Василий Острожский

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Молитва Святому Василию Острожскому
  • Житие Василия Острожского в книге Монастырь Острог
  • Великий святитель и чудотворец Василий Острожский.

    Святой Василий Острожский является, величайшим Сербским святым. Составлено уже несколько книг его посмертных чудес. Неожиданно, в самое смутное и тяжелое для христиан время явилась в народе эта благодатная личность, гонимая силами зла. Укрепившись в монастыре Острог, святитель Василий из этой духовной твердыни спасал Православие на Балканах.

    А положение было отчаянное: с одной стороны, часть сербов начала переходить в ислам, а с другой — многие начали склоняться к унии с Римом. Митрополит Василий тогда сделал больше, чем огромная армия, ибо сумел освободить православную душу сербского народа от иноверного порабощения.

    Житие и чудеса святителя и чудотворца Василия Острожского.

    Господь явил великого святого в тяжелейшие времена сербской истории. В 1595 году в центре Белграда турками была сожжена драгоценная святыня сербского народа — мощи святого Саввы Сербского. Это стало невыразимой духовной трагедией. Своим злодеянием турки стремились сломить и поработить народную душу-христианку, которая в благодати Божией черпала неиссякаемые силы. Погрузив людей в отчаяние, враги Христа надеялись воцариться здесь навечно. Как писали современники: «И был страх великий, и умалился род христианский от беззакония агарянского».

    Святой Василий Острожский
    Святой Василий Острожский.

    Но Господь послал знамение победы духовной над всеми преходящими несчастьями этого мира — в 1606 году проигумен Иоаким из сербского монастыря на Афоне Хиландар принес в Герцеговину Честное Древо Креста Господня, которым благословилась эта многострадальная земля. Однако вскоре народ Герцеговины настиг страшный голод, и много народу скончалось, предав душу в руки Христовы. В это бедственное время старинный архиерейский жезл предстоятелей Сербской Церкви был обновлен и украшен драгоценностями — это предзнаменовало собою явление народу нового великого архипастыря, нового вождя православных.

    Святой Василий Острожский и новомученик Станко
    Святой Василий Острожский и новомученик Станко.

    Святой Василий Острожский, в миру Стоян Иванович, родился в 1610 году. Местом его рождения было село Мрконичи в Поповом Поле — обширной известняковой равнине, которая по целым месяцам стояла залитой водой. На этом карстовом плато расположено множество пещер. Вся каменистая безплодная местность освящалась древним Завальским монастырем в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта обитель поддерживала связи с Афоном и была твердыней Христианства в борьбе с наступающим исламом. Игуменом монастыря был Серафим (Иванович) — родной дядя по отцу будущего великого архипастыря, оказавший огромное влияние на формирование его личности.

    Отца святого звали Петром, а мать Анной, и она отличалась большим благочестием. Он был вымоленным, единственным ребенком в семье, и к нему относились как к великому дару Божиему. Детство святого протекало в бедности, в многочисленных трудах и заботах и постоянном устремлении к Богу. Работая, он постоянно молился, а каждый приход в храм Божий был для него настоящим праздником. Детские забавы, веселье и развлечения проходили без него. Еда была скудна, но и в этих условиях он проявлял дивное воздержание. Уходя на целый день пасти овец, дитя брало с собой кусок хлеба и не притрагивалось к нему, многие часы подряд молясь в тени дерева, а вечером, когда возвращалось домой, отдавало этот кусок хлеба самым бедным жителям своего села.

    Все христиане села радовались и благодарили Бога за то, что в их селе жил столь благочестивый мальчик. Влияние благой души распространялось на его сверстников, что очень облегчало жизнь их родителям. Дети стремились своим трудолюбием и благочестием хотя бы чуть-чуть походить на маленького Стояна.

    Но жили в селе и вероотступники, перешедшие в ислам. Они замыслили, когда Стояну исполнится 12 лет, ходатайствовать перед турецкими властями, чтобы те взяли его в янычары для усиления турок и ослабления христиан. В этом случае мальчика должны были насильно обратить в ислам. Это называлось «дань кровью» и было, пожалуй, самым страшным злодеянием турецкой власти. Таких мальчиков, насильственно вырванных из семьи, обучали военному делу с повышенной требовательностью и жестокостью, чтобы в будущем они стали зверями в человеческом облике, способными проливать реки христианской крови. Чтобы спасти своего ребенка от такого несчастья, родители в 11 лет отдали его в Завальский монастырь к родному дяде, игумену Серафиму.

    Так в 1622 году для избранника Божиего началась совсем новая жизнь. В монастыре, кроме множества разнообразных послушаний, он усиленно учился. Завальский монастырь был крупным духовным центром своего времени. В нем царила особенная любовь к книгам, которые братия старалась приобрести отовсюду. Здесь подвизалось много ученых монахов. В монастыре также были различные мастерские, где можно было научиться различным ремеслам и процветало церковное искусство, накопив к этому времени опыт многих поколений. Но, несмотря на все это, Завальский монастырь вскоре оказался мал для столь великой личности, как послушник Стоян, удивлявший всех своими дарованиями. Это прекрасно понимал его дядя, игумен Серафим, который в 1625 году посылает пятнадцатилетнего юношу в главный монастырь Герцеговины, где находилась кафедра митрополита, — Твердош, посвященный Успению Божией Матери. Этот монастырь, в отличие от тихой Завальской обители, располагался у большого города Требинье, и жизнь там кипела ключом. Поэтому именно на Твердош в то время нацелились усилия Ватикана по навязыванию сербам унии, и в дальнейшем это принесло святому много страданий.

    В Требинье уже жило достаточно сербов-католиков и сербов-мусульман, кроме этого, были и протестанты. Святой оказался в самой гуще духовной борьбы за святыню истинного Христианства — за Православие и в самой гуще сопротивления туркам. Здесь, в знаменитой монастырской школе, он завершил свое духовное образование и здесь же начал отстаивать истину Православия, за что впоследствии претерпел столько мук.

    Получив в постриге имя Василий, он затем был посвящен в сан иеромонаха, после чего был послан окормлять села своего родного Попова Поля. Земляки теперь познали чудотворную силу его молитв к Богу, его несказанную доброту и любовь к народу-мученику Его прозвали «молитвенник райи» (Турки все покоренное ими христианское население своей державы вне зависимости от национальности называли одинаково — «райа», что буквально означало «стадо», пастухами которого они себя видели, считая вправе поступать с христианами, как с овцами: стричь (обирать) и резать (убивать). — Пер.)

    Вскоре на многострадальную Герцеговину накатилась новая волна бедствий: в 1634 году Турция начала долгую войну с Польшей, так что народ вконец обнищал и изнемог от безконечных поборов и ненависти мусульман. Безчисленное множество людей тогда умерло от голода и безнаказанных злодеяний озверевших турок. Это время и использовал Ватикан для нового напора на православный Восток...

    Святой Василий был посвящен в сан архимандрита. Возрастали несчастья народные — и возрастал в благодати великий Сербский святой, великий заступник народный. На него тогда начались гонения в среде братии, на которых стали действовать католическая пропаганда и дух мира сего. Жизнь в монастыре Твердош становилась для молодого подвижника все более невыносимой.

    Но Божия Матерь решила утешить и укрепить Своего избранника, и святой Василий отправляется на Афон, в земной удел Пресвятой Богородицы, за новыми силами для великой борьбы за народную душу. По пути он заезжает к патриарху Па-исию в город Печ, где к этому времени уже была восстановлена древняя Печская патриархия, которая теперь охватывала почти все православные Балканы. Патриарх Сербский Паисий, провидя, сколь великую опору Церкви Христовой готовит Господь в молодом архимандрите, благословил его оставаться на Афоне не более года, после чего поехать на Русь. Но затем он обязательно должен был вернуться на родину для продолжения своего служения. Патриарх дал и свою грамоту, чтобы на Руси можно было собирать помощь для бедствующей Герцеговины. В это время святому Василию было всего 26 лет.

    За год святой серб обошел всю Святую Гору, жадно впитывая в себя духовную мудрость многих подвижников, после чего отправился в Россию через Валахию и Молдавию, где местные православные властители его очень радушно приняли. И здесь, в Карпатах, и на Руси ему оказали помощь, поэтому святой вернулся в родной край с богатыми дарами для Сербской Церкви, полный благодатных впечатлений от святынь Афона, Валахии с Молдавией и Руси, которую он очень полюбил. Особой любовью к России отличался и правивший после Паисия патриарх Сербский Гавриил, которого турки за это казнили.

    После возвращения на родину, на Преображение 1638 года патриарх Паисий посвящает избранника Божиего в митрополиты Захумские (Западногерцеговинские) с кафедрой в монастыре Твердоше. В этом году турки убили Цареградского патриарха Кирилла Лукариса. Черногорский митрополит Мардарий в это же время изнемогал под натиском католиков, навязывавших унию. Полным ходом разворачивалось новое наступление на православных христиан и с мусульманского Востока, и с латинского Запада, чему призван был помешать новый сербский святитель.

    В 1641 году произошел падеж скота и начался голод, затем многолетняя война Венеции с Турцией на землях Герцеговины. Бедствия следовали за бедствиями, несчастья за несчастьями.

    В 1649 году турки насмерть замучили митрополита Восточной Герцеговины Паисия Требейшанина, и святому Василию пришлось управлять и этой областью. Он перешел сюда с частью народа, так как в Твердоше из-за бедствий войны, ярости иноверцев и малодушия братии становилось невозможным управлять митрополией. Жить на Балканах становилось все тяжелее, многолетняя война уничтожала и без того разоренную Герцеговину, особенно Герцеговину Западную. Этим пользовались и турки, и католики для борьбы с Православием. В 1659 году турки повесили приехавшего из Руси патриарха Сербского Гавриила...

    В 1662 году опять начали сильно страдать от турок православные монастыри, но этот год запомнился и другим: состоялось первое великое убиение турками сербских князей*. Тогда в Старой Герцеговине, в Никшиче, на севере современной Черногории, мусульманский властитель края зверски замучил 67 племенных старейшин. С живых людей сдирали кожу, иных сажали на кол, а у некоторых вспороли животы, и люди умирали в страшных мучениях, поддерживая свои внутренности руками, пока были в силах.

    А в Твердоше к этому времени сторонники унии все более укреплялись и усиливались. Там возник злодейский замысел создать поддельную переписку, которую святой Василий якобы вел с Ватиканом, будто бы стремясь заключить унию. Так святой стал жертвой клеветы, ибо в то время более твердого в Православии архипастыря найти было невозможно. Враги обступили его со всех сторон, и святитель в 1664-1665 годах снова устремляется на Святую Гору, чтобы почерпнуть духовных сил в земном уделе Божией Матери. У него появляется мысль остаться там навсегда, если Богу будет угодно, так как свершилось самое страшное для него — не только извне, но и в самой его пастве появились яростные враги. Такое предательство душе самоотверженного архипастыря было просто невозможно вынести. Но невозможное человекам возможно Богу, укрепляющему Своих святых. Когда святой проезжал через земли племени Белопавличей, то старейшины племени во главе с Милутином Бошковичем, которого называли князем-священником, умоляли его не покидать родную Герцеговину. Они предложили найти в их землях спокойное, уединенное место, где святой мог бы укрыться от бед, обступивших его отовсюду. Святитель осмотрел несколько монастырей, но эти места не удовлетворили его.

    Лишь за несколько лет до своей блаженной кончины святой Василий перенес свою кафедру в монастырь Введения Пресвятой Богородицы, в котором не было никакого имущества и где осталось всего несколько монахов. В 1665 году святой Василий благословил келию отшельника преподобного Исайи Оногошт-ского, на самом верху перестроить в пещерный храм Честного и Животворящего Креста. Этот храм уже через два года был не только построен, но и полностью расписан. Святой обновил и пещерную церковь Введения. Во всех работах он участвовал наравне с братией, поднимая на скалу тяжелые камни для строительства, прерывая работу лишь для выполнения своих архипастырских обязанностей. Ночи он проводил в молитве, прося Бога низвести на это святое место благодать, чтобы никогда враги веры Христовой не смогли сюда добраться.

    Сюда, в строящийся монастырь, святитель вкладывал все средства митрополии, создавая здесь духовную крепость, призванную защитить душу народа и от жестоких турок с Востока, и от лукавых еретиков с Запада. Но некоторые из паствы продолжали свои нападки на святого, не понимая его богомудрого замысла по спасению души народа. Кто-то даже возводил на него клевету, говоря, что он отбирает у людей землю, что копит в монастыре для себя богатства, в то время как народ голодает. Некоторые даже считали доблестью отнять монастырское имущество, так что святой вынужден был писать своей пастве послания, в которых боролся с этой клеветой: «Василий, Божией милостью митрополит Захумский и Герцеговинский.

    Пишу уверения ради, да знают христиане, как я был некоторое время в Остроге, в пустыни.

    Приложил усердный труд свой и имения своего не пощадил Бога ради и Пресвятой Богородицы. Обновил монастырь и для некоторых из братии, и это говорит само за себя. Многие мне делали пакости, но Бог был мне Помощником во всяком благом деле. Пишу я и для того, чтобы знали служители церковные, которые после меня будут служить Богу и Пресвятой Богородице в монастыре Остроге в студеной стене, теплоты ради Божией. Да знаете и вы, и те христиане, которые будут после меня, что купил Великий Дол за двенадцать грошей с половиной, и Спижача землю в Добром Поле, от дороги до реки, за два гроша, а что его было под лозой, то я подарил церкви. Купил я Зануглицу у Милановича, у Раича и Вумила за грош и пшеницу, а пшеница тогда была дорога, и у Петра Живковича купил Зануглицу за два гроша, а что дал ему сверх того — об этом ведают Бог и Пресвятая Богородица. Это все я подарил церкви в Остроге для питания и утешения братии. Где у меня здесь и другой труд, и другое имущество вложенное, что потратил я за душу свою от усердия, — это вместе с тем, о чем написано выше. Все предал в руки Всевышнего и Пресвятой Богородицы. Лето 1666. Ведайте об этом.

    Если же кто покусится что-то забрать у монастыря, то пусть Господь Бог заберет у такого разорителя его семью, его дом и все, что есть у него, — все его имущество, и да поразит его самого и распнет гневом Своим навеки. Аминь».

    Но Рим пытался и здесь отравить жизнь избраннику Божиему, действуя клеветой и всяческой неправдой через отдельных племенных вождей. Особенно отличился князь Раич, который не обращал внимания ни на какие законы — ни на Божий, ни на человеческие. Он настолько досадил святому, что в октябре 1667 года митрополит Василий с гатачским князем Лукой Владиславичем направился в Печ, чтобы известить о том патриарха Максима и просить его совета. Патриарх Максим тогда написал и послал через митрополита Василия письмо князю Раичу, в котором строго запрещал наносить ущерб монастырскому имуществу, а в противном случае обрекал его страшным проклятиям, как и каждого, кто посягнет на удел Пресвятой Богородицы в Остроге. Однако в письме патриарх выражал сомнение, что известные люди причиняют вред монастырю исключительно от себя, но, возможно, делают это по подстрекательству чужаков — «чужих монахов (то есть агентов Рима. — Пер.)», которым дают милостыню и помогают строить храмы, помогая делу унии.

    По возвращении митрополита Василия из патриархии князь Раич посетил его и принял письмо патриарха к сведению. Он гостил у митрополита несколько дней и принес с собой богатые подарки, убоясь кары Божией, однако этим он уже не мог повлиять на свою судьбу, которую избрал себе ранее, совершая непотребные дела. Вскоре его настигло страшное несчастье: погибли пятеро его сыновей, и только один младший сын пережил набег гайдука Байо Пивлянина, который решил наказать нечестивого князя.

    Милостивый митрополит, потрясенный этим случаем, о котором ему рассказал сам князь, помолился Богу и вымолил милость для несчастного, немолодого уже Раича. Смирившемуся от кары Божией князю он посоветовал каяться в своих грехах и в грехах своих сыновей, а когда придет время, то снова жениться и восстановить свой род, который ему пошлет Господь. Венчанье Раича с его новой супругой совершил сам святой Василий и потом еще и крестил двух его сыновей, родившихся в этом браке, став духовным отцом для всей семьи.

    В 1669 году победой турок, захвативших Крит, закончилась Кандийская война, которая продолжалась целые десятилетия. Турецкая власть в крае еще более укрепилась. Но теперь появилась новая великая духовная крепость у православного сербского народа — монастырь Острог, в который святой Василий вложил всю свою благословенную душу. 29 апреля/12 мая 1671 года святой отошел в селения райские, к великой скорби христиан. Турки тогда запретили разведение винограда во всех людных местах своей державы, чтобы христиане не имели возможности совершать богослужения, так как для совершения Божественной литургии необходимо вино. В час кончины святого, в дни общей скорби, его келия осветилась небесным светом, ибо Силы Небесные пришли за его великой душой, чтобы из этого горестного мира забрать его в Царство Божие, где радость безконечна и неисчерпаема. Из скалы у того места, где преставился святой, выросла виноградная лоза, которая и ныне плодоносит во славу Божию и знамение всему миру о том, где есть истина.

    Семь лет спустя святой Василий явился в сонном видении благочестивому настоятелю своего старого монастыря Святого Луки в Жупе Никшичской, игумену Рафаилу (Косиеревцу) и с третьего раза убедил этого очень осторожного ко снам монаха жаром из кадильницы во сне, так что после пробуждения его лицо болело от ожогов. Тогда игумен пошел со своими монахами в Острог и там с общим постом и молитвами при ежедневном служении святой литургии с братией острожской открыли его гроб. Когда гроб был открыт и увидели его прославленное Богом нетленное и мироточащее тело, желтое, как воск, то воскликнули, как некогда святому Савве: «Земля из недр своих даде тя священнолепна, цела и неразрушима, и благоухания чудом удивляются града жители, восклицающие: во веки живы будут праведные!»

    Тогда же с молитвами и трепетом благоговейным положили мощи святого в кивот, переодели в новые священные одежды и поставили в храме Святого Введения перед иконостасом. Вскоре был написан и лик святого на фреске стены, расположенной напротив входа, — это самое древнее священное изображение святого Василия. Первую известную икону святого написал изограф Гавриил Димитриевич в монастыре Морача через тридцать лет после поднятия мощей.

    Далее: Преподобный Исайя Оногоштский
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос