Святые XX столетия

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Святые XX столетия.

    В XX столетии православная Черногория пережила и наивысший взлет, и наивысшее падение, а затем — новое удивительное возрождение, произошедшее уже в последние годы. В начале века Черногория была православным королевством, получая колоссальную поддержку России времен святого царя Николая II. Страна тогда смогла во время первой Балканской войны (1912) освободить от турок весь запад Косова и Метохии с городом Печ, то есть с монастырем Печской патриархии. Краль Черногории Никола мечтал о восстановлении Печской патриархии, чтобы вся Сербская Церковь управлялась тогда из Черногории.

    На патриаршем престоле он хотел утвердить Черногорского митрополита Митрофана (Бана), при котором в конце XIX — начале XX столетия Черногорско-Приморская митрополия пережила настоящий расцвет с обновлением своих святынь. Но Черногория после Первой мировой войны вошла в Югославию (тогда еще королевство сербов, хорватов и словенцев), и центр Сербской патриархии оказался в Белграде. Краль же Никола, мечтавший сам возглавлять это союзное государство, не сумел примириться с этим и закончил свои дни за границей. В составе Югославии Черногория встретила Вторую мировую войну.

    Вся эта эпоха, начиная со второй половины XIX века и вплоть до начала Второй мировой войны, была пережита удивительным святым — прозорливым старцем Симеоном Дайбабским (ум. 1941), основателем монастыря в Дайбабе.

    Вторую мировую войну Черногорско-Приморская митрополия встретила под управлением священномученика Ианникия, который вместе с духовенством и православным народом пережил тогда настоящую Голгофу, — о ней старые люди в Черногории стараются даже не вспоминать.

    После эпохи официального безбожия Черногорско-Приморская митрополия удивительным образом возродилась при Митрополите Амфилохии (Радовиче). Но радость от этого великого возрождения Православия в крае, когда во многом митрополия опередила все остальные епархии Сербской Церкви, была омрачена трагедией Косова и Метохии.

    Зетская, позднее Черногорско-Приморская, митрополия всегда была ближе всех епархий Сербской Церкви к Печской патриархии. Это была близость и духовная (Черногорские митрополиты традиционно поставлялись Печским патриархом), и географическая (общая граница на востоке Черногории), и политическая (именно Черногория в 1912 году освободила Печскую патриархию от многовекового турецкого ига ценой крови своих верующих). Потому Митрополит Амфилохий (Радович) и был устоличен в 1991 году в Цетинье и как Митрополит Черногорско-Приморский, и как Экзарх Священного Трона Печского (Печской патриархии). Так православная Черногория впитала в себя всю боль великой косовской трагедии, когда пролилась за Христа кровь многих тысяч новомучеников Сербских — пролилась и продолжает литься... Кому, как не мученической Черногории, понять цену этой святой крови!

    Материалы о новомучениках митрополии и священномученике Ианникие взяты из книги Велибора Цомича «Мученичество Сербской Церкви от коммунистов» (Цетинье, 1997; перевод с сербского).

    Далее: Житие преподобного Симеона Дайбабского
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос