Святой союз Черногории и России

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Святой союз Черногории и России. Исключительность черногорско-русских отношений.

    В мире есть страны и народы, отношения между которыми безпри-мерны и носят исключительный характер. В этих отношениях проявляется безсмертие Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Церковь ведь есть не только союз людей с Богом, но и союз людей друг с другом в Боге. Любовь к ближнему, к брату своему — это подвиг и чудо. Высший подвиг — Распятие Христово, величайший подвиг — святость креста на всех христианах. В отношениях Черногории и России, сербов и русских этот подвиг — жизнь, добровольно отданная для спасения друга. Это не высокие слова, а реальные дела двух Церквей, когда одни христиане полагали душу за других. Приведем по одному историческому факту с каждой стороны.

    Факт первый — сербский подвиг:

    В начале XVIII века Россия проигрывала войну Турции, во время которой Петр I едва спасся с русской армией. Российский царь тогда призвал Черногорию начать войну с Турцией. Для маленькой, бедной, плохо вооруженной Черногории война с турецкой империей означала тогда смерть большинства своих христиан. Но Черногория пошла на распятие за Россию. После страшного разгрома страны турецкими полчищами уцелела лишь меньшая часть христианского народа — те люди, что сумели спастись на вершинах труднодоступных гор. Тяжелейшие десятилетия потом пошли на возрождение народа, на восстановление страны.

    Факт второй — русский подвиг:

    В начале XX века Австро-Венгрия предъявляет ультиматум Сербии и затем начинает войну против сербского народа. В России в это время была крайне нестабильная политическая обстановка. Предыдущая, русско-японская война была проиграна из-за революции 1905 года, подавленной с великим трудом. Естественно, что в этих условиях, при нарастающей политической нестабильности и терроре, вступление в европейскую войну с целой коалицией держав угрожало попросту погубить страну. И тем не менее Россия вступила в эту войну из-за сербского христианского народа и, не выдержав противостояния, погибла как православная держава в огне мировой войны, революции, гражданской войны, террора, голода, коллективизации и т. д., из-за чего десятки миллионов православного народа были убиты и замучены. Ужас этой катастрофы ощущается и ныне. Это тоже добровольное распятие за своего ближнего.

    Совокупность таких примеров благородства не имеет аналогов в мировой истории. Требовалось пожертвовать буквально всем ради брата во Христе, и эта жертва была принесена. Сказанного достаточно, чтобы получить представление о святой исключительности черногорско-русских отношений.

    Эта исключительность глубока и многогранна. Так, в Черногории отцом народным — святым Петром Цетинским, митрополитом Черногорским было оставлено народу духовное завещание, где черногорско-русским церковным и братским отношениям уделялось важнейшее место, и за уклонение от этих отношений, церковный характер которых подчеркивался, святой грозил страшным проклятием. Это небывалый случай для истории Церкви. Исключительность связи во многом определялась и тем, что сама Черногория была государством необычным — теократическим. Все это требует отдельного рассмотрения.

    Но прежде следует отметить одно скорбное обстоятельство: самая фундаментальная монография о Черногории на русском языке, великий труд Павла Аполлоновича Ровинского, посвященный православной Черногории — «Черногория в ее прошлом и настоящем», вышел еще в царской России и с тех пор не переиздавался многие десятилетия (издан в Санкт-Петербурге в 1897, 1901 и 1995 годах). Только в 1990-е годы и в начале XXI века начали выходить книги о Черногории на русском языке, но очень маленькими тиражами. Бывший посланник России в Черногории Ю. Е. Бычков недавно издал книгу «Черногория: от прошлого к настоящему. Страницы истории Черногории и российско-черногорских отношений» (М.: Декоративное искусство, 2008. Изд. 2-е, уточн. и доп.). Книга вышла под редакцией Института славяноведения и балканистики РАН.

    Существующий вакуум информации чрезвычайно трудно заполнить современному исследователю. Это, конечно, обусловлено и тяжелой ситуацией на Балканах сегодня, как, впрочем, и ранее. Гибель многих документов при частых войнах и разорениях, политическая нестабильность еще более усложняют задачу. Тем не менее задача решаема именно за счет исключительности черногорско-русских отношений, эпохой расцвета которых был XIX век.

    Эта великая братская христианская любовь особенно важна в нашу трагическую эпоху: во время разделения народов православных и расколов церковных как в бывшем СССР, так и в бывшей Югославии.

    Удивительные, святые личности прославились в безсмертном братстве. Век XIX открывает святой Петр Цетинский, а закрывает святой Николай — царь русский. Это личности великого масштаба, немалой созидательной силы. Практически неизвестна в современной России личность Петра II Ньегоша — гениального христианского поэта-романтика, прекрасного историка, честного и безкомпромиссного политика. Говоря о великих личностях Черногории, необходимо вспомнить о православной народной культуре, которая вскормила эти личности и поддерживала постоянно великой силой народной Церкви.

    В настоящее время издательский дом «Светигора» Черногорско-Приморской митрополии издает на сербском языке много исторических материалов. Некоторые из них будут использованы в настоящей работе. Их названия и цитаты из них будут для удобства восприятия приведены на русском языке.

    Прежде всего это «Краткая история митрополии Черногорско-Приморской с шематизмом (шематизм — официальный список приходов и служащего духовенства (серб.) за 1999 год», изданная в Цетинье в 1999 году. Интересна также «Цетинская Богословия (Семинария)» — юбилейный сборник, изданный в 2002 году Особое место среди этих источников занимает книга «Житие святого Петра Цетинского: Народные предания, песни, документы и чудеса», изданная в Цетинье в 2003 году. Ценные сведения приводятся в двух работах Любивоя Церовича: «Сербы в восточноевропейской диаспоре: Украина» (Белград, 1997) и «Сербы в восточноевропейской диаспоре: Россия» (Белград, 1998). И наконец, существует современное научное издание, посвященное специально черногорско-русским отношениям, причем с публикацией русских архивных документов: «Черногорско-русские отношения с 1711 по 1918 год» (Подгорица; М., 1992). Этот совместный проект Исторического института Черногории и Института славяноведения и балканистики АН СССР носит светский характер и поэтому безсилен раскрыть тему в своей сути, так как только глубоко православный взгляд ученого способен достойно оценить и раскрыть черногорско-русские отношения, однако ценность вышеуказанной работы — в приведении исторических фактов и публикации множества первоисточников. Кроме этих трудов, есть и живое народное предание, народные мысли и чаяния, имеющие непреходящее значение, на которые должен опираться всякий добросовестный исследователь, как опирались на них современники, ибо выросли внутри народной среды.

    Цель этого исторического повествования — доказать на конкретном историческом примере непреходящую ценность неразрывной связи и вечного единения Поместных Православных Церквей в Единой Церкви Христовой. Единство и Соборность Святой Апостольской Церкви черногорско-русскими отношениями прекрасно утверждается и прославляется в этом трагическом мире.

    То, что представляется исключительным, на самом деле есть просто норма истинного христианства — святого Православия. И именно православная народная культура выстрадала и вынесла эту исключительность в душах обоих христианских народов.

    Между тем, в истории православных народов это чудо основополагающе: оно и творит народную историю. Даже когда в Черногории теократия сменилась монархией при князьях Данииле и Николае (вторая половина XIX века), все равно Православная Церковь продолжала быть основной движущей силой в истории страны.

    Черногорско-русские отношения — прекрасный пример для подражания во всем православном мире, но чтобы их церковно-историческое значение было вполне ясно, необходимо о нем сказать отдельно и подробно в конце исторического повествования. Сейчас же речь пойдет непосредственно об основах черногорского церковно-исторического бытия.

    Далее: Черногорская теократия
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос