Патерик монастыря у Елбасана

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Патерик монастыря святого Иоанна-Владимира у Елбасана.

    1. Церковь святого краля

    B шести километрах от города Елбасана находится монастырь святого краля Иоанна-Владимира. Монастырь белеет на склоне одной из гор. Под монастырем протекает река Куш, а высоко над монастырем расположено маленькое христианское село из 19-ти домов, которое называется Примишиони (что означает: «над святым Иоанном»). И сама гора носит точно такое же название — Примишиони.

    По преданию, первую церковь на этом месте поставил сам святой краль в честь Пресвятой Богородицы. До какого времени простояла эта церковь, неведомо. В письменных источниках отражено только то, что в 1381 году Карло Топия, близкий родственник французского короля, воздвиг новую церковь на месте старой.

    В середине XIX века эта древняя церковь пострадала от землетрясения и обновлена была только в 1901 году. При входе в церковь над дверями находится плита с греческой надписью, которая гласит: «Храм святого Иоанна-Владимира обновлен во время высокопреосвященного митрополита Драчского господина Прокопия из оставшихся средств от махалли Кастро в Елбасане блаженнопочившего митрополита Драчского Виссариона, а стараньем и надзором епитропа г. Спиридона Цувка — Елбасан. 1 марта 1901 года».

    Церковь обширна и красива. Длина ее 18 метров, ширина — 12 метров, высота — 8 метров. Вся она воздвигнута из камня, и ее поддерживают восемь колонн. Чтобы попасть в церковь, нужно сойти по трем ступеням вниз. Внутри она облицована гранитными плитами. Солея очень пространна и возвышается на две ступени от середины храма. На престоле находятся частицы мощей: святого Анастасия, святого Харлампия и святой Евфимии. На ковчеге, в котором хранятся эти мощи, вырезан лик святого краля Владимира. Кроме того, на престоле находится и одно Евангелие, которое напечатано в Венеции в 1759 году.

    Возле храма два монастырских корпуса — один новый, с южной стороны, и один старый, с западной стороны, с очень широкой террасой.


    2. Чудесное дерево

    По преданию, церковь построена на том месте, где святой краль часто и долго молился Богу во время войны с греческим царем Василием. Греческие войска обступили гору, а сербские войска стояли на горе. Не рискуя подниматься в гору, греческие войска вынуждены были отступить в беспорядке. Так, благодаря молитве святого краля, битва была выиграна сербами.

    Краль Владимир молился Богу, стоя под одним дубом. Возле того дуба был построен первый храм святому кралю. Дуб существовал после смерти краля еще в течение четырех веков, после чего упал перед церковной стеной. Так, простершись на земле, он и сейчас лежит на открытом воздухе уже пять веков. Ни огонь, ни дождь, ни мороз не смогли повредить дереву. Когда дерево пало, многие паломники отрезали ветви, чтобы унести с собой как целебную реликвию. Когда все ветви были отсечены, ствол больше не мог дать побегов. И теперь ствол лежит возле стены так же, как и тогда, когда он упал. Монастырское начальство много раз строило кров над этим стволом, чтобы защитить его от непогоды, но каждый раз воздвигнутый кров быстро обрушивался и пропадал, а дерево оставалось неприкрытым и ничем не защищенным.


    3. Явление креста

    Благочестивый Владимир больше верил в силу Божию, чем в человеческую. Его войско было гораздо меньше греческого и тем не менее он мог надеяться победить греков благодаря геройству: как своему личному, так и геройству своих воинов.

    Он часто, особенно в тишине ночной, удалялся от своего войска, приходил к этому дубу и здесь, под ним, усердно молился Богу о победе. Однажды, когда он так стоял на молитве, появился перед ним один орел, у которого на голове блестел крест. Явление креста святой краль истолковал как радостное уверение свыше, что он победит. И великому царю Константину некогда явился крест как символ и предсказание победы. И как некогда царь Константин силой креста победил Максен-ция, так и краль Владимир силой креста победил Василия — недруга своего народа.


    4. Святой скачет без головы

    Настолько сильна правда, что когда люди подумали, что отсекли ей голову, она и тогда явилась великой и чудотворной. По верованию народа в Албании и Македонии, святому кралю Владимиру отсекли голову в Чжафе Сане (на самой нынешней границе сербско-албанской) у одной церкви, которая сейчас находится в развалинах. Когда святому и праведному кралю отсекли голову, то он вскочил, взял свою мертвую голову в руки, сел на коня и направился в сторону Елбасана. Народ из Елбасана с митрополитом и священством вышел ему навстречу вблизи того места, где сейчас находится монастырь святого.

    Когда конь достиг толпы народа, то опустился перед митрополитом и тело краля спустил на землю. Плачущий и рыдающий народ со священством взял тело с головой и пошел по склону до того знаменитого дуба, под которым некогда святой краль молился Богу. Тут его похоронили. На его могиле вскоре произошло так много чудесных исцелений больных, что он через очень краткое время Церковью был провозглашен святым. Однако народ почитал его святым еще при земной жизни.


    5. Святой краль не дает себя украсть

    Рассказывают, что некие франки пришли в монастырь, чтобы украсть тело святого краля Владимира. Смогли вынести ковчег из церкви и снести его вниз по склону к реке Куш. Но вдруг ковчег так отяжелел, что они были вынуждены опустить его на землю. Пытались снова понести его, но не могли ни оторвать его от земли, ни даже просто немного подвинуть. До самой зари воры трудились и мучились в попытках сдвинуть ковчег, но напрасно. В конце концов решили снять запор с ковчега, чтобы вынуть тело, но запор не поддался. Узрев в этом невидимую силу святого, они бросили ковчег и убежали. Утром ковчег был найден и с торжеством и благоговением возвращен на прежнее место в монастырь.

    Среди многих попыток украсть мощи святого вспоминается одна, особенно удивительная. Однажды разбойники смогли отнести кивот даже до реки Шкумбы с другой стороны Елбасана, но, поскольку он отяжелел, они его бросили в реку с надеждой, что река его сама отнесет до желанного им места. Но река, приняв кивот, перенесла его на другой берег с этой стороны Елбасана, и, когда вода спала, кивот остался на суше. На этом месте люди стали замечать каждую ночь необъяснимый свет. Так это продолжалось много ночей, пока некоторые не решились прийти в это место, где и обрели кивот, который снова с торжеством и благоговением был возвращен на свое место в монастырь.

    Франки - общее название западноевропейцев-католиков на Балканах, которое употребляли и православные, и мусульмане. Это древнее название (по имени народа, главенствовавшего в империи Карла Великого) традиционно для мусульман. Оно распространено от Ближнего Востока до Карпат, особенно в европейских владениях Турции, подчинившей Юго-Восток Европы с его православными народами, у которых оно также стало обозначать иноверца-католика. У ближайших же соседей-католиков в это время православных стало принято называть влахами, по имени румынского населения, рассеянного по Балканам и Карпатам, которое жило в горах и славилось своей приверженностью Православию. — Пер.


    6. Вынос мощей и исцеление

    Один раз в год кивот выносят из места хранения и открывают. Это происходит в день монастырского праздника — 22 мая, когда празднуется память святого краля. На утрени того дня, когда начинают петь великое славословие, кивот извлекается из места хранения, ставится посреди церкви под небо (балдахин) и открывается. После окончания литургии священники берут кивот и обносят его трижды вокруг церкви с пением. Множество народа, который приходит в этот день в монастырь, следует за кивотом, держа зажженные свечи в руках. Когда свершат это троекратное обнесение вокруг церкви, то ставят кивот перед церковью и народ подходит прикладываться к мощам. При целовании людям раздают частицы пальмовых листьев от мощей. Известно, что около Елбасана растет много пальм.

    Каждый год кладут на мощи святого в кивот новые пальмовые ветви, которые лежат там год и в праздник разделяются паломникам. После того как завершается целование мощей, кивот закрывается и опять ставится на середину церкви. На третий день праздника 24 мая кивот снова открывается для целования мощей. Это делается по двум причинам: во-первых, праздник в монастыре продолжается в течение трех дней, так что при своем уходе паломники желают еще раз приложится к мощам; и во-вторых, в этот день происходит великое народное собрание в Елбасане, на которое собирается народ из дальних уголков Албании. Таким образом дается возможность и служивым людям, прибывающим в Елбасан по этому поводу, приложиться к мощам.

    Само слово «паломник» означает дословно «несущий пальмовую ветвь». Освятив ветви на святынях Святой Земли, люди уносили их с собой на Родину. Это — древнейшая христианская традиция, которая возникла как воспоминание празднования Входа Господня в Иерусалим — Вербного Воскресенья. В России при отсутствии пальм стали использовать ветви вербы, а в теплых местах Балкан, где росли пальмы, эта древняя традиция сохранилась.


    7. Исцеление от падучей болезни

    Мощи — значит мощные. Мощь святого велика и при его земной жизни, и после нее. Много раз святой являл великую мощь свою после смерти. Это — Божия мощь, которой Бог хочет явить и прославить святых Своих. То, что мощи святых нетленны — общеизвестно. Пророк обращается к Богу и явно предсказывает нетление святых, когда говорит: «И не дашь святому Твоему увидеть тления». Девять веков мощи святого краля Владимира лежат нетленными, и не только нетленными, но и чудотворными!

    Из новых чудес в монастыре знают и помнят следующее: Филипп Вукчевич из Скадара долгое время страдал падучей болезнью. Однажды он решил пойти в монастырь святого Владимира на праздник. Молился святому, чтобы его спас от этой страшной болезни. Когда возвратился домой, то болезнь его больше не преследовала. Исцелившись, он и потом, по своему обету, каждый год посещал монастырь в праздник святого. Он так полюбил монастырь и святого Владимира, что стал молить святого, чтобы и умереть здесь, в монастыре. И вправду, когда он однажды пришел на праздник, то умер и был здесь похоронен.


    8. Разбойники сотворили зло и наказаны

    Однажды несколько разбойников вошли в монастырь и собрали все ценное, что в силах были унести. Когда они отдалились от монастыря, то сели, чтобы поделить награбленное, но при этом поссорились и подрались так, что ни одного не осталось в живых. Украденные драгоценности потом были найдены и возвращены в монастырь.

    Случалось много раз, что воры и разбойники, которые грабили монастырь, или сами себе причиняли зло, или были схвачены и наказаны. Не известно ни одного случая, чтобы кто-то хотел причинить вред сей святыне и это оставалось безнаказанным.


    9. Святой является во сне

    Двадцать лет назад служил в монастыре Евтим Вуда из Елбасана. Однажды он спал ночью на открытом воздухе перед монастырем. Во сне ему явился святой краль и, указав рукой на монастырь, сказал ему, чтобы тотчас встал и разбудил всех остальных в монастыре, ибо в корпусах начался пожар. Евтим сразу же пробудился и действительно увидел огонь. Он быстро вошел внутрь и начал звонить. Так все люди спаслись от пожара и начали спасать всё от огня.

    Во сне святой явился и одному турку, который каким-то образом смог украсть главу святого и скрыть ее в своем доме. Когда он сделал это, то у него дети стали рождаться слепыми. И он, и жена его впали в великую скорбь, и им было очень стыдно перед соседями. Потом святой явился этому турку во сне и сказал, что он наказан из-за того, что украл его главу, и следует возвратить главу в монастырь, признать свое преступление и покаяться, если желает, чтобы дети прозрели. Когда этот человек пробудился, то сразу же в ужасе взял главу святого, отнес ее в монастырь, где все исповедал и покаялся. После этого слепые дети прозрели.


    10. Исцеление немой девочки

    В 1910 году привели больную девочку-турчанку (Турками называли всех местных мусульман вне зависимости от национальности. Здесь речь идет, скорее всего, об албанке-мусульманке) из одного горного села у Краба (на пути к Тиране) и упросили, чтобы она осталась на некоторое время в монастыре и чтобы над ней читали молитвы пред кивотом святого краля. Девочка была немой. Нынешний епитроп монастырский Димирий Носис рассказывает: «Мы не знали, какое послушание ей дать. Поскольку в монастыре было много шерсти, то дали ей работать с ней. После нескольких недель девочка начала говорить. Она задержалась еще немного в монастыре и, полностью выздоровев, вернулась домой. Теперь она каждый год со своими родственниками посещает монастырь в праздник».


    11. Видение разбойникам

    На иконе святого краля изображено одно чудо, случившееся очень давно. О нем рассказывают так: десять разбойников однажды схватили монастырских коней на ниве и повели к себе домой. Было сухое летнее время, но когда эти конокрады достигли реки Куш, то река им показалась огромным бушующим потоком. Они удивились и не перешли через реку, а отошли назад. Когда они отдалились от реки, то, посмотрев на нее, увидели, что река так же мала, как и была. Тогда они опять пошли к реке. Дойдя до реки, увидели снова, что река огромна и перейти ее невозможно. Испугавшись, снова возвратились. Как только отошли, то поглядели на реку и увидели, что река опять стала маленькой. И так еще много раз подходили к реке и отходили от нее, но постоянно им было это видение. Тогда они поняли, что святой сотворил чудо. Ужаснувшись, отпустили они коней и побежали без оглядки.


    12. Святой помогает бездетным

    В Священном Писании упоминается несколько семей, которые все были бездетными до преклонного возраста и только тогда, через молитву к Богу, получили потомство. Одна бездетная турецкая семья из села Суслова у Берата посетила монастырь святого краля 16 лет назад. Они слышали, что святой помогает во всех бедах и несчастьях, когда люди прибегают к нему с верой и молитвой. Поэтому они и пришли в монастырь поклониться святому и умолить его, чтобы дал им потомство. Те же точно муж и жена снова пришли в монастырь с одним ребенком в 1923 году. Ребенок нес на плечах ягненка в монастырь. Он обошел с ним три раза церковь и после этого отдал ягненка монастырскому начальству.

    Когда настоятель монастыря расспросил их, то узнал от родителей, что Бог им даровал ребенка по их молитве к святому кралю столько-то лет назад.

    Далее: Преподобный Симеон Мироточивый
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос