Всемирный день православной молодёжи

Дата публикации или обновления 12.02.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • 15 февраля – Всемирный день православной молодёжи.

    Стремление к счастью – общее стремление каждого человека и всего человеческого рода. Но что же такое «счастье»?

    Существует много описаний этого явления, но если присмотреться, проанализировать человеческий опыт, то станет понятно, что счастье – это состояние человеческой души. Можно жить во дворце и закончить жизнь самоубийством. Можно быть очень богатым человеком – и быть глубоко несчастным, а можно быть инвалидом – и чувствовать себя счастливым. Счастье – это содержание нашей внутренней духовной жизни.

    Совершенно очевидно, что наше счастье зависит от нашего выбора. И с выбором нам приходится сталкиваться постоянно – выбором профессии, образования, друзей... Но самый важный выбор – между добром и злом.

    Почему так? Потому что счастье и добро – это синонимы. Не может быть человеческого счастья в сожительстве со злом, потому что зло разрушает человеческую личность. Не может быть счастья без добра! И если кто-то предлагает вам другой путь к счастью, путь, который не включает в себя добра, то это ложный путь.

    Критерии добра и зла

    Наше время – это эпоха сомнений, которая исключает незыблемые авторитеты и концентрирует всю систему ценностей исключительно на человеке. Человек сам вырабатывает критерии различения добра и зла, выдумывает свои ценности, и эти человеческие ценности становятся исключительным центром человеческого бытия.

    Но создаваемые человеком ценности очень изменчивы: привлекательные в одну эпоху, они совершенно отвергаются другой. Человек придумывает ценности, подгоняя их под свои предпочтения, свои интересы и, если продолжить этот ряд, под свой эгоизм. Ценным становится то, что УДОБНО и ПРИЯТНО для человека. Эта система ценностей оставляет свой отпечаток в политике, в общественной жизни, в личной... Настоящий же критерий истины, Божественный, исчезает.

    Через создание ценностей, которые удобны и приятны, легко создать систему управления массами.

    Чаще всего это происходит именно тогда, когда люди больше всего говорят о свободе.

    В наше время «свобода» – один из фетишей. При этом современная цивилизация создаёт средства тотального контроля за человеческой личностью. Эти средства удобны, приятны, обеспечивают комфорт... И мы, абсолютно не задумываясь ни о чём, используем их.

    Свобода человека

    Тотальный контроль за человеком, колоссальное влияние моды и других способов формирования общественных вкусов – как во всём этом разобраться, как в этих условиях сохранить свободу? Ответ опять же находим в Евангелии: «...познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Речь идёт не о человеческой истине, не о человеческой мудрости, не о какой-то философии и идеологии.

    Речь идёт о Божественной истине. И Евангелие даёт нам откровение об истине.

    Только очень важно, чтобы это откровение не осталось на уровне заученных фраз, чтобы оно стало действительно частью нашего мировоззрения, помогало нам в жизни. И Евангелие сделает нас свободными.

    Но как оставаться свободными в условиях внешней несвободы? Не отдавать свою душу никому, кроме Бога.

    Сохранять способность критически оценивать всё, что нам приносит сегодня информационный поток. «Все мне позволительно, но не все полезно, – говорит апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам, – все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

    Нет никаких сдерживающих моментов. Нет никаких табу.

    Всё позволительно, но не всё полезно. Возможность чего-то достигать не означает, что ты непременно должен достичь.

    Существование многообразия человеческого опыта не предполагает, что каждый человек должен всё на своём опыте испытать. Вот это стремление познавать только то, что тебе нужно, полезно, оно и формирует человеческую мудрость.

    Господь нас действительно наделил свободой. Наделил, даже ограничив свободу Свою собственную.

    Он ограничил Свою собственную свободу, основав этот мир на физических законах. И эти физические законы действуют: взрываются вулканы, происходят землетрясения. Многие спрашивают: «А где же тут Бог?» Бог в творении. Он пожелал, чтобы мир существовал именно на таких законах.

    Мы не знаем почему. Он так основал мир. Законы работают с непреодолимой силой и в какой-то мере ограничивают Божественную свободу.

    Вот так же и человеческая неправда, и человеческий грех. Он тоже как бы ограничивает Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческой свободы.

    Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему не следует никогда говорить: «А где же Бог?

    Почему Он это допускает?» Он допускает всё то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой. И это свидетельство великой Божественной любви.

    Ведь Господь мог нас создать запрограммированными на добро. Так же, как мы программируем время своего пробуждения, заводя будильник, так Бог мог запрограммировать весь мир.

    Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным. Но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния.

    И вот здесь – самое важное. Видя зло этого мира, видя несправедливость в человеческом обществе, мы не должны возлагать ответственность за всё это на Бога, мы не должны снимать ответственности с себя.

    Человек – венец творения.

    Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведём, как строим отношения друг с другом, с окружающим миром, с природой, как мы мыслим, как чувствуем, зависит не только лицо будущей человеческой цивилизации, благополучие этого мира и счастье здесь, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы идём на компромиссы со злом, то совершаем грех.

    Чтобы люди земли не использовали великий дар свободы во зло, Господь вразумил нас. Он дал нам Евангелие – руководящие указания к тому, как идти по жизненному пути.

    И, следуя этим Божественным предначертаниям, мы действительно можем преобразить свою собственную жизнь и лик окружающего нас мира.

    По материалам речи Святейшего Патриарха Кирилла на III Международном православном молодёжном форуме.

    Подготовила Мария Лутовинова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 2/243, февраль 2019 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос