Всё, что мы делаем, мы должны
делать с любовью, с душой...
Разговор о работе кружка «Роспись по дереву» с его руководительницей Ириной Александровной Прокопьевой. Ирина занимается с подростками и взрослыми в Духовно-просветительском центре Мытищинского благочиния Московской епархии.
— Скажите, пожалуйста, Ирина, как пришла в голову идея об открытии этого кружка?
— Это произошло совершенно случайно, в одной паломнической поездке мы разговорились с Натальей Евгеньевной Дубовцевой, потом с О.Олегом побеседовали. Вот так родился этот кружок.
— А сколько уже работает ваш кружок?
— Мы открылись 23 января этого года. Только-только делаем первые шаги. Пока это пробные занятия, на которые постепенно набираются люди. Уже есть такие, которые ходят с первого занятия.
— Ирина, наверное, преподавать роспись по дереву вам уже не в первой?
— С детьми я в школе вела декоративно-прикладное творчество. Мы занимались разными народными промыслами — лепкой, дымковской игрушкой. Потом успешно выставлялись в Москве.
— А какой институт, если не секрет, вы закончили?
— Декоративно-прикладное отделение Заочного народного института искусств.
— Ирина, знаю, что вы преподаёте у детей в «Гимназии», в фонде «Свеча надежды», ещё вы ведёте кружок по росписи, остаётся ли у вас свободное время?
— Конечно, остаётся на сон ночью (смеётся). Без этого никуда, силы надо где-то восстанавливать.
— Какие у вас планы по самому кружку?
— У каждого человека своя стезя, своя индивидуальность. И моя задача — найти каждому, кто приходит то, что ему интереснее, лучше получается и развивать именно это. Основной упор сделаем на народные промыслы — это русская народная игрушка, роспись кухонной утвари, украшений в дом. Подробнее остановимся на очень нарядной городецкой росписи (досточки, шкатулочки). Также будем учиться расписывать матрёшек, у кого есть детки, возьмёмся за деревянные игрушки: пирамидки, лошадки-каталки, всё, что захочет человек.
— Должны ли иметь приходящие в ваш кружок какое-либо художественное образование?
— Нет, в первую очередь должно быть желание. Здесь совсем необязательно быть художником и даже сложнее, если человек профессионально занимался живописью, потому что в прикладном творчестве ему будет крайне сложно себя найти. Иногда бывает проще, если человек приходит и ничего не умеет. Самое главное, что всё было желанным и шло от души. Чтобы работы, которые мы делаем, дарили лёгкость, хорошее настроение, улыбку. Они должны быть живыми, несущими радость людям.
— Современный человек постоянно находится среди людей, в обществе, где так много полезной и подчас ненужной информации, что ему могут дать занятия росписью?
— Думаю, возвращение к своим корням, истокам, ведь предстоит работать с натуральным материалом-деревом, а также с красками, с лаком. Сейчас очень много всего синтетического, искусственного и мы совершенно уходим от наших исконно русских материалов, которые ближе всего к человеку. Так, мы проводили мастер-класс по кукле из лыка и некоторым детям не понравился запах лыка и из-за этого они разворачивались и уходили.
Современный человек уходит от своих корней и идёт неизвестно куда. Хотелось бы, чтобы возродился интерес именно к русской народной игрушке, наши дети начали играть в матрёшки, лошадок, они так приятны пальцам.
Вот, например, деревянные бирюльки, о которых никто не знает, а игра в них развивает речь. На занятиях по росписи вас не оставит равнодушным запах краски, сочетания цветов, некая первобытность.
— Ирина, какие наставления ваших преподавателей для вас по-прежнему актуальны?
— Наверное, что ко всему создаваемому тобой надо относиться с любовью, и всё своё настроение, состояние ты вкладываешь в то, что в дальнейшем будет служить людям.
Нельзя садиться создавать какое-либо изделие в плохом настроении, в гневе, злости, иначе может вообще ничего не получиться или получится, но совершенно не то. Самое главное наставление — то, что мы делаем, мы должны делать с любовью, душой.
— Тот человек, который хочет к вам записаться, что он должен сделать?
— Он может просто прийти, где я всё скажу на первом пробном занятии либо есть телефон, он позвонит, я также отвечу на все вопросы, потому что материалы мы приносим с собой - это краски, определенные кисточки и деревянные заготовки. В любом случае, сначала мы будем работать с эскизами, а только потом с материалами.
— Как вы думаете, бывают ли идеальные ученики?
— Может, это те, кто хочет и стремится учиться. И задача грамотного педагога не отбить это желание, а увидеть ту ниточку, искорку, которая есть в человеке и просто её развить, «раздуть». Вот с первого занятия ходит девушка, она говорит, что нашла себя в росписи по дереву и уже видно, как это у неё хорошо получается.
— Напоследок скажите пару слов тем, кто хочет прийти на ваши занятия
— Не бойтесь и приходите. Может и не получиться, может человек придёт на одно занятие и поймёт, что это не его. Ничего страшного нет. Если хочется, надо попробовать, перебороть в себе страх.
Газета «Донская слобода», № 2 (46), март 2014 г.