Стефан Пиперский

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Молитва Преподобному Стефану Пиперскому
  • Житие преподобного Стефана Пиперского, игумена монастыря Челие Пиперске.

    (память 20 мая)

    Преподобный Стефан был так ненавидим турками, что ему пришлось уйти из своего монастыря в неприступные скалы. Здесь он долгие годы провел наедине с Богом, стяжав великую святость, и основал новую обитель, в которой теперь покоятся его чудотворные мощи.

    Святой Стефан Пиперский
    Святой Стефан Пиперский.

    Человеческая жизнь соткана из безчисленных тайн. В эту ткань вотканы и небо и земля, и добро и зло, и Бог и диавол. Посему и очень тяжело облечь в слова чью-то жизнь и раскрыть тайну ее. Без сомнения, каждая жизнь проходит через видимое и невидимое, особенно жизнь святых Божиих. Это касается и жизни святого Стефана Пиперского. А все святые, без исключения, свидетельствуют об одном и одно являют: жизнь их вымерена и выстроена по святым тайнам Евангелия и евангельским добродетелям. При этом главный строитель их жизни — Дух Святый, а сам святой - лишь помощник. Все это совершается и объединяется в Бого-человеческом теле Христовом — Церкви: от Отца через Сына в Духе Святом.

    Святой Стефан родился в селе Кути, в Никшичской Жупе, у бедных, но благочестивых родителей — Радивоя и Марии. С ранних лет он отличался спокойным и мирным нравом, скромностью и любовью к знаниям. А когда ему, как юноше, пришли размышления о смысле жизни и всего существующего, особенно о смысле бытия человеческого, то он покинул родительский дом и отошел в монастырь Морачу храм которого посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

    В монастыре, под благим покровом всемилостивой Заступницы рода человеческого Пресвятой Богородицы, Стефан отдался новой жизни в посте и молитве. Ведь молитва и пост есть сокращенное Евангелие Спасителя и кратчайший путь к очищению, к соединению со Христом, к обожению и спасению. Свидетели тому — все святые монахи и вообще все праведники. Ведь не бывает святой жизни без молитвы и поста. Несомненно, молитва и пост есть, в первую очередь, сокращенное Евангелие монашеское. Ведь от молитвы и поста появляются, растут, усиливаются, умножаются все остальные святые добродетели: смирение, кротость, благость, доброта, любовь, милость, милосердие, любовь ко Христу, смиренномудрие, рассуждение, храбрость, неустрашимость, покаяние... Молитву и пост рождает, и взращивает, и воплощает евангельская перводобродетель — вседобродетель: вера в сладчайшего Господа Иисуса. Ибо Всеистина прорекла эту истину: Все возможно верующему (Мк. 9, 23).

    Юный Стефан долго подвизался в Мораче как послушник, ревностно и самоотверженно проходя все монастырские послушания. Душа его возрастала к небу. Евангельские добродетели умножались в нем и совершенствовались одна с помощью всех и все с помощью каждой. И христоподобный Стефан был удостоен монашеского ангельского чина. Ревностный и пламенный во святых добродетелях, он был в Мораче рукоположен в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Позднее он стал и игуменом монастыря Морачи.

    В XVII веке турки и соседние албанцы часто нападали на обитель. Они обычно приходили из Колашина, оскверняли монастырь и угрожали монахам. Преподобный отец Стефан, пока еще был послушником, мог переносить эти нападения и досаждения, ибо не выделялся из братии и турки не боялись его. Но когда он стал иеромонахом, начал ревностно служить святую литургию и остальное богослужение исполнять, проповедовать Евангелие, стал пастырем народным как евангельский «пастырь добрый» — тогда враги веры Христовой стали опасаться его и возненавидели святого.

    Это исконный враг веры Христовой всячески использовал, стараясь разными способами, с помощью турецких угроз и злодеяний, отвратить преподобного Стефана от подвигов и святой деятельности его. Когда беснование агарян становилось непереносимым, монастырская братия пряталась в пещере, находящейся неподалеку. В этих случаях молодой священномонах Стефан оставался в монастыре среди последних, но когда турки стали угрожать ему смертью, то и он вынужден был скрываться. Поэтому он оставил монастырь на братию, которой заповедал избрать нового игумена, и ушел из монастыря Морачи в далекое сокровенное место в горах, которое носило название Трманье (Ровци). Это место находилось на расстоянии пяти часов ходьбы от монастыря Морача. Тут он стал жить в одной маленькой пещере. В этой пещерке он устроил себе келию, остатки которой, называемые Челиште, можно увидеть и сегодня.

    Когда турки из Колашина узнали, что преподобный ушел из монастыря Морачи, то бросились за ним в погоню, желая настигнуть его в горах и убить. С этой целью они слали вооруженные отряды во все стороны от Морачи. Но милостивый Господь устроил так, что в пустыне он был сохранен от рук убийц. Пастухи из окрестных горных сел, которые пасли овец на высоте, приносили ему сухие корки хлеба и следили днем, чтобы святого не нашли турки, а ночью спускалась мгла и это место становилось недоступным.

    Преподобный Стефан провел здесь семь лет, упражняясь в своих монашеских подвигах, очищая ум свой, душу и сердце от страстей, от греха, от смерти, от диавола. Таким образом он побеждал и грехи, и страсти, и смерть, и самого диавола. Но сатана, чтобы его перехитрить и обезоружить, стал употреблять свои средства и всяческие искушения. Напускал на него разные образы, привидения: страшилища, соблазнительные фигуры, похотливые картины, полных грязного услаждения. Пустынное место подвигов святого, обычно по ночам, содрогалось от бесовских воплей и безстыдных песен. Но все это не могло ни устрашить, ни расслабить святого подвижника в его стремлении к небу, к Царству Небесному, ко Христу. Знал он, что Господь Иисус Христос несравненно сильнее всех демонских привидений, и страхов, и соблазнов, и всей злобы бесовской. Свято он почитал всепобеждающего Господа верой, молитвой, и постом, и остальными святыми добродетелями и постоянно одерживал победы над всеми вражескими искушениями.

    Проведя здесь, в Треманье, семь лет, преподобный Стефан ушел в «скендерийские пределы», которые находятся на земле племени Пиперов, и поселился в одном уединенном месте над селом Цырницы. Тут, возле источника, он воздвиг церковь во славу Рождества Пресвятой Богородицы и келию, в которой позднее объединилось под его началом несколько монахов (по одному письменному источнику, преподобный пришел на землю Пиперов в 1660 году). Племенной князь Ананий Лалич подарил святому постнику одну часть своего имения, чтобы монахам было на что жить. Пиперы не признавали турецкую власть в соседней турецкой крепости Спуж и часто противостояли им. Они признавали власть только сербских православных владык Петровичей из Цетинья.

    В Пиперской обители преподобный провел тридцать семь лет своей земной жизни. Он часто выходил в народ, учил его истинам веры православной и исцелял от грехов и пороков. Особенно он призывал народ к покаянию, ибо покаяние — всеисцеляющее лекарство от всех грехов, от всех пороков, от всякого зла, от всякого беса. Народ же его очень любил и почитал как своего отца и учителя, ниспосланного свыше.

    Проведя жизнь в благочестивых подвигах, преподобный отец наш Стефан упокоился, мирно отойдя ко Господу 20 мая 1697 года. Он был похоронен в своей родной обители, у алтаря, с южной стороны храма.

    Через четыре года на его могиле стал являться чудесный свет, который часто исходил прямо из его могилы. Кроме этого света некоторые монахи и миряне видели, как по временам с неба на могилу преподобного падают маленькие языки огня и долго пламенеют на ней. По этому поводу монахи позвали из Подгорицы пресвитера по фамилии Лаинович (имя его не упоминается в источниках), чтобы вместе с ним открыть тело преподобного. После святой литургии и молитвы они открыли гроб и увидели в нем тело преподобного, не затронутое тлением и мироточивое. Пресвитер из Подгорицы взял в руки святые мощи преподобного отца и под пение и слезы пиперских монахов перенес их в монастырскую церковь святых Архангелов.

    Услышав о прославлении Богом преподобного Стефана, начал приходить народ для поклонения его святым мощам, чтобы исцеляться и при разных бедах получать помощь от человеколюбивого и сильного во Христе Иисусе святого. Это делали не только сербы, но и албанцы, и даже турки. Во время частых сражений с турками люди из племени Пиперов хотели неоднократно взять мощи святого Стефана, чтобы скрыть их в пещере, боясь осквернения их турками, но святой не дозволял этого. И доныне мощи преподобного отца нашего Стефана почивают и чудотворят в святой обители Пиперской. Его святыми молитвами пусть Господь помилует и спасет всех нас. Аминь.

    Далее: 42 мученика, пострадавших в Момишичах в 1688 году
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос