Древнерусская живопись
Древнерусская живопись
Собрание древнерусской живописи Ростовского музея насчитывает несколько сот великолепных произведений. Начало коллекции было положено в первые же дни после возникновения музея, и продолжает она пополняться до сих пор.
Иконописное искусство экспонируется в восьми залах второго этажа Самуилова корпуса.
Здесь выставлены лучшие, наиболее ценные в художественном отношении произведения, однако большая часть коллекции еще ждет реставрации и научного исследования.
Ростов, наряду с Суздалем и Ярославлем, в средние века стал одним из центров формирования целой живописной школы, давшей образцы живописи выдающегося значения и оказавшей в дальнейшем влияние на искусство централизованного русского государства.
Ростовский музей сейчас обладает всего лишь одной иконой XIII—XIV веков. Это и не удивительно, если вспомнить, как часто в то время Ростов подвергался набегам татарских орд, какие жестокие и частые пожары свирепствовали в городе. В огне гибли бесценные произведения живописи и прикладного искусства.
И только считанные единицы икон, связанные своим происхождением с Ростовом и его окрестностями и переданные в 30-х годах прошлого века в Государственную Третьяковскую галерею, могут рассказать нам о былом искусстве Ростова Великого.
Это иконы «Спас Нерукотворный» XIII века из Введенской церкви Ростова, «Никола Зарайский в житии» конца XIII — начала XIV веков из села Павлова близ Ростова, «Троица» начала XIV века из церкви Козьмы и Демьяна в Ростове, «Преображение» конца XIV века из села Спас-Подгорье.
В Ростово-Суздальской иконописи, свободной от византийского влияния, утверждаются персонажи с типическими, чисто национальными, русскими чертами. Ее мягкие образы, лишенные суровости и прямолинейности, глубоко человечны. Колористические и композиционные принципы живописи Ростова легли в основу московского искусства XV века. Именно из этого источника черпал в дальнейшем Андрей Рублев вдохновение при создании своей «Троицы», «Спаса Звенигородского» и других произведений.
После окончательного присоединения Ростовского княжества к Московскому живопись Ростова испытала сильнейшее влияние искусства Москвы послерублевского периода.
Наиболее древние иконы музея относятся ко второй половине XV века, и написаны они либо местными мастерами, но уже в традициях московской живописи, либо иконописцами Москвы.
Далее: Собрание древнерусской живописи. Первый зал