Страна великих святых

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Страна великих святых — крепость Православия.

    Есть в мире места богохранимые и сокровенные, полные благодатных тайн. Неисповедимыми путями Господними здесь земное соединяется с небесным, ибо в местах этих жили некогда святые — люди с боголюбивой душой и необычайной судьбой, и земля хранит память о них.

    В истории Церкви Божией таких мест немало, но далеко не все из них сейчас принадлежат православным христианам. Ведь вокруг этих крепостей Христианства всегда кипела непримиримая духовная борьба. Все силы зла восставали, чтобы оградить их от людей, потому что не хлебом единым жив человек и без этих святых мест человечество умирает от духовного голода.

    Наша книга посвящена самой маленькой и необычной православной стране, которая на протяжении многих веков была и остается благодатной духовной крепостью Христианства, богохранимым и сокровенным краем, освященным жизнью великих святых. Это — Черногория.

    Можно много говорить о духовной загадке Черногории: как в невероятно тяжелых условиях возникло и выстояло единственное в мире православное теократическое (управляемое Богом, а не земными властями) государство, центром которого стал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, а главой — православный митрополит. Но такового исторического чуда никогда бы не произошло, если бы не освятили землю эту великие святые, жития которых впервые на русском языке предлагает вам данная книга. Православная Черногория пережила три эпохи. Первую эпоху (X-XIV века) прославили древние святые, которые стояли у истоков формирования Сербской Церкви и сербского народа.

    Это — святой король-мученик Иоанн-Владимир (ум. 1015), современник святого равноапостольного великого князя Владимира. Имя Иоанн (Иован в звучании по-сербски) дано ему при крещении, а славянское Владимир — при рождении. Святого равноапостольного князя Владимира можно было бы тоже называть Василием-Владимиром, так как и он при крещении получил новое имя. Но такая традиция в Русской Церкви не установилась.

    Краль Иоанн-Владимир — единственный святой, который после святого Иоанна Крестителя всегда изображается на иконах со своей отрубленной головой в руке. И это не символическое изображение, а реально свершившееся на глазах многих людей чудо. Дивны дела Твоя, Господи!

    Святого короля почитали люди разных народов и даже разных вер на протяжении многих веков. Благодатный властитель в начале XI века положил прочное основание возвышенной духовности христианского народа в этом крае, который тогда назывался Зета, имея и второе название — Дукля (по имени античного города Диоклии). Через 99 лет после мученичества краля Иоанна-Владимира здесь родился другой великий святой — Симеон Мироточивый (ум. 1200), которому суждено было прожить долгий век и развить начатое прежде молодым королем-мучеником духовное возвышение народа. Ему удалось стать основателем независимой сербской православной державы, первым объединителем и духовным вождем всего сербского народа.

    Один сын Симеона Мироточивого — святой Савва Сербский был основателем Сербской Церкви, ее первым архиепископом, в 1219 году основавшим Зетскую епископию (впоследствии — митрополия Черногорско-Приморская). Другой сын — святой Стефан Первовенчанный стал первым сербским королем, венчанным на царство, через которого продолжилась династия, давшая множество святых властителей: короля Владислава, его сына Уроша Великого, двух сыновей последнего: короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, его брата — короля Милутина, чьим сыном стал король-мученик Стефан Дечанский.

    Последний сербский святой властитель до раздробления державы был царь Урош, прозванный Несильным; он оставил престол и стал подвизаться в знаменитых Метеорах. К этому времени уже существовала Печская патриархия, и поэтому он являлся царем, как и его отец Стефан Душан, который и сумел добиться установления патриархии в Сербской Церкви, став первым сербским царем (по древней церковной традиции, только патриарх имеет право венчать на царство царя, в то время как митрополит или архиепископ имеют право венчать на царство лишь королей).

    Симеон Мироточивый в конце жизни оставил королевский престол и принял монашество, уйдя к своему сыну Савве Сербскому на Афон. Из места его погребения выросла виноградная лоза, исцеляющая от безплодия, и по этой благодатной лозе все его святое потомство, правившее сербскими землями и прославленное также монашеским подвижничеством и основанием многих монастырей, принято называть светородной лозой Неманичей, или Неманьиной.

    Не менее великие святые прославили сербский народ во вторую эпоху (XV-XIX века) — эпоху турецкого владычества и венецианской оккупации черногорского Приморья. Им посвящена вторая часть книги. Это время прославилось бесчисленными и беспримерными подвигами православного народа, отдававшего свои жизни за веру, за Христа. Именно поэтому здесь кроме жизнеописаний подвижников и мучеников приведены два отрывка из воспоминаний черногорского воеводы Марко Милянова, повествующих о крестоносном подвиге простых людей.

    Только благодаря духовному союзу православных митрополитов и верующего народа стало возможным становление новой — теократической державности Черногории. Эта необычная держава в союзе с Россией выступила освободительницей сербов от турецкого ига. Однако путь к этому торжеству был долгим и кровавым. Всего через полтора века после святого Симеона Мироточивого свершилась великая трагедия сербского народа: единое царство распалось, и турки постепенно стали захватывать сербские земли одну за другой. К тому времени Зетская епископия уже стала митрополией (с 1346) и Зета-Дукля, духовная твердыня Православия, осталась последней непокоренной сербской землей, сохранившей свою независимость до конца XV века (1499).

    Старый центр Зетской митрополии на Михольской Превлаке в Приморье был разрушен католиками, а монахи митрополии перед этим были отравлены. Это стало возможным, когда захватила побережье Венеция (1420). Уже в наше время здесь были обретены чудотворные мироточивые мощи монахов, пострадавших за Православие. Место их мученичества в первой половине XIX века выкупила праведная Екатерина Превлачская. Здесь она восстановила православный монастырь, за что также пострадала.

    Центр Зетской митрополии после трагедии на Превлаке переходил из монастыря в монастырь. Турки наступали с одной стороны, католическая Венеция — с другой. В это тяжелейшее время народ, чтобы не подчиняться гонителям Христа, во главе с князем и митрополитом ушел в труднодоступные горы, где на поле Цетинском, окруженном скалами, в 1484 году был основан монастырь Рождества Пресвятой Богородицы — новый центр Зетской митрополии. Эта святыня объединила в суровых скалах стойкий народ Черной Горы, не признававший турецкую власть. В горах сербский православный народ стал жить родами и племенами, пася овец в скалах. Но всегда являлись в народе святые подвижники и основывали в неприступных скалах новые монастыри, несмотря на противодействие полчищ турок. Таким святым стал в XVII веке Стефан Пиперский (ум. 1697), основатель монастыря Челие Пиперске в горах племени Пиперов, не признававших турецкую власть. Для них главным авторитетом являлся лишь православный митрополит в монастыре Пресвятой Богородицы.

    В 1688 году турки сожгли живьем в храме села Момишичи двух священников с сорока детьми — их учениками.

    В этом же тяжелейшем XVII веке, когда часть народа из-за притеснений и террора перешла в ислам, Господь даровал великого святителя Захумского Василия, Острожского чудотворца (ум. l671), монастырь которого Острог (в значении «укрепленное частоколом место») возвышается, врезавшись в огромную неприступную скалу. Святой Василий явился истинным столпом Христианства. Сюда, в монастырь Острог, к его нетленным мощам стекаются люди со всего света. Описание его безчисленных чудес занимает три тома. На этом месте подвизался еще до святого Василия преподобный Исайя Оногоштский, а после святого Василия возле монастыря отдал жизнь за Христа юный новомученик Станко, которому посвящен храм между Доньим и Горним Острогами.

    В начале следующего, XVIII века черногорцы, по благословению своего митрополита Даниила, решительно побеждают в своих горах всех тех, кто предал Христианство, и Черногория становится вольной страной крестоносцев, где все мужчины, женщины и дети от рождения до смерти носят священную шапку с крестом — как символ непрестанной борьбы за Христа.

    С 1782 года власть над державой принимает святитель Петр Цетинский (fl830), который становится душой православной теократии. Святой митрополит Черногорский побеждает и несметные турецкие полчища, и полчища Наполеона, освобождает побережье Адриатики вплоть до Дубровника и обращается к русскому царю Александру I с предложением присоединить освобожденные христианские земли к России.

    Этот подвижник и чудотворец, великий вождь православного народа, по-особому любил Россию и в своем предсмертном завещании проклинал каждого черногорца, кто отвернется от православного руса. Святитель Петр Цетинский, уже по кончине, чудесно спас в России Царскую Семью во время крушения поезда на станции Борки. За это он был включен в собор Петроградских святых и в России его стали особо почитать.

    Третья часть книги содержит больше житий, чем обе предыдущие части вместе: так много святых просияло в третью эпоху (XX столетие), которая началась восстановлением древней Дай-бабской святыни преподобным Симеоном, а закончилась обретением мироточивых мощей новомучеников Превлачских. Середина XX века вновь дала Черногории духовное войско новомучеников, пострадавших от безбожников, во главе с митрополитом Ианникием. Жития святых этого времени кратки, но пронзительны, поскольку в своей жестокости и стремлении стереть память об этих святых безбожники превзошли даже турок.

    В самом конце XIX — первой половине XX века в Черногории подвизался в катакомбах первых христиан подвижник и прозорливец Симеон Дайбабский (ум. l941). Он был и мудрым духовным писателем, и иконописцем — автором икон и фресок. Этот старец производил незабываемое впечатление на всех, кто его видел, и помог великому множеству людей. Вторая мировая война в сербских землях переросла в войну гражданскую. Во время этой войны и в ближайшее время после нее свой подвиг свершило множество новомучеников, во главе с митрополитом Черногорско-Приморским Ианникием (ум. 1945). Никогда прежде страна не переживала такой трагедии — ведь убивали христиан сотнями и тысячами не турки, а сербы, крещеные души, ставшие братоубийцами. В те годы основная часть духовенства Черногории приняла мученическую кончину от рук коммунистов, явив безсмертное величие христианского духа перед безбожниками.

    Четвертая часть книги посвящена двухвековому союзу Черногории и России (с начала XVIII по начало XX столетия). В этом удивительном союзе обе державы слились для защиты Православия. Во многом благодаря таким союзным отношениям православные народы Балкан имеют свою государственность.

    Пятая часть книги освящает нынешний день Черногории, когда вновь две державы тесно сблизились и в России с новой силой разгорелся интерес к маленькой стране великих святых и великих святынь. Несмотря на многие преграды и несчастья, Православная Церковь Черногории в последнее время возродилась с такой силой и стремительностью, что во многом опередила все остальные сербские епархии. Черногория снова доказала всему миру, что она является неодолимой крепостью Православия, что подлинные народные вожди для нее по-прежнему православные митрополиты.

    Земля нынешней Черногории относилась к Иллирии. Здесь некогда проповедовал Христа святой апостол Павел, и христиане жили в этих местах уже в I веке, а христианская епископия существовала еще до Диоклетиана. Кроме побережья, древним христианским центром являлась здесь Диоклия, епископ которой Евандрус упоминается в материалах IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне в 451 году.

    Дукля-Зета-Черногория отстаивала веру многие столетия в невероятно тяжелых условиях. Потому эта земля и ее народ хранят столько святости, а жития святых Черногории героичны и возвышенны. До сих пор поражает эта непокоренная скала Православия, выстоявшая между двумя необъятными океанами — католицизма, с центром в соседней Италии, утвердившегося на побережье Адриатики, и ислама в огромной Турецкой империи, охватившей Черногорию с трех сторон.

    По выражению святого Иоанна Златоуста, «золото огнем очищается» — то есть душа человека очищается в испытаниях и искушениях. Так и Черногория, будучи испытанной огненным крещением, дала святых, за которыми народ пошел в безсмертие непрекращающимся крестным ходом, в подвиге и чуде.

    Черногория первой из православных стран Европы установила постоянные дипломатические отношения с Россией, ставшей освободительницей православных народов на Балканах. Держава боговластия, Черногория притянула к православным Балканам Святую Русь. Этот союз православного царства, раскинувшегося на полсвета, с самой маленькой православной державой, управляемой из монастыря митрополитом, изменил духовную историю Европы, дав свободу и силу многим православным народам.

    Черногория соединила в себе древние святыни сразу нескольких краев: античной Диоклии — средневековой Дукли (Зеты) в котловине Скадарского озера; Приморья — Адриатического побережья; часть святынь Старой Сербии (Рашки) — величественной горной страны; Старой Герцеговины, которая и сейчас представляет собой заповедник древней православной культуры.

    Далее: Древние святые (X – XIII века)
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос