Василий Александрович Сухомлинский

Дата публикации или обновления 16.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • 28 сентября 2018 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

    Василий Александрович Сухомлинский.

    Профессию учителя Сухомлинский называет человековедением, подчёркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нём что-то новое, восхищаться этим новым и видеть человека в процессе его становления.

    По мнению Сухомлинского, в годы детства и отрочества душу ребёнка необходимо оберегать от зла утверждением добра. Один из главных его принципов – постоянно оберегать чистоту души ребёнка, чтобы на плодородную почву не попало ни одно семя зла.

    Василий Александрович отмечал, что у педагога непременно должно быть призвание, беспредельная вера в человека и в силу воспитания. А воспитание человека – это прежде всего воспитание сердца.

    «Опыт показывает, – писал Сухомлинский, – что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира <...>

    Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну приобщение к жизни в природе».

    При этом Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Вот почему для реального воплощения этого положения в действие он говорил о необходимости создания живых уголков и проведении с детьми реальных дел по охране природы.

    Детям не надо много говорить, считал Сухомлинский, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать. В эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов.

    Множество школьных конфликтов, по мнению Сухомлинского, происходит именно из-за неумения учителя говорить со своими учениками. Нужно избегать крайностей, не быть чрезмерно требовательным, жёстким к ребёнку, но и не потакать всем его капризам. Школе часто приходится восполнять недостатки семейного воспитания, и поэтому учителю следует знать семьи своих учеников и быть особенно внимательным к детям, обойдённым домашним теплом.

    Свои педагогические идеи Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ.

    Сухомлинский считается создателем народной педагогики.

    Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал её почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. Это была школа радости, ибо в ней всё было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста.

    Подготовила Елена Добронравова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 10/239, октябрь 2018 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос