Черногорская теократия

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Черногорская теократия.

    Теократическое государство в Черногории сложилось в результате ее естественного духовного развития. Среди всех сербских земель земля нынешней Черногории изначально выделялась своим особым духовным складом, который не так просто поддается определению. Чтобы понять причины становления черногорской теократии, надо глубоко проникнуть в нравственную историю этой земли.

    Но начнем с географического описания, которое часто обусловливает характер населения. В Черногории неприступные, холодные и влажные горы вплотную подходят к теплому морю. Нигде больше в Средиземноморье и даже во всей Европе нет такого резкого противостояния суровой холодной высоты (более трех километров у самого побережья) и сухого теплого приморья, не знающего зимы. Горы этой страны — самое дождливое место Европы, а под ними, совсем рядом — плодороднейшие континентальные низины, поросшие пальмами. Здесь же еще один поразительный контраст: незамерзающего огромного Скадарского озера и голых известняковых склонов, навсегда поглощающих в своих щелях целые потоки воды. В Черногории имеется единственный во всем Средиземноморье настоящий фьорд, как в Скандинавии и Гренландии, — Которская Бухта, и здесь же — грандиозный каньон-провал реки Тары.

    Эти безпримерные природные контрасты сочетаются с человеческими. Так, вероятно, и сложилось противостояние развращенного приморского рабовладельческого юга и свободных племен горцев-скотоводов с совершенно другой нравственной культурой. Греческие колонии, Македония, Рим в течение многих веков стремились подчинить себе этот независимый патриархальный мир, но все было тщетно. Всегда эти горы служили убежищем для свободолюбивых и непокорных людей, живущих простой, трудной и независимой жизнью. Схожий менталитет можно наблюдать у горцев Северной Испании — астурийцев, кантабров, басков; у горцев Северной Британии — скоттов (шотландцев), бригантов, каледонцев; у фракийцев Балкан (вспомним легендарного Спартака) и Карпат — даков. Так что вполне можно говорить об особой горноевропейской духовной культуре племен, где смерть предпочитали рабству.

    Какие же народы населяют Черногорию? При нынешнем состоянии исторической науки уже можно избежать спекуляций на археологическом материале. Современная наука позволяет восстановить точную картину прошлого отдельных народов, их взаимоотношений, нравственности, степень их родства, места их проживания и перемещений — причем на протяжении целого ряда тысячелетий в глубь истории. Так, знаменитый русский лингвист Олег Николаевич Трубачев в своем посмертно изданном труде «Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования» (М., Наука, 2003) убедительно доказал исконность проживания славян в дунайском регионе и их влияние в древние времена на предков современных албанцев (см., напр., с. 454-458). Так что нет ничего невероятного в том, что еще в античное время на территории современной Черногории вполне могли проживать люди славянского языка вместе с фракийцами и иллирийцами.

    Низменная часть Черногории была рано христианизирована, находясь под прямым влиянием проповеди апостолов. Здесь в месте Дайбаба сохранились древнехристианские катакомбы, а в VII веке уже процветало монашество в последователях святого Венедикта Нурсийского. В Деяниях Халкидонского Собора 451 года упоминается епископ города Дукли (Диоклии) по имени Евандрус. Позднее, после готского разорения, епи-скопия из Дукли, как полагают исследователи, была перенесена в Зла-тицу, где просуществовала до самого славянского завоевания страны.

    В этом месте сменялись юрисдикции римская и константинопольская, здесь встречались Восток и Запад, Христианство боролось с язычеством. Такая напряженнейшая духовная жизнь выковывало в маленьком православном народе особую стойкость в вере и пламенную готовность постоять за нее, не жалея даже жизни. Это и породило в конце концов крестоносную черногорскую теократию. Самым неопровержимым доказательством духовной зрелости сербов в этих местах является то, что именно отсюда происходит святая династия Неманичей, сумевшая впервые в истории объединить весь сербский народ.

    Непосредственно отсюда был родом святой Симеон Мироточивый — основатель Сербского православного царства и, через своего отца, святой Савва Сербский — основатель Сербской Церкви. Здесь начались и Сербская Церковь, и Сербское царство, и здесь же они скрылись во время турецкого завоевания Балкан. До нынешних времен в Черногории сохранились епитрахиль святого Саввы и корона святого Стефана Дечанского, вместе с другими святынями и реликвиями знаменуя и подтверждая эту духовную тайну. Здесь же, впервые на Балканах, еще в 1493 году была издана богослужебная книга на церковнославянском языке — Октоих. Также в XV веке основывается в труднодоступной горной долине Цетинский монастырь — духовный и политический центр страны. Православная непокоренная Сербия уходит в неприступные горы. Турки безсильны прочно установить здесь свою власть: народ был хотя и беден, но тверд в вере и отважен. Турецкие войска, теряя людей в боях, ничего не могли приобрести на почти безплодных землях и обычно стремились лишь держать в постоянной осаде и блокаде непокоренную горную крепость христианскую. Именно в это время, в XVI-XVII веках, здесь постепенно складывается тип православного крестоносца-воина и формируется теократия — одно в неразрывной связи с другим. Только Церковь при безпрерывном выживании на грани гибели, при постоянном подвиге души и тела представляла здесь реальный авторитет и власть, ибо лишь Церковь в силах дать людям святое единство на земле и безсмертие на небесах.

    Вот что свидетельствует в своем дневнике П.А. Толстой (см.: «Черногорско-русские отношения с 1711 по 1918 год». С. 34): «Те сербы — люди военные, подобятся во всем донским казакам...» Это говорится о православных сербах Приморья, тяготеющих к Черногории. Наблюдатель сравнивает их с русским казачеством, защищавшим южные рубежи от нападения иноверцев — татар и литвы.

    Это наблюдение сделано еще летом 1698 года. Несколько же позднее случилось событие, которое с большой художественной силой описывает Петр II Ньегош в своем поэтическом творении «Горский Венец». Он восстановил по архивным данным и народным преданиям ключевой момент в истории Черногории — рождение православной теократии.

    После ряда коварных басурманских злодеяний и безуспешных попыток договориться с потурченцами (черногорскими христианами, принявшими ислам) о возвращении их в Христианство, в Рождественский Сочельник 1709 года по прямому благословению своего митрополита Даниила православные мужчины убивают всех вероотступников-потурченцев, оставляя в живых лишь тех, кто снова обращается ко Христу, страшась смерти временной и вечной. После этого православный митрополит причащает на Рождество, без поста, всех воинов-крестоносцев.

    Так возникла новая держава — теократическая Черногория, бросившая дерзкий вызов огромному исламскому миру. В память этого события, этого волеизъявления народного, все черногорцы стали носить шапки с вышитым сверху крестом, теснящим к краям четыре мусульманских полумесяца, — знаменитый «сербский крест». Этот народный символ воина-крестоносца означал святую пожизненную войну всех черногорцев за веру Христову. Сражаться приходилось даже женщинам, поэтому все носили эти священные головные уборы. Их надевали еще в детстве, ибо и дети помогали, чем могли, в непримиримой войне за веру и державу.

    И это происходило как раз в то время (при владыке Данииле), когда завязываются постоянные отношения с Россией, в которой устанавливается абсолютная монархия. Два противоположных по устройству православных государства взаимно дополняют друг друга.

    Далее: Русская монархия
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос