Цетинский монастырь

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Град Цетинье в Старой Черногоре и Цетинский монастырь, где покоятся мощи святого Петра Цетинского.

    Существует и географическое, и культурное, и этническое понятие Старой Черногоры. Черногория со времен владыки Даниила расширилась во много раз, вбирая в себя различные земли с совершенно другой природой, историей и населением, чем первоначальное ядро государства. Особенно велико различие между континентальной Черногорией и Приморьем. В то же время земли Герцеговины, примыкающие к Черногории и вошедшие в Черногорию при ее территориальном расширении, достаточно близки к ядру собственно Черногории — Старой Черногоре — и в природном отношении, и в этническом, и в историческом. Именно за счет постоянного притока населения из соседней Герцеговины, бежавшего сюда от притеснений турок, население Черногории быстро росло, и потери от войн и неурожайных лет быстро восстанавливались.

    Старая Черногора — исконная заповедная область боговластия — занимает очень маленькое пространство даже по меркам современной Черногории. В самом узком смысле слова Старая Черногора — это фактически котловина Цетинье с окрестностями, непосредственно тяготеющими к Цетинскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы и общей территорией всего около двух тысяч квадратных километров (в два раза больше Москвы). Отрезанная от моря, с климатом хмурым и влажным, эта территория совершенно отличается от сухого и теплого Приморья. Местность представляет собою большей частью светло-серые известняковые скалы, в трещинах которых растут деревья, кусты и трава. В этих трещинах исчезает вода, и задержать ее очень трудно. Летом здесь жарко от раскаленного камня, а зимой влажно. Местность очень дождлива, зима здесь промозгла, но бывают и морозы.

    Именно безплодность прежде почти необитаемой местности и ее труднодоступность позволили здесь укрыться вольным христианам в XV веке. Этим исходом и основанием Цетинского монастыря окончилась история Зеты и началась история Черногоры. Туркам завоевывать эти труднодоступные места было насколько трудно, настолько же и безполезно, так что христианская крепость в Черной Горе продолжала свое почти совсем независимое существование, пока владыка Даниил с народом не порвали всякую связь с турками, объявив басурманам безпо-щадную войну.

    Это — Старая Черногора в границах времени святого Петра Цетинского — самой легендарной и героической эпохи, когда во главе теократии стоял великий святой, сумевший преодолеть племенную вражду, объединив свой народ.

    Однако и по окончании этой благодатной эпохи расширения Черногории, страна все же оставалась совсем небольшим государством. Даже потом, после последующей удачной войны с турками, когда по миру, заключенному в 1858 году, держава ее сильнее расширилась и получила в 1859 году впервые международное признание своим границам с Турцией, даже и тогда ее территория составила всего пять тысяч километров, что соответствует лишь одной десятой части Московской области. Население же Черногории составляло всего 130 тысяч человек. Но как ни мала была Черногория, она имела великое духовное значение как первая православная держава на Балканах, освободившаяся от турецкого ига.

    Замкнутая жизнь в горах породила разделение на племена, которые позднее в державе стали административными единицами, а до этого были политическими. Фактически страна жила родовым строем и натуральным хозяйством в изоляции среди безплодных скал. Но именно эта неимоверно суровая жизнь несказанно закалила и возвысила народный дух. Даже язык Старой Черногоры наиболее сохранил чистоту первоначального сербского языка без греческих, турецких и итальянских наслоений, заметных в других частях разорванного некогда сербского народа.

    Все вышесказанное легче всего можно ощутить в Цетинье — духовной столице современной Черногории и политической столице Старой Черногоры.

    Сердцем Старой Черногоры бьется Цетинье уже более пяти веков, а сердцем Цетинья является старинный Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь, среди неприступных скал, на поле Цетинском, укрылась сербская державность и церковность. В 1482 году Иван Црноевич перенес сюда столицу последней независимой православной державы на Балканах Зеты-Дукли, а в 1484 году здесь им была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в ней монастырь — резиденция митрополита.

    Младший сын Ивана Црноевича, основателя Цетинского монастыря, принял ислам — потурчился при дворе турецкого султана. Получив от турок новое имя Скендербега, он правил своей наследной землей очень сурово, вызвав народное восстание, с жестокостью подавленное в 1519-1520 годах пятнадцатитысячным турецким войском.

    Насколько силы были неравны, явствует из того, что по документу 1521 года все население Черногоры, разбросанное по скалам, составляло около 14 тысяч, а само Цетинье имело население всего лишь около 400 человек. И хотя это исчисление для налогообложения сделано уже после подавления восстания, когда народ потерял много убитыми, ясно, что тогда Черногора не в силах была противостоять хорошо вооруженной турецкой армии с ее мощной артиллерией, не имея для успешного сопротивления ни достаточного количества взрослых мужчин, ни хорошего вооружения, ни центральной власти.

    Власть митрополита еще носила только чисто церковный характер, и вожди племен и главари родов решали все дела Черной Горы, где закон кровной мести приводил к ожесточенным и продолжительным междоусобным войнам местного значения, ослаблявшим и без того слабую Черногору. Даже сто лет спустя, в 1614 году, Цетинье имело всего 70 домов и могло дать лишь 170 воинов. Безплодность земли и ограниченность пространства вместе с междоусобными войнами, голодом и войнами с турками и папистами-католиками мешали быстрому росту населения. Но город все же вырос за век не меньше, чем в два-три раза. В это время монастырь имел 25 монахов и 40 мальчиков и послушников.

    В 1637 году город посетил католический миссионер Франьо Леонарди, а в 1646 году — Иван Паскуале, но черногорцы не поддались лукавому влиянию папского Рима и отвергли предложение принять унию, несмотря на свое бедственное положение. Латиняне пытались сделать Котор своим бастионом в духовном завоевании края, но и в Приморье им не удалось полностью подчинить себе духовно весь народ. Лишь некоторая часть уклонилась под их власть, и то не сразу.

    С 1645 по 1669 год шла Кандийская война. Венеция воевала тогда против Турции и поддерживала в этой же борьбе славян, но эта поддержка была непостоянна и лукава. Черногора была в союзе с Венецией и тоже воевала против турок. Но в апреле 1657 года турки заняли Цетинье и вынудили черногорцев пойти с ними на венецианцев — единственный случай, когда черногорцы сражались на стороне турок. Этим походом был разорван союз Венеции и Черногоры.

    Вслед за долгой Кандийской войной началась новая война Венеции с Турцией — пятнадцатилетняя Морейская (1684-1699). Опять черногорцы и венецианцы вступили в союз против турок, и опять турки пошли на Цетинье. К этому времени авторитет Черногорских митрополитов уже сильно возрос: черногорцы уже начинали смотреть на них как на главную свою политическую власть. В вопросе обновления военного союза против турок Черногорские митрополиты выступили решающей силой. Это понимали и турки, избирая удобный момент для нападения.

    Пока митрополит Виссарион (Борилович) находился в Печской патриархии для посвящения в митрополиты Черногорские, турки в 1685 году опять напали на Цетинье и задержались здесь на четыре дня, уничтожая город. Венецианцы послали свои воинские силы в помощь, но, в то же время, лукаво пользуясь ослаблением Черногоры после разорения турками, они наложили на своих союзников дань. Произошло это в 1688 году.

    В 1691 году венецианцы намеревались превратить Цетинский монастырь в свою крепость для войны с турками. В июле 1692 года скончался митрополит Черногорский Виссарион (Борилович), вдохновлявший народ на войну с турками, и, узнав об этом, в сентябре того же года турки опять пошли на Цетинье. 8 тысяч турок осадило монастырь, защищаемый лишь 37 итальянцами. Турки зарезали всех, кроме одного, который должен был свидетельствовать о поражении. Наутро к туркам подоспело подкрепление в 4 тысячи воинов. Это заставило венецианцев договориться о сдаче не только монастыря, но и всего города под власть турок. Они выпросили амнистию для монахов и жителей города, после чего навсегда покинули Цетинье. Перед этим им удалось заминировать монастырь, чтобы крепость не попала в руки врагов. Как только туда вступили турки, раздался взрыв и большая часть монастыря взлетела на воздух. Две трети монастыря было уничтожено — практически все подсобные помещения. Неповрежденными остались только церковь и монашеские келий. Но в отместку за погибших при взрыве 300 мусульман турки разрушили и храм, и монашеские келий. Символично, что в уничтожении главной святыни Черногории объединились силы и католиков, и мусульман. Это стало великой трагедией для Черногоры.

    От старого монастыря остались развалины, на которых сейчас стоит храм (на пути к митрополии). Но камень с гербом Ивана Црноевича — двухглавым орлом, был извлечен из развалин и вставлен со стороны алтаря нового храма в новом здании митрополии. Этого двухглавого орла легко можно увидеть между двумя маленькими окнами на полукруглой алтарной стене монастырской церкви (алтарной апсиде), где он установлен потому, что и в разрушенном турками храме прежнего монастыря занимал то же место. Камень расположен высоко над землей в целях сохранности, так как, когда его устанавливали, никто не мог дать гарантии, что турки не придут сюда снова. Этот камень — символ преемственности для возрожденного в начале XVIII века монастыря.

    Мощная сила турецкого войска, которому не могли дать надлежащего отпора, вызвала самые страшные последствия для православного народа. Во второй половине XVI и на протяжении всего XVII века, столь скорбного и тяжкого для Черногории, черногорцы стали поодиночке и даже целыми родами переходить в ислам. Появились потурченцы.

    Эти люди называли себя турками и гордились этим, чувствуя поддержку огромной турецкой империи в крошечном православном государстве, за главенство над которым бились млечане и турки при решительном превосходстве последних. Начавшийся переход в басурманство предвещал конец христианской державности, теплившейся еще вокруг Цетинского монастыря, вокруг Черногорского митрополита. Это понимали и турки, и сами черногорцы.

    Но уже через неколько лет после трагического разрушения Цетин-ского монастыря, в 1697 году черногорцами был избран новый митрополит — Даниил (Петрович). При нем христианский народ Черногоры, ставший на край гибели, нашел силы покончить у себя с потурченцами и начать новую историю Черногоры — историю крестоносной теократии в неразрывном священном союзе с Россией. Он восстановил монастырь на новом месте, у крутой скальной стены, чтобы в случае опасности можно было подняться вверх. Но и при митрополите Данииле Цети-нье было разорено до основания, а монастырь в 1714 году был полностью разрушен. Христианский народ Цетинья и ближайших окрестностей был большей частью уничтожен, однако, как и раньше, это уже не могло духовно сломить черногорцев.

    Вот сколько бед пришлось вытерпеть монастырю Пресвятой Богородицы и городу, возникшему возле него! И еще много испытаний предстояло. Но за эти века в испытаниях, в духовной борьбе и монастырь, и город укреплялись христианскими святынями, вдохновлявшими народ на священную войну.

    Святыни Цетинского монастыря — это и главные святыни Черногоры, и главные святыни митрополии Черногорско-Приморской, которая раньше выходила далеко за пределы Черногоры политической. Они были собраны, обретены и сохранены в разное время, и их можно объединить в три группы:

    1. Древние святыни единого Царства Сербского времен святой династии Неманичей.

    2. Святыни собственно Черногории, многие из которых связаны со святой личностью Петра Цетинского.

    3. Святыни, перешедшие из России.

    Из древних святынь особенно драгоценны для верующих епитрахиль святителя Саввы Сербского и корона святого сербского короля-мученика Стефана Дечанского (переделанная в архиерейскую митру).

    Главной святыней собственно Черногории являются мощи святого Петра Цетинского и сам монастырь Цетинский (установка гбо).

    Из России после революции были принесены большая частица Честного и Животворящего Креста Господня, десница святого Иоанна Крестителя и чудотворная Филермская икона Божией Матери.

    Кроме этого, существует еще множество святынь и памятных мест, предметов и захоронений. Но сначала следует рассказать подробнее о главных святынях, начиная с тех, что раньше всего оказались в Цетинском монастыре.

    Главные святыни Царства Сербского относятся к XIII-XIV векам. Прекрасно сохранившаяся епитрахиль святого Саввы — первого архиепископа Сербского, основателя митрополии Черногорско-Приморской, благоговейно хранится уже многие века. В Черногории, земле своих предков, великий святой часто бывал, и сохранность здесь именно его епитрахили трогательно свидетельствует о его любви к народу и любви народа к нему. Епитрахиль — символ духовничества. Ею покрывается голова кающегося грешника, и вместе с ней принимаются все исповеди людей, вся их боль, надежда. Сколько горячих и светлых слез было у этой епитрахили! Сколько склоненных перед Богом и Его великим служителем голов она покрывала, ласково положенная сверху благой десницей сербского первосвятителя! Эта святыня — великий памятник Святой Сербии, прошедший через все испытания. Это свидетельство безсмертия объединенного святой верой народа-мученика, народа-крестоносца.

    Промыслительно, что корона святого короля-мученика Стефана Дечанского (по преданию, именно она) была переделана в архиерейскую митру. Возможно, это единственный случай в мировой истории. В этом случае корона была снята с головы великого святого царя, прожившего трагическую жизнь: ослепленного своим родным отцом и принявшего смерть от собственного сына.

    Мать святого умерла, и отец его Милутин женился на гордой, властолюбивой и лукавой гречанке из приведшей Византию к гибели династии Палеологов. Династии, основателем которой был цареубийца и вероотступник — первый греческий царь-униат. Эта женщина оклеветала святого Стефана, когда он был еще совсем молодым, перед родным отцом, чтобы возвести на трон вместо него, старшего сына короля и законного наследника, византийца. Стефан был ослеплен и сослан в Константинополь под надзор византийского императора. Там у него умер ребенок, и святой возблагодарил Бога, что Он забрал у него дитя чистым и не оскверненным этим миром. Вскоре невинному страдальцу явился святитель Николай, ревностный поборник справедливости, и объявил, что вырванные очи даны на сохранение ему и в свой срок будут чудесно возвращены Богом.

    Так и случилось. Когда ему настало время вступить на престол, то он при всех сдернул с глаз свою повязку, и весь народ был поражен великим чудом, увидев его невредимые очи.

    Этот мудрый и справедливый король царствовал всего десять лет. Он во спасение своей души воздвиг прекрасный монастырь Высокий Дечани в живописной долине реки Быстрицы в Метохии и, оставив трон, стал там монахом. Однако сын его, Стефан Душан, хотя отец и оставил ему царство, по лукавому совету вельмож выступил против своего отца. Отец же, победив его с помощью народа, простил и вновь передал ему трон. Но опять советники оклеветали святого царя, и сын приказал тайно удавить своего отца-монаха в его же монастыре. Так святой принял мученическую кончину.

    За его великую святость из всех святынь Косова и Метохии только его монастырь остался неповрежденным и надежно охраняемым. Один из натовских генералов, зайдя в обитель, был настолько всем здесь поражен, что отдал приказ об особо тщательной охране монастыря Высокий Дечани.

    Есть святыня чисто черногорская, лежащая в основании необыкновенной православной державности, — развалины первого Цетинского монастыря, разрушенного турками. Их можно видеть недалеко от более позднего здания митрополии Черногорско-Приморской.

    Другая, такая же чисто черногорская святыня этого же времени, сохранилась неповрежденной. Это великая реликвия всего православного славянского мира — самая первая печатная православная богослужебная книга на церковно-славянском языке у южных славян — всемирно известный Цетинский октоих, изданный в 1493 году.

    Так же дивная реликвия — гробница основателя Черногорской теократии митрополита Даниила находится на горе над монастырем Цетинским. Его тело было с великими почестями перенесено сюда из Приморья при князе Данииле.

    Когда поднимешься сюда по тропинке-серпантину, открывается потрясающий вид на Черногорию, на священную гору Ловчен, и тебя охватывают чувства настолько сильные, волнующие и радостные, насколько и трудновыразимые. Здесь легче всего почувствовать дупгу черногорца, вытесненного врагами Христа в эти скалы и набравшегося в них несказанной храбрости и великодушия; здесь безсмертие Святого Православия — истинного Христианства чувствуется особенно остро. Душа славянина ощущает здесь свое богоданное величие. На этой высоте с особенной силой чувствуешь рубеж, богатырскую заставу на пути врага и одновременно что-то непередаваемо родное, как будто ты уже здесь когда-то был. Владыка Даниил покоится на горе, как духовный богатырь Святогор из русских былин, охраняя царство Христа и после своей земной жизни, уйдя в безсмертие. Поэтому рядом с ним пробуждаются в душе силы для подвига, который каждому православному человеку предстоит свершить в своей жизни.

    Со святым Петром Цетинским связано множество святынь и реликвий. Несколько лет только простояла каменная плита с его именем: она до сих пор лежит брошенная, как будто только что обрели мощи чудотворца. Эти мощи — великая святыня митрополии и всей Черногории: перед ними, как перед самой заветной святыней, враждующие племена заключали мир, чтобы не лилась братская кровь, ибо произнесенное здесь слово невозможно было нарушить. Здесь весь народ набирался духовных сил для крестоносных войн перед своим самым ревностным митрополитом. Здесь же происходили чудеса исцелений и нравственного перерождения человека.

    Одно помещение в митрополии выглядит так, будто в нем замерло время: голый камень стен без всякой внутренней отделки — и в уголке несколько икон на невысоком столике с лампадкой. Это келия святителя Петра Цетинского, где явственно ощущаешь его незримое присутствие. Кажется, что великий святой стоит рядом и молится за свою маленькую крестоносную державу, чтобы ничем более не омрачился безсмертный союз России и Черногоры.

    Сохранились благоговейно сбереженные личные вещи святителя. Это прежде всего символ его власти как митрополита — драгоценная митра, присланная из России — страны, которую он любил неугасимой и скорбной любовью.

    Особое значение имеют великие святыни всего христианского мира, полученные монастырем из России. История их насчитывает почти два полных тысячелетия. Это большая частица Честного и Животворящего Креста Господнего, десница святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Филермская икона Матери Божией, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, история которых таинственным образом связана с судьбой России и Черногории.

    Эти святыни пережили очень много, пока рыцари ордена иоаннитов, посвященного святому Иоанну Крестителю, не укрыли их у себя на острове Мальта. Иоанниты эти святыни получили в дар от турецкого султана Баязета II в 1482 году. Здесь они хранились более трех веков, пока русский император Павел, принявший захваченную перед этим Наполеоном Мальту под свою власть, не получил их в 1799 году как дар от мальтийского ордена, куда он вступил в качестве великого магистра. Так Россия стала обладателем таких удивительных святынь.

    Но прошло чуть более столетия, и разграбление теперь ждало уже и Россию, отказавшуюся от Святого Православия и монархии. Святыни вывезли за границу. Поскольку Синод Русской Церкви за рубежом находился в Сремских Карл овцах в Югославии, то здесь же, со временем, оказались и эти святыни, отныне связанные с судьбой сербского народа.

    Сначала, с 1918 по 1928 год, они хранились в Копенгагене, а затем краткое время в Брюсселе и Берлине, после чего в 1932 году были переданы в дар Русской Православной Церковью за границей королю Александру Кара-Георгиевичу. С 1941 по 1952 год святыни пребывали в монастыре Острог, а с 1952 по 1978 год ими владели коммунистические власти Черногории как «исторической реликвией». С 1978 года и вплоть до настоящего времени эти святыни хранятся в Цетинском монастыре.

    Близ Цетинья в Добрском Селе расположен монастырь XV века Добрска Челия, предположительно возникший как скит Цетинского монастыря. Над Цетиньем возвышается и Преображенский монастырь на Ивановим Коритима, предположительно основанный еще Иваном Црноевичем одновременно с Цетинским монастырем.

    Далее: Дайбабский монастырь, где покоятся мощи святого Симеона Дайбабского
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос