Здесь приветствовала его учительница Хлебниковской школы А.О. Романова от лица сослуживцев и учеников этой школы, в которой о. Петр состоит 25 лет законоучителем, и поднесла ценный серебряный подарок».

    В 1900 году 10 сентября в с. Троицком произошло еще одно радостное событие: была освящена вновь открытая деревянная церковно-приходская школа, построенная на средства графа Сергея Дмитриевича Шереметева. В устройстве школы принимал участие местный помещик — потомственный дворянин А. В. Всеволжский; в должности заведующего утвержден священник Петр Дмитриевский. «Школа, зданием деревянная, рассчитана на 50 человек; внутренность школьного дома разделена на два помещения: светлую, прекрасно меблированную классную комнату и отдельную квартиру для учителя. Стоимость школьного здания 4.000 рублей.

    При школе открыта народная библиотека, основанная в память Императора Александра III-го по мысли графа С.Д. Шереметева, от которого в настоящее время поступило 100 книг.

    В день освящения школы, в 9 часов утра, началась божественная литургия, которую совершали местный причт во главе с о. благочинным, священником села Соколова, Московского уезда, о. Никитским. За богослужением стройно пел хор певчих, состоящий из прихожан местного храма. По окончании литургии, в предшествии хоругвей и св. икон, при стройном пении догматика 5 гласа «в чермнем мори», духовенство направилось в здание школы. Здесь было совершено молебствование Спасителю, Божией Матери, Кириллу и Мефодию и преподобному Сергия, с водоосвящением: после тропаря «Спаси Господи, люди Твоя» школьное здание было окроплено св. водою. По окончании молебного пения, приходским священником П.К. Дмитриевским было произнесено слово, в котором было выяснено значение церковно-приходской школы в деле народного образования и указаны преимущества церковно-приходской школы перед прочими начальными школами.

    Затем произнесены многолетия Царствующему Дому, «Вечная память» Императору Александру III-му, многолетия Святейшему Правительствующему Синоду, Митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру, преосвященному Парфению, строителю школы графу С.Д. Шереметеву, благотворителю А.В. Всеволжскому, учащим, учащимся и всем православным христианам.

    В половине первого часа крестный ход возвратился обратно в храм».

    С 31 мая 1901 года впервые упоминается учитель Петр Холмогоров, который в будущем станет настоятелем Троицкой церкви. В 1901 году вместе с учениками церковно-приходской школы он совершил паломничество в Казанский Головиновский женский монастырь Московского уезда . «В 6 часов утра, ученики собрались в школу и после утренней молитвы, выстроенные попарно, отправились в путь на богомолье вместе с своим учителем, будучи напутствованы законоучителем школы, местным священником о. П.К. Дмитриевским. После нескольких остановок на пути, маленькие паломники благополучно около 3-х часов дня прибыли в обитель, где, благодаря любезному материнскому распоряжению настоятельницы обители игумении Олимпиады, встретили радушный прием. До вечерни ученики успели немного отдохнуть, закусить и напиться чаю в монастырской гостинице, а по первому удару колокола отправились в храм.

    Величественный и благоукрашенный храм и стройное пение монахинь – все это произвело неотразимое глубокое впечатление на детей-паломников и невольно располагало детские сердца с усердием и сознательно относится к молитве. После вечерни священником Василием Лихаревым отслужен был молебен пред чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери, причем сами учащиеся, под руководством учителя Холмогорова очень стройно пропели все песнопения молебна, по окончании которого прикладывались к чудотворному образу и подходили под благословение к батюшке.

    По распоряжению же матушки игумении ученикам было дано не только удобное помещение в монастырской гостинице, но был предложен и хороший ужин.

    На другой день, утром 1-го июня, дети-паломники отправились к литургии в храм, где каждый из них поставил по свече пред чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери и купил по просфоре. По окончании литургии и молебна, матушка игумения на память и в благословение от обители раздавала каждому по образочку, при этом похвалила детей за их усердие к молитве и за отличное поведение в храме во время богослужения.

    В свою очередь учитель и ученики искренне благодарили добрую матушку за ее радушный прием, какой она им оказала в обители

    После службы, напившись чаю и немного закусив, ученики отправились знакомиться с достопримечательностями монастыря. Осмотрев самый монастырь и места его окружающие, ученики зашли в монастырскую лавку и на память о своем паломничестве купили там образки, крестики, книжки и др. вещи. После этого, помолившись у врат святой обители, паломники отправились в обратный путь, сохранив самые лучшие впечатления как о самой обители, так и о людях ее населяющих».

    Кроме приходской школы попечительством о. Петра Дмитриевского 12 января 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство о бедных. «Своим возникновением означенное попечительство обязано главным образом учителю местной церковно-приходской школы П.П. Холмогорову, его усердной деятельности на благо местного прихода, его заботам и хлопотах об односельчанах. Более чем полтора года тому назад П.П. Холмогоров, в видах оказания посильной помощи беднякам, каких оказалось в приходе большое количество, предложил прихожанам устроить приходское попечительство дабы оно ведало нужды прихожан и спешило бы к нуждающимся с братской помощью.

    Добрый и многополезный совет учителя произвел самое благотворное влияние на прихожан, и они, посоветовавшись между собою, порешили ходатайствовать пред Епархиальным начальством об открытии церковно-приходского попечительства. Подано было о том на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира прошение, на что, указом Московской Духовной Консистории от 3-10 сентября 1902 года за № 6465, последовало разрешение. Оставалось по православному обычаю помолится Господу Богу и испросить Божьего благословения на начинаемое дело. Редактор «Троицких Листков» высокочтимый о. архмандрит Никон, глубоко сочувствующий нашему благому делу, по просьбе прихожан, не отказался принять участие в небывалом для них торжестве.

    Быстро распространился о предстоящем торжестве слух по соседним селениям, и 12 января церковь наша была полна народом.

    Божественную литургию, которою начался наш приходской праздник, совершал о. архимандрит Никон в сослужении местного о. благочинного села Соколова священника А.А. Никитского, приходского священника П.К. Дмитриевского, села Киева священника К.К. Озерецковского, приходского диакона Д.Н. Саввинского и диакона с. Троице-Сельцы Мясоедова.

    После запричастного стиха приходским священником о. П. К. Дмитриевским была произведена проповедь на текст: «Блажени милостивий, яко тии помиловани будут» и тотчас учитель Холмогоров обошел по рядам молящихся с кружкой, собирая пожертвования в пользу попечительского дела, начатого по его же инициативе.

    По окончании литургии было отслужено торжественное молебствование пред иконами св. Троицы и Божией Матери, пред котором о. архимандрит Никон произнес глубоко-прочувственное слово о значении для человека дел милосердия, причем раскрыл подробно цель учреждения попечительства и предметы его будущей благотворной деятельности и призывал народ к дружной помощи бедствующих собратиям. Молебствование закончилось провозглашением как обычного многолетия, так и многолетия членам учредителям.

    Из храма все перешли в здание местной церковно-приходской школы, где и состоялось первое общее собрание членов. По общем пении «Днесь благодать Св. Духа нас собра» собрание началось чтением указа Московской Духовной Консистории об учреждении в приходе попечительства, и присутствовавшие были ознакомлены с Высочайше утвержденным положением о приходских попечительствах.

    Затем прочитан был список лиц, пожелавших записаться в члены попечительства и внесших свои посильные пожертвования в основной капитал, составивший около 500 руб.

    Из среды их были избраны должностные лица и члены Совета попечительства. На должность председателя избран приходской священник П. К. Дмитриевский, товарищем председателя учитель Троицко-Шереметевской церковно-приходской школы П.П. Холмогоров, казначеем церковный староста Ф. Г. Карягин и 12 человек членов Совета.

    Все избранные с охотой изъявили свое согласие потрудится на пользу своих братьев – бедняков. После сего постановлено было просить о принятии звания почетных членов попечительства: попечителя местной церковно-приходской школы егермейстера Двора Его Величества графа Сергея Дмитриевича Шереметева, его преосвященство Парфения, епископа Можайского и о. архимандрита Никона, редактора «Троицких листков».

    По избрании членом был составлен о все происшедшем протокол за подписью членов попечительства и всех присутствовавших.

    Пред окончанием собрания прихожане и члены попечительства принесли искреннюю благодарность о. Архимандриту Никону за его сочувствие их делу за его молитвы и поучения. Он отвечал им, что он любит это дело и давно зная о нем от местного учителя, всей душой ему сочувствовал и считал себя не в силах отказаться от участия в их торжестве и предпринятом ими деле, причем указал им, что открытием попечительства, могущего со временем увеличить их благосостояние, они обязаны своему учителю, что заботился и неустанно хлопотал о них, что по этому они ему то и должны воздать благодарность, вполне им заслуженную. Ясно понимая значение открытого попечительства и то, как много сделал и хлопотал для них учитель, прихожане обратились к нему и в теплых словах благодарили за его труд, за указанный им путь, просили и впредь не оставлять их добрыми советами.

    В заключении о. архимандритом Никоном были розданы брошюры и листки религиозно-нравственного содержания. Раздавая их он еще, как и в храме, беседовал о благой и высоко христианской цели попечительства, о необходимости действовать сообща в этом деле, поистине общественном, и увещевал не оставлять благое дело энергичною помощью. Затем были провозглашены обычные многолетия и всем членам попечительства, и собрание было закончено пением: «Многая лета» и «Достойно есть».

    В 1904 году здоровье о. Петра сильно пошатнулось и он был почислен за штат. Причиной этой слабости был один печальный случай в его жизни, а именно: сильный ушиб ноги во время поездки в ненастную погоду с причастием, - со времени травма перешла в болезнь называемую «саркомой» от которой ему и пришлось преждевременно сойти в могилу.

    На его место был назначен рукоположенный законоучитель П.П.Холмогоров.

    «За 2 месяца до своей кончины он по совету врачей лег в Московскую Шереметевскую больницу, где тихо скончался в присутствии своих близких родных. Отсюда, с разрешения епархиальной и гражданской властей, по желанию родных и прихожан, тело усопшего о. Петра было перевезено в с. Троицкое-Шереметево. Как только стало известно в приходе о кончине о. Петра и о дне прибытия тела его в село Троицкое, на место вечного упокоения, в тот день с самого утра начали собираться во множестве его духовные дети для того, чтобы встретить своего любимого пастыря и в последний раз поклониться ему. И вот в четыре часа дня, когда приходской церковный колокол известил о приближении к селу гроба с прахом почившего, тысячная толпа во главе с местным священником П.П. Холмогоровым и иконами отправились навстречу. При встрече была совершена панихида. Крестный ход возвратился назад в 6 ч. вечера и гроб с останками усопшего о. Петра был поставлен в храме на приготовленном месте. По внесении тела в церковь совершена была панихида, а затем заупокойное всенощное бдение.

    На другой день, 19 окт. заупокойная литургия была совершена о. духовником благочиния В.А. Глаголевым в сослужении зятя покойного местного священника П.П. Холмогорова и близкого родственника села Останкина – священника В. Е. Городецкого, села Павельцева, священника В. И. Ефремова села Ветенева, священника Д. А. Боголепова, села Котова, священника Н. И. Тропаревского, села Никульского священника Соловьева и села Осташкова священника А. Д. Троицкого и диаконов Московской 2-й гимназии церкви И. Д. Архангельского, села Троицкого Д. И. Саввинского и села Осташкова С. С. Хотьковского. После причастного стиха за литургией местным священником было произнесено посвященное покойному слово, где последний, как истинный пастырь помянут добрым словом, выражена надежда, что Господь его удостоит, как верного служителя Своего вечных небесных благ и водворит его в селениях праведных. При конце отпевания пред прощанием с почившим зятем о. П. П. Холмогоровым была произнесена прощальная речь, где довольно рельефно были изображены его родственные отношения к своим близким. По окончании отпевания гроб был вынесен из церкви на руках псаломщиков и торжественная процессия, предшествуемая св. иконами многочисленным духовенством, массой духовных детей, родственников и друзей покойного при колокольном звоне отправилась к месту его погребения.

    Воздать последний долг почившему собрались прихожане не только местной церкви, но и прихожане соседних приходов, так что небольшой Троицкий храм не мог вместить всех желающих войти в него и очень многие, как во время литургии, так и во время самого отпевания стояли вне храма. О многочисленности собравшихся можно судить уже по тому, что одно только «последнее целование» умершего продолжалось более часу. И стар и млад хотели отдать почившему последний долг. Снискав всеобщую любовь прихожан, о. Петр пользовался горячею любовью и священно-церковнослужителей всего благочиния, в котором он состоял духовником. В его действиях и словах всегда были заметны – и искренняя, неподдельная простота, любовь и незлобие, снисходительность к другим и христианское терпение в перенесении бед и скорбей, коих на его долю выпало немало. Как духовный отец он старался всегда действовать в духе любви, кротости и смирения. Благодаря своим качествам о. Петр пользовался особенною любовью своих родных; всегда принимал участие во всяком деле их, что можно было подумать, что оно касалось его лично, но не других».

    Прослужив в Троицком храме 28 лет и положив немало трудов на благо Церкви он умер на 58 году жизни. За свои немалые труды отец Петр Дмитриевский был признан лучшим законоучителем Московской епархии в 1900-1901 гг. и в 1903-1904 гг.

    Далее: Предприниматели Рябушинские
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос