Высший пилотаж

Дата публикации или обновления 29.08.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • 7 июля 2014. г. исполнилось 55 лет со дня рождения выдающегося лётчика-испытателя Сергея Мельникова (1959-2010 гг.)

    28 июня в «Музее истории г. Жуковского, отечественной авиации и космонавтики» прихода Пантелеимоновского храма г. Жуковского и 4 июля в «Жуковском музее истории покорения неба» прошли встречи в честь 55-летия со дня рождения заслуженного лётчика-испытателя, героя Российской Федерации Сергея Мельникова. 7 июля, в день рождения Сергея Мельникова, благочинный Жуковского церковного округа протоиерей Николай Струков отслужил панихиду по этому замечательному человеку на Быковском кладбище.

    В мероприятиях приняли участие отец Сергея Мельникова Николай Степанович Мельников; лётчик-испытатель ОАО «ОКБ имени АС Яковлева», герой Российской Федерации Олег Олегович Кононенко; жители города Жуковского и прихожане Пантелеимоновского храма.

    Авиационный стаж Сергея Мельникова исчисляется более чем 30 годами и 40 типами самолётов. Мельников считается корифеем палубной авиации России. Именно он первым сделал 100 и 200 посадок на авианосец.

    Именно он обучил многих палубных лётчиков: опыт, накопленный им в результате многочисленных испытаний, в дальнейшем позволил ему разработать методику обучения лётчиков истребительного полка технике посадки на палубу авианосца.

    Жизнь будущего выдающегося лётчика-испытателя Сергея Мельникова с самого детства была так или иначе связана с авиацией. Его семья проживала в городе авиаторов - Жуковском. Отец, Николай Степанович - преподаватель МАИ, доктор технических наук, профессор, работал заместителем начальника лётно-исследовательского института (ЛИИ). Мать, Валентина Ивановна, была ведущим инженером по лётным испытаниям и преподавала в школе лётчиков-испытателей (ШЛИ). Лётчики были постоянными гостями в семье.

    Когда настал момент выбора профессии и места учёбы, Сергей, страстно любивший небо, море и самолёты, взял список всех лётных училищ в военкомате, взглянул на карту Советского Союза и выяснил, что единственное лётное училище на берегу моря - Ейское.

    Подкрепив своё решение бодрым советом друга семьи, известного лётчика-испытателя Олега Кононенко, он сделал свой выбор, определивший всю его дальнейшую судьбу. И действительно, корабельная авиация станет основной темой в профессиональной деятельности Мельникова.

    Начиная с лета 1992 г., Мельников подготовил на Су-25УТГ большую группу лётчиков ВМС для базирования на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Со своей задачей он справился блестяще, за что 7 марта 1995 г. был удостоен звания Героя России с вручением медали «Золотая Звезда».

    Здесь стоит сказать, что посадка на качающуюся палубу, имеющую ограниченную длину, кардинально отличается от привычного приземления. Отличается не только особенностями пилотирования, но и огромной психологической нагрузкой - слишком уж мала площадка.

    Поэтому неудивительно, что медицинская служба, которая обвешивала испытателей датчиками, после полёта констатировала у них почти предынфарктное состояние. И действительно, если обычный «сухопутный» лётчик непосредственно перед касанием выравнивает самолёт и мягко касается бетонки - причём промах в несколько десятков метров не является критичным - то в морской авиации всё обстоит иначе.

    Здесь пилот заходит на посадку по более крутой траектории и в последний момент, без всякого выравнивания, по сути бросает машину на палубу точно в заданном месте. И всё это для того, чтобы зацепиться закреплённым в хвостовой части самолета крюком-гаком за натянутый поперёк трос аэрофинишёра.

    В случае незацепа нужно успеть среагировать, дать «по газам» и взлететь раньше, чем закончится палуба... Или же, при неудачном стечении обстоятельств, успеть в доли секунды воспользоваться катапультой...

    Сергей Мельников, будучи безусловным профессионалом, истинным патриотом, имеющим способность непредвзято и объективно оценивать реальность положения дел в области своей профессиональной деятельности, всегда стремился к самосовершенствованию. При всей опасности, рискованности и азартности профессии лётчика Сергей Мельников никогда не переходил границу разумного, ответственно относясь к своей жизни, жизни окружающих людей и сохранности вверенной ему техники.

    Как одному из лучших пилотов России Сергею Мельникову поручалось первым подниматься в воздух на самолёте Су-33 на боевое дежурство в открытом океане для выполнения автономных полётов на предельные расстояния от авианосца в условиях радиомолчания, независимо от метеоусловий. Отсутствие запасных аэродромов предполагало катапультирование лётчика при возникновении серьёзных аварийных отказов техники.

    Однажды в экстремальных условиях Сергей сумел избежать покидания самолёта и сохранил дорогостоящий истребитель, осуществив уникальную посадку на палубу авианесущего крейсера в открытом океане в тёмное время суток.

    Особое мужество и отвагу проявил он во время подготовки к боевому походу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», буквально ставшего для него родным домом. При отработке складывания крыла в режиме предельных ветровых нагрузок на палубе авианосца был повреждён левый крыльевой топливный бак самолёта Су-33, что требовало ремонта исключительно в заводских условиях.

    И тогда впервые в мировой практике палубной авиации Сергей Мельников осуществил с палубы стоящего у причала крейсера взлёт на самолёте с вытекающим из крыло топливом. В результате проведённой беспрецедентной операции самолёт в аварийном состоянии, в сложных метеоусловиях, практически при отсутствии видимости был перебазирован из бухты Ведяево на аэродром города Североморска, а после устранения течи - в город Жуковский для ремонта.

    И подобных ситуаций в жизни нашего героя было предостаточно.

    Всегда оптимистично, мудро и романтично Сергей оценивал жизнь, говоря: «Вот самолёт может остановиться в небе, но ненадолго - после чего он начинает падать. Так же нельзя надолго останавливаться в жизни, нужно двигаться вперёд! Возможности для этого есть рядом с каждым - нужно только их увидеть!..».

    7 сентября 2010 г. страна простилась с выдающимся лётчиком современности - Сергеем Мельниковым... Он умер после продолжительной болезни, сопротивляясь ей и не унывая...

    Одинокая белая птица высоко кружила над могилой Сергея, покорившего безграничное пространство неба при жизни и оставшегося в нём навсегда после смерти.


    Сотрудник Музея авиации Пантелеимоновского прихода Надежда Бычкова

    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 9 (187), август 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос